Вопрос 1.Формирование профессиональной готовности
Научить профессии педагога нельзя, но научиться ей можно.
Состоится педагог-мастер или нет, зависит не только от системы обучения, но прежде всего от усилий тех, кто учится.
Поэтому система обучения основам педагогического мастерства помогает будущему педагогу увидеть и осознать основные вехи профессионального роста в соответствии с реальным уровнем возможностей каждого.
Большинство авторов склонно рассматривать формирование готовности к различным видам деятельности при подготовке специалистов как процесс, имеющий свои собственные особенности и закономерности.
Отсюда термины «подготовка» и «готовность» трактуются не как синонимы, хотя между собой они тесно связаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. Это объясняется тем, что то или иное качество готовности специалиста во многом определяется именно тем, какую он проходил подготовку.
Неслучайно под термином «подготовка» понимается динамический процесс, конечной целью которого является формирование такого профессионального качества личности, как готовность.
Подготовка – это действия, направленные на выработку навыков, передачу знаний и формирование активной жизненной позиции. Понятие «подготовка» будем понимать в широком смысле – «профессиональная подготовка» как организация обучения, различные формы получения профессионального образования.
Подготовленность– наличие запаса необходимых знаний, навыков, опыта в какой-либо определенной области, приобретенных путем систематического обучения чему-либо или изучения чего-либо.
Готовность – необходимое условие успешной деятельности личности, в том числе и профессиональной.Это интегральное качество личности, которое характеризуется определенным уровнем ее развития и определяет возможность личности участвовать в каком-либо процессе.
Готовность отличается от подготовленности наличием мотивов и убеждений личности. Готовность определяется достаточным уровнем способностей, определенными знаниями, профессиональными навыками, умениями, опытом личности и наличием мотивов.
По мнению Л. Г. Семушиной, понимающей готовность к профессиональной деятельности как психическое состояние человека, которое предполагает осознание человеком своих профессиональных целей, способность осуществлять анализ и оценку имеющихся условий, определять наиболее вероятные способы действия, предвидеть мотивационные, волевые и интеллектуальные усилия, вероятность достижения результатов. Автор рассматривает профессиональную готовность как интегративное качество личности специалиста, которое основывается на владении знаниями и умениями в области профессиональной деятельности, накоплении первоначального профессионального опыта.
Ю. Т. Русаков выделяет следующие функции готовности к профессиональной деятельности:
– гностическую, которая обеспечивает качественную образовательную подготовку;
– интегративную, связанную с установлением процессуального единства между целью и действием;
– прогностическую, отражающую результат деятельности;
– ценностно-ориентировочную, связанную с осмыслением значимости профессиональной деятельности .
Итак, определим профессиональную готовность как сложное психолого-педагогическое явление, сочетающее взаимосвязанные психологические особенности и нравственные качества личности, социально-ценностные мотивы выбора профессии, способы поведения, специальные профессиональные знания, умения и навыки, обеспечивающие специалисту возможность трудиться в избранной им профессиональной сфере.Т.О. Ведущей и наиболее сложной стороной (составляющей) готовности к деятельности является психологическая готовность.
Говоря о психологической готовности к педагогической деятельности, исследователи используют различную терминологию: профессиональная готовность психики специалиста (В.А. Сластенин, Ю.В. Прошунина), готовность к восприятию и решению педагогических задач (Н.В. Кузьмина), психологическая готовность к педагогической деятельности (О.В. Борденюк, Т.В. Иванова), социально-психологическая готовность к решению различного вида педагогических задач (А.А. Деркач).
Психологическая готовность к профессиональной деятельности формируется в процессе профессионального обучения.
Одновременно психологическая готовность – это условие эффективности профессиональной деятельности.
В структуре готовности к профессиональной педагогической деятельности выделены следующие функциональные блоки:
1. Личностно-мотивационный: включает профессионально важные качества, определяющие отношение к профессиональной деятельности.
2. Представление о целях профессиональной деятельности: качества определяют понимание и принятие задач, цели профессиональной деятельности.
3. Представление о содержании деятельности и способах ее выполнения: знания и умения, необходимые для выполнения профессиональной деятельности.
4. Информационный блок: качества, обеспечивающие восприятие, переработку и сохранение информации, необходимой для выполнения профессиональной деятельности.
5. Управление деятельностью и принятие решений: качества обеспечивают планирование, контроль и оценку собственной профессиональной деятельности.
Каждый блок включает перечень профессионально важных качеств, которые оказывают значимое влияние на эффективность профессиональной педагогической деятельности.