Роль диагностики в формировании стратегии органтзации системы то и ремонта машин
Сервисное сопровождение – сопровождение любой основной услуги особыми, дополнительными услугами, придающее данной услуге особую привлекательность для потребителя.
В связи с появлением этого нового фактора меняется и понятие конкуренции.
Конкуренция на сегодняшний день– это не конкуренция между собой того, что произведено фирмами на своих заводах и фабриках, а того, чем они дополнительно снабдили свою продукцию в виде упаковки, услуг, рекламы, консультаций для клиентов и прочих ценимых людьми вещей.
В автомобильной отрасли, понятие конкуренции относится к сфере организации автосервисных услуг на предприятиях СТОА.
Таким образом, продажа образует область конкуренции, а сеть автосервисов – конкурентную среду в сфере услуг.
Под системой ТО и ремонта машинпонимается комплекс мероприятий (технических воздействий), обеспечивающий наиболее экономичными способами поддержание техники в исправном и работоспособном состоянии.
Назначение системы – обеспечение требуемого уровня технической готовности машин и оборудования в процессе полного использования заданного им ресурса с учетом условий эксплуатации при минимальных затратах труда, материальных и денежных средств на ТО и ремонт.
Целью системы ТО и ремонта является управление техническим уровнем надежности машин; вызывает большое количество сопутствующих отказов, трудоемкость и стоимость устранения которых значительно удорожает ремонт машины.
Основные задачи системы ТО и ремонта:
1. профилактическое предупреждение отказов и неисправностей. Метод выполнения – контроль за изменением параметров основных составляющих автомобиля и регулировка их по нормативам.
2. отдаление момента достижения автомобилем предельного состояния. Метод выполнения – снижение интенсивности изменения параметров, разработка рекомендаций по улучшению условий эксплуатации, разработка по модернизации наиболее отказных систем.
3. поддержание санитарно – гигиенического состояния и внешнего вида автомобиля.
4. возвращение систем в начальное или близкое к нему техническое состояние, по средствам восстановления и ремонта.
Разнообразие конструктивно-технологического исполнения машин и условий их использования, обслуживания и ремонта в общем случае предусматривает несколько стратегий (Рис.1) выполнения технических воздействий:
Рис.1.1 Структура системы ТО и ремонта машин
Стратегия аварийно-восстановительного ремонта предусматривает проведение ремонтапосле отказа машины. При этой стратегии отсутствуют затраты на организацию и развитие Системы ТО и ремонта, но она обладает рядом недостатков:
· не позволяет предупредить отказ машины и тем самым исключить возможность аварии и получения ущерба, иногда очень значительного;
· планировать работу ремонтных служб.
Стратегия профилактического ТО и ремонта по наработке предусматривают проведение управляющих технических воздействий в плановом порядке с определенной периодичностью. При этом периодичность их проведения устанавливается таким образом, чтобы предупредить возможность возникновения отказов машины в процессе работы.
При проведении профилактических управляющих технических воздействий в плановом порядке по наработке не учитывается фактическое состояние машины в целом и отдельных сборочных единиц. Следовательно, из-за разницы значений ресурса и наработок на отказ элементов машины профилактическое проведение ТО и ремонтов по плановой наработке ведет к осуществлению ненужных технических воздействий, не оправданных техническим состоянием машины.
Плановая замена агрегатов ведет к тому, что ресурс, заложенный в их конструкции, реализуется лишь на 40...60%. Ненужные ремонтные воздействия и большой остаточный ресурс заменяемых элементов в значительной степени снижают эффективность технической эксплуатации машин. Вместе с тем стратегия профилактического обслуживания и ремонта по плановой наработке не исключает возможности возникновения отказов машины в процессе работы.
Стратегия профилактического ТО и ремонтов машин по фактическому состоянию лишена перечисленных недостатков. Периодический контроль технического состояния машины по основным диагностическим параметрам позволяет организовать своевременное проведение технических воздействий и, благодаря этому, не только предотвратить отказы отдельных составных частей, но и повысить уровень надежности машины в целом.
При этом проведение технических воздействий в строгом соответствии с действительной потребностью машины позволяет исключить ненужные операции, за счет чего снизить эксплуатационные затраты. Таким образом, очевидно, что система профилактического ТО и ремонтов машин по фактическому состоянию является более эффективной и прогрессивной по сравнению с системой ТО и ремонтов по плановой наработке. Однако для внедрения такой системы необходимо оснащение эксплуатационной базы дорогостоящим диагностическим и информационным оборудованием.
В практике организации технической эксплуатации автомобильной техники в РФ из перечисленных систем наибольшее распространение получили системы, предусматривающие профилактическое проведение ТО и ремонтов по плановой наработке.
Техническое обслуживание машин – комплекс работ по поддержанию работоспособности или исправности машин при их использовании, хранении и транспортировании без восстановления ресурса и замены составных частей машины. Работы носят предупредительный характер и выполняются в обязательном порядке на протяжении всего периода эксплуатации машины в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.
Цель технического обслуживания машин – систематический контроль технического состояния и выполнение плановых работ для уменьшения скорости изнашивания элементов, предупреждения отказов и неисправностей.
Система устроена так, что в состав работ технического обслуживания, имеющего более высокий порядковый номер, входят работы каждого из предшествующих видов воздействий. При эксплуатации машин предусматриваются следующие виды обслуживаний: ежесменное (ежедневное) техническое обслуживание (ЕО); номерные ТО (ТО-1, ТО-2 и ТО-3) и сезонное (СО).
Объем ремонтных воздействий зависит от степени старения (изнашивания) или повреждения машины (агрегата). Исходя из этого, ремонтом называют комплекс операций по устранению неисправности или восстановлению работоспособности изделий (или их составных частей), а также их ресурсов. В соответствии с назначением, характером и объемом выполняемых работ различают несколько видов ремонта.
Плановый текущий ремонт – совокупность технологических воздействий на изделие, проводимых в зависимости от установленной регламентом завода-изготовителя плановой наработки с целью восстановления одного или некоторой группы его эксплуатационных свойств до нормального уровня.
Заявочный ремонт – совокупность технологических воздействий на изделие, проводимых с целью устранения или предупреждения случайного отказа. Заявочный ремонт выполняется по специальным заявкам передвижными ремонтными станциями непосредственно на объектах или специализированными ремонтными бригадами в цехах (участках, отделениях) эксплуатационного предприятия.
Капитальный ремонт (КР) – вид ремонта, выполняемый для восстановления полного (или близкого к полному) ресурса изделия с заменой или восстановлением любых составных частей, в том числе и базовых.
При направлении в КР учитывают затраты на текущие ремонты, например, суммарную стоимость израсходованных запасных частей с начала эксплуатации. При этом на практике стараются исключить полнокомплектный КР машины, заменяя отдельные агрегаты и узлы, требующие ремонта.
Восстановительный ремонт – вторичное производство изделия, т.е. изготовление методами ремонта машины или сборочных единиц, у которых показатели свойств отличаются от показателей свойств аналогичных изделий, изготавливаемых на предприятии основного производства (первичного), на допустимую величину (замена кузова на вторую комплектацию, восстановление кузова и систем после ДТП).
Средний ремонт (СР) производится с целью частичного восстановления ресурса путем замены или ремонта не менее двух элементов машины, включая двигатель. Как показывает статистика, СР проводится после выработки 60% ресурса машины и обычно относится к ремонтам грузовых машин.
Гарантийный ремонт производится с целью устранение отказов, возникающих в интервале гарантийной наработки по вине завода-изготовителя (завода по капитальному ремонту) Этот вид ремонта выполняется силами названных предприятий.
Профилактический ремонтпроводится по рекомендации главного конструктора машины (агрегата) с целью замены элементов, не обеспечивающих заданный межремонтный ресурс изделия. Как правило, этот ремонт выполняется силами ремонтных служб, эксплуатирующих изделие организаций.