Технологии самообслуживания и ведения домашнего хозяйства.
- Культура поведения и самообслуживание:
Культура поведения, питания и организации трудовой деятельности. Культурные и трудовые традиции семьи, села, города, родного края, народа. Элементарные представления об опрятности, аккуратности во внешнем виде. Значение здорового образа жизни, правильного питания, соблюдения режима дня, личной гигиены. Личная гигиена и культура поведения: Правила и приемы мытья рук, умывания, ухода за волосами. Правила поведения за столом и в общественных местах. Правила и приемы пользования столовыми приборами. Первоначальные представления о пользовании электричеством, газом, бытовыми приборами. Правила безопасного обращения с острыми и режущими столовыми приборами, с нагревающимися и режущими бытовыми приборами, посудой с кипятком.
Уход за одеждой и обувью: Представления о стиле одежды, необходимости ее соответствия времени года. Отношение к одежде как способу выражения душевного состояния человека. Общие и сезонные требования к одежде. Национальные традиции в одежде. Необходимость бережного отношения и ухода за одеждой и обувью. Отношение к обуви как предмету, дополняющему одежду. Необходимость ее соответствия времени года и погодным условиям. Необходимость поддержания чистоты обуви. Зависимость выбора способа чистки обуви от свойств материала, из которого она сделана. Способы и приемы шнуровки кроссовок, чистки обуви из ткани и кожи. Приемы мытья и правила сушки мокрой обуви. Приемы стирки мелких предметов одежды.
Работы по дому: Значение и правила гигиены жилья. Необходимость проветривания, содержания в чистоте и порядке помещения. Приемы и последовательность этапов уборки помещения.
Техника безопасности и технологии сухой и влажной уборки помещений.
Элементарные представления о пользовании отоплением, газом, транспортом, бытовыми приборами. Правила техники безопасности пользования газом, электричеством. Правила и приемы безопасной работы с утюгом, пользования чайником, другими нагревающимися и электрическими приборами. Правила и приемы сервировки стола, уборки со стола после еды, мытья посуды.
Ремонт одежды: (пришивание пуговиц, ремонт распоровшихся швов, изготовление петелек, ремонт, изготовление и замена вешалок на одежде, вдергивание бельевой резинки, штопка, поднятие петель на трикотажных вещах, выполнение заплат).
Ремонт книг: Ценностное отношение к книгам, как к объектам культуры и источникам знаний. Исторические сведения о книге, развитии книгоиздания. Устройство современных книг. Способы ремонта: Заклеивание разрывов на страницах книг (на полях и по тексту). Приклеивание выпавших листов на прежнее место. Восстановление распавшихся на страницы брошюр, крепление или замена оторванной обложки. Изготовление переплетных крышек. Ремонт и крепление переплетной крышки к книжному блоку или тетради.
В результате изучения раздела обучающиеся научатся:
— соблюдать требования гигиены и правила культуры поведения;
— правильно пользоваться столовыми приборами;
— применять накопленный опыт и выполнять доступные действия по самообслуживанию и ведению домашнего хозяйства;
— уважать труд членов своей семьи и работников сферы услуг;
— проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;
— осуществлять действия самообслуживания, ухода за одеждой и обувью, уборки помещений, ремонта книг и одежды в изученном объеме;
— соблюдать правила безопасного пользования нагревающимися и режущими бытовыми приборами, газом (под присмотром взрослых);
— принимать участие в коллективном труде по уборке классной комнаты;
— выбирать необходимые средства для работы;
— соблюдать правила безопасной работы и гигиены в изученном объеме обслуживающего труда;
— осуществлять коммуникации, договариваться о распределении ролей в совместной трудовой деятельности;
— проявлять, уважение и толерантность к участникам совместного труда, их мнению;
— применять навыки совместной трудовой деятельности, сотрудничества, взаимоподдержки, взаимопомощи;
— осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль;
— понимать значения понятий «организация труда», «простой», «норма времени»;
— оценивать результаты совместной деятельности в труде на общее благо;
В результате изучения раздела обучающиеся получат возможность научиться:
— помогать взрослым в ведении домашнего хозяйства: выполнять сухую и влажную уборку своей комнаты, сервировать праздничный стол; участвовать в приготовлении пищи, накрывать и убирать со стола, мыть посуду;
— осуществлять элементарный ремонт книг, предметов одежды, стирку и утюжку кухонного и столового белья;
— брать на себя ответственность за организацию совместной трудовой деятельности в коллективе детей;
— планировать, организовывать и оценивать совместный труд по уборке классной комнаты;
— определять оптимальное число участников совместной деятельности;
— распределять роли участников труда;
— соблюдать нормы времени;
— выполнять обязательства разных социальных ролей в совместной трудовой деятельности (разработчика проекта по уборке классной комнаты, организатора, исполнителя, контролера, потребителя услуг).