Журнал геометрического нивелирования

№ стан. Точки и плечи Отсчеты превышения h(мм) Сред. превышение
    задние передние   hср(м)
Рп262-Х1 100-100 6320 7494 -1175 -1173 -1174
Х12 50-50 7258 5096 +2205 +2202   +2207    

Sа= Sв= Sh= Shср=

Создание высотного обоснования строительной площадки

Для создания высотной геодезической основы на строительной площадке закрепляют временные репера (не менее 2-х) и проложив через них нивелирный ход с привязкой к городским реперам, определяют высоты временных реперов.

Они и являются основой для дальнейших разбивочных работ по высоте.

На предложенной преподавателем площадке закрепляем 3 временных репера Рп1,Рп2.

Через них прокладываем нивелирный ход замкнутый или разомкнутый (по заданию) с привязкой к городским реперам

.

Обработка результатов нивелирования включает постраничный контроль журнала, который выполняется на его каждой странице.

Постраничный контроль заключается в суммировании каждого столбца в отдельности.

Sа- сумма задних отсчетов (без пяток)

Sв- сумма передних отсчетов (без пяток)

Sh- сумма превышении

Shср - сумма средних превышении

При этом должны соблюдаться следующие условия

Sа-Sв=Sh

Sh / 2=Shcр

Обработка материалов нивелирования

В журнале нивелирования вычисляем общие превышения между городскими и временными реперами. Так же для выявления грубых ошибок выполняем постраничный контроль в журнале нивелирования, а для проверки правильности проложения хода вычисляем невязку нивелирного хода и сравниваем ее с допустимой.

Если полученная невязка превышает допустимую, нивелирный ход пркладываем заново, если в пределах допустимого значения вычисляем ведомость высот.

Затем на формате А4 вычерчивается схематично план нивелирного хода, где красным цветом и стрелкой показывается нивелирный ход (см. приложение № 15).Одновременно с выполнением постраничного контроля каждым членом бригады по своему варианту составляется ведомость высот.

Ведомость вычисления высот

№ точек Средние превышение hср (мм) Поправки h (мм) Исправленные превышения h (м) Высоты точек Н (м)
Рп262       152,300
  -1,174 +2 -1,172  
Х1       151,128
  +2,204 +2 +2,206  
Х2       153,334

Порядок заполнения ведомости высот

1. Графы 1 и 2 выписываем из журнала геометрического нивелира.

2. Вычисляем практическое превышение между реперами.

hпрак= Shср. ,

где Shср - сумма средних превышении на каждой станции.

3. Вычисляем теоретическое превышение между реперами

hтеор.= 0 (для замкнутого хода)

Для разомкнутого хода:

hтеор.=Нкон.-Ннач.,

где Нкон. - высота конечного репера,

Ннач - высота начального репера.

4. Вычисляем невязку невилирного хода

f h=hпрак-hтеор.

5. Сравниваем полученную невязку с допустимыми значением

f hдоп = ± Ö n > fh,

где n-число станций.

6. Если условие выполняется, полученную невязку нивелирного хода распределяем во все превышения приблизительно поровну с противоположным знаком (гр3.)

7. Исправленные превышения (гр.4) получаем с учетом введенных поправок.

8. Высоты точек (гр.5) вычисляем по формуле

Н21+h

Вопросы ко второму дню практики

1. Высота точки абсолютная.

2. Высота точки относительная.

3. Начало отсчета абсолютных высот точек.

4. Начало отсчета относительных отметок в строительстве.

5. Превышение.

6. Понятие о нивелировании.

7. Какими приборами можно измерить превышение?

8. Что с собой представляет геодезическое нивелирование?

9. Суть геометрического нивелирования.

10. Способы геометрического нивелирования.

11. Суть геометрического нивелирования из середины.

12. Геометрическое нивелирование вперед.

13. Сложное нивелирование.

14. Отсчет по рейке.

15. Горизонт инструмента.

16. Чему он равен?

17. Чему равна отметка точки, если известен горизонт инструмента?

18. Типы нивелиров.

19. Как различают нивелиры по точности?

20. Как различают нивелиры по устройству?

21. Основные части нивелира.

22. Назначение элевационного винта.

23. Почему на производстве применяют двухсторонние рейки?

24. На что устанавливают рейки?

25. Почему рейки не ставятся непосредственно на грунт?

26. Что такое нивелирный ход?

27. Плечо нивелирования.

28. Отсчет по рейке.

29. Условия выбора станции.

30. Работа на станции нивелирования.

31. Контроль на станции нивелирования.

32. От какой точки начинается нивелирный ход?

33. Невязка замкнутого хода.

34. Невязка разомкнутого хода.

35. Допустимая невязка.

ТРЕТИЙ ДЕНЬ ПРАКТИКИ

“Геодезические работы при строительстве линейных сооружений»

Учебная цель: научить студентов производить закрепление пикетных точек, выполнять высотную привязку и нивелирование трассы по пикетам, построение профиля.

Инструменты и приспособления: нивелиры НВ и НТ, нивелирные рейки, башмаки, мерные ленты, колышки, журналы нивелирования.

В результате студент должен:

- знать: назначение, порядок и содержание полевых и камеральных работ по созданию продольного профиля трассы;

-уметь: выполнять комплекс геодезических работ при составлении продольного профиля трассы:

Задание на день.

1. Разбить трассу длиной 150 м и через каждые 50 м закрепить пикеты колышками.

2. Отнивелировать трассу разомкнутым или замкнутым нивелирным ходом с привязкой к ближайшим реперам.

3. Обработать результаты нивелирования:

- выполнить постраничный контроль в журнале нивелирования;

- составить ведомость высот;

- построить профиль оси автодороги.

В результате выполненных работ оформляются:

1. Журнал технического нивелирования – 1

2. Ведомость вычисления высот - 4

3. Профиль оси автодороги – 4

Пояснения к работе

Строительство линейных сооружений (автомобильные и железные дороги, сети коммуникаций, трубопроводы) ведется по специальным чертежам, называется профилями.

Профиль – это изображение вертикального разреза местности по заданному направлению.

В заданном направлении вдоль оси будущей автодороги разбивают пикетаж, для чего от начального пункта (нулевого пикета) последовательно мерной лентой откладываем отрезки по 50 м (в учебных целях).

Концы каждого из них закрепляем кольями-пикетами, сокращенно обозначенными ПКО, ПКО+50, ПК1, ПК1+50, ПК-2.

Для определения высот пикетов выполняем нивелирование трассы. Оно выполняется с помощью нивелира по двусторонним рейкам. Отсчеты по рейкам на пикетах берутся по обеим сторонам и записываются в журнал нивелирования.

Для контроля получения высот пикетов нивелирный ход прокладывают второй раз в обратном направлении.

Необходимым условием полевого трассирования является привязка трассы к пунктам государственной нивелирной сети. Для этого нивелирный ход привязываем к городским реперам. Для выявления грубых ошибок в журнале нивелирования выполняем постраничный контроль.

Для вычисления высот всех пикетов составляем ведомость высот каждый по своему варианту. По полученным фактическим высотам пикетов строим профиль оси будущей автодороги.

Продольный профиль строится в двух масштабах- вертикальный в 10 раз крупнее горизонтального т. е., если горизонтальный 1:1000, то вертикальный 1:100, или горизонтальный 1:2000, то вертикальный –1:200.

Профиль вычерчиваем на отдельном листе формата А3 в следующей последовательности:

1. Из всех фактических отметок пикетов выбираем самую минимальную, уменьшаем ее на 2-3 метра и принимаем за условный горизонт.

2. От условного горизонта в вертикальном масштабе откладываем вверх фактические отметки пикетов, соединяем полученные точки четкой линией. Таким образом получаем фактический профиль.

3. Руководствуясь минимальным объемом земляных работ и уклоном местности, намечаем проектный профиль карандашом.

4. С проектного профиля снимаем проектные отметки начального и конечного пикетов и вычисляем уклон проектной линии по формуле:

i = (НПКкон - НПКнач) / Д,

где Д- длина трассы.

Вычисленный уклон красной пастой заносим в колонки, показав в числителе тысячную долю уклона (промилю), а в знаменателе длину трассы, на котором действует этот уклон.

5. Проектные отметки следующих пикетов вычисляем по формуле:

НПКО+50 = НПКО + i × d,

где i - уклон проектной линии;

d – расстояние от ближайшего пикета до определяемого.

Контроль: отметка конечного пикета, вычисленная по формуле и определенная графически должны совпадать.

Незначительная разница возможна за счет округления уклона.

Полученные отметки заносим в графу красным цветом.

6. По полученным проектным отметкам пикетов строим проектный профиль красным цветом.

7. Вычисляем рабочие отметки пикетов по формуле

НПКОраб. = НПКОпроек. – НПКОфакт

Если Нраб. – положительна, требуется подсыпка грунта, если отрицательна –срезка.

Рабочие отметки подписываем у проектного профиля соответствующих пикетов зеленым цветом подсыпка – сверху, срезка – снизу.

8. Определяем положение точек нулевых работ (пересечение проектного профиля и фактического)

а).расстояние от точки нулевых работ до ближайшего пикета определяем по формуле

Х = |а| × d

|а| + |b|

где |а| и |b| - левая и правая рабочие отметки пикетов, между которыми находится точка нулевых работ;

d – расстояние между пикетами.

Б) проектную высоту точки нулевых работ определяем по формуле

НА проек = НПКближ + i × х

где НПКближ - проектная высота ближайшего пикета,

i – уклон проектной линии

х –расстояние от ближайшего пикета до точки нулевых работ.

Полученная проектная высота выносится в графу под точкой нулевых работ красным цветом.

Пример оформления продольного профиля см. в приложении № 15.

Вопросы для закрепления

1.Что называется профилем?

2.Что такое разбивка пикежа?

3.Как определяются высоты пикетов?

4.Что является необходимым условием при нивелировании трассы?

5.Как узнать, что нивелирный ход проложен правильно?

6.В чем заключается постраничный контроль в журнале нивелирования?

Для чего он выполняется?

7. В какой последовательности вычисляется ведомость высот пикетов?

8.Как узнать, что высоты пикетов вычислены правильно?

9.По какой формуле определяется уклон проектной линии?

10.По какой формуле определяется проектные отметки следующих пикетов?

11. Что такое рабочая отметка на профиле, как она вычисляется?

12. Что называется точкой нулевых работ?

13. Как определить расстояние от ближайшего пикета до точки нулевых работ?

14. Как определить проектную высоту точки нулевых работ?

15. Перечислите состав полевых работ по созданию продольного профиля трассы.

16. Перечислите состав камеральных работ по созданию продольного профиля трассы.

ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ ПРАКТИКИ

“Геодезические работы при вертикальной планировке участка”

Учебная цель:научить студентов производству работ по нивелированию поверхности строительной площадки по квадратам.

Инструменты и приспособления: теодолит, штатив, отвес, нивелиры, ленты мерные, рейка нивелирная, башмаки, колышки, бланки полевых журналов.

В результате студент должен

знать: методику нивелирования поверхности по квадратам и методы вычисления объемов земляных работ;

уметь: выполнять полевые работы по площадному нивелированию, выполнять вычисления и составлять план площадки в горизонталях.

Задание на день

1. Разбить площадку размером 30 х 20 м на квадраты 10 х 10 м, вершины квадратов закрепить колышками.

2. Отнивелировать площадку с одной постановки нивелира.

3. Выполнить высотную привязку одной из точек площадки к городскому реперу двойным нивелированием: прямо и обратно.

4. Составить проект вертикальной планировки

Наши рекомендации