Критерий роста экономической значимости информации
Этот критерий предполагает учет роста экономической ценности информационной деятельности. Аргументы за:
- Увеличение доли информационного бизнеса в валовом национальном продукте (ВНП).
- Благодаря активности и эффективности циркулирования информации в экономической сфере, она дает больший эффект в деньгах по сравнению с промышленностью и сельским хозяйством.
- Многие страны – США, Япония, Европа стали информационными обществами, так как главное место в их экономике занимает деятельность по производству информационного продукта и информационных услуг.
Однако, непонятны критерии, по которым в статистические таблицы по информационному сектору попадают различные категории человеческой деятельности. Например, в какой раздел статистической таблицы (информационный сектор или промышленный) записать оператора контакт-центра и управленца-новатора, принадлежащих промышленному предприятию и без которых немыслимо производство добавленной стоимости в конечном продукте?
В исторической перспективе, согласно закону Мура, в мире стоимость информационных услуг и продуктов постоянно падает, в то время как цены на промышленные ресурсы и продукты сельского хозяйства постоянно растут из-за их ограниченности.
Так называемые «информационные страны» являются и самыми ресурсопотребляющими. А в условиях финансового кризиса, переживаемого в настоящий момент, вся «экономическая ценность» многих информационных продуктов этих стран убывает (акции, деривативы и пр.).
Несмотря на беспрецедентный рост, например, удельного веса рекламы и телевидения в экономике, что по идее должно являться признаком информационного общества, в целом представляется сомнительным их экономическая целесообразность. Так, многомиллионные тиражи «желтой» прессы должны считаться информационными, но экономическая ценность «желтой» информации весьма сомнительна.
Ключевым ответом на вопрос может ли возрастающая роль экономической информации и других информационных продуктов стать названием для всего общества является ответ на вопрос – а что за общество мы хотим построить, сформировать, создать? Если, например, источниками доходов страны, общества будут какие-то продукты – нефть, газ и прочие природные ресурсы, которые неплохо котируются в мире, и доступ к ним будет ограничен для всех членов общества, кроме «избранных», то этим «избранным» будет выгодно называть такое общество информационным и ставить во главу экономики «производство» информационных продуктов. Такая точка зрения позволит ограничить ресурсы развития остальных членов общества исключительно «потреблением» информационных продуктов. По сути дела можно создать экономику, в которой доля информационных продуктов и услуг будет превалировать над всеми остальными отраслями, но определяющего значения для развития политической, общественной и экономической жизни общества этот сектор экономики иметь не будет. Создается так называемая «виртуальная экономика», где вся информация продается и покупается, производится и потребляется и поддерживается за счет небольших отчислений от реальных секторов экономики.
Культурологический критерий
Каждый знает, что обращение информации в социальной жизни чрезвычайно возросло. Ее стало намного больше, чем было когда-либо раньше. Современные информационные технологии и системы в системах массовой коммуникации (СМК) создали весьма насыщенную медийную среду обитания, основанную на процессах обмена и получения информации. Поэтому современная культура на порядки более информационна, чем любая другая предшествующая. Все это позволило также говорить о наступлении эры «информационного общества».
Парадокс заключается в том, что информационный взрыв в культурологическом плане привел к «размытию» смысла, его рассеиванию. Люди стали более информированными и их очень трудно чем-то удивить. Так, Жан Бодрийяр – поклонник постмодернизма писал: «Информации – становится все больше, а смысла все меньше» (1983). В эру постмодернизма мы оказались в среде симулякров (от лат. simulo, «делать вид, притворяться» или «копия, не имеющая оригинала») – идеализированных знаковых продуктов культуры, которые утратили свою связь с реальными объектами. Эти знаковые продукты создают нам противоречивую культурную среду обитания. Они быстро меняются, мы не можем отличить «плохие знаки» от «хороших», часто они вообще не имеют смысла. В культурном плане мы при помощи информационного взрыва создали общество «копии копий». Поэтому так популярны сегодня пародии, китчи, аналогии, шоу и пр. Причем именно креативные специалисты, обладающие повышенным самосознанием и рефлексией, создают эту «культуру копий», легко извращают, переинтерпретируют и преломляют их первоначальный смысл.
Нельзя забывать, что все разновидности обществ, которые сейчас живут на Земле, руководствуются моральными принципами, которые не имеют ничего общего с информацией. И возникли они в «доинформационную» эпоху. Вспомните о моральных и этических принципах, на которых строится любое общество: «поступай так, как хочешь, чтобы поступили с тобой», «все люди созданы равными», «живи сам и дай жить другим», «это моя страна, права она или нет», и прочие. А какие принципы дал нам информационный бум? Время – деньги? Кто обладает информацией, тот обладает миром?