Кость, рог. Технологические процессы обработки и изготовления изделий.
Рог — это костный стержень, покрытый роговым чехлом, который растет вместе с костным стержнем от основания рога, с годами покрываясь новыми слоями рогового вещества. Этим объясняется его слоистая структура. Довольно тонкий у основания, роговой чехол постепенно утолщается, образуя на вершине очень плотный, так называемый монолитный конец. Роговой чехол, из которого удален костный стержень, мастера обычно называют просто рогом. Его используют для изделий, которые условно можно разделить на две группы.
К первой относятся такие изделия, в которых в основном используется природная форма рога. Скульптура, в которой художники, используя естественную форму и рисунок рога, создают небольшие фигурки птиц и зверей, возникла сравнительно недавно, а в древности из целого рога мастера чаще всего изготовляли утилитарные предметы: совки, черпаки, пороховницы, кубки. Во многих местах России пастухи издревле применяли рог для изготовления раструба звонкоголосой жалейки. В Белоруссии и Польше рог шел на раструбы народных музыкальных инструментов — волынок. У народов Кавказа коровий рог служил основой традиционных сосудов для вина — кубков. Его богато украшали резным серебром или латунью.
Ко второй группе относятся предметы, сделанные из распрямленных пластин рога: гребни, пуговицы, лотки, туалетные коробочки, женские украшения, а также резные и точеные фигурки, выполненные из монолитного конца рога. Пластинки коровьего рога
хорошо режутся (в распаренном виде ножницами), гнутся, прессуются, полируются и
окрашиваются.
Рог можно отделывать инкрустацией, гравировкой, ажурной резьбой, насечкой. Рисунок рога очень разнообразен, хотя и имеет мягкие, приглушенные цвета с посте-пенным переходом от черного к почти белому. Роговая масса полупрозрачна, и слои рога, просвечивая, придают ему неповторимое своеобразие.
Распиливают рог на пластины обычной столярной пилой. Для черновой обработки применяют тесло или косарь, а для выравнивания поверхности пластин — небольшой рубанок и рашпили. Для выпрямления пластин используют прессы, струбцины и зажимы. Шабером, циклями и кусочками битого стекла шлифуют поверхность рога перед поли-рованием. Шаберы различных сечений изготавливают из напильников и надфилей, сточив с них насечку. Для шлифования поверхностей, имеющих сложную кривизну, применяют фигурные цикли. Окончательную шлифовку и полировку производят специальными пастами вручную или на шлифовальных дисках
Обработка заготовленного сырья заключается в следующем. Удаляют костный стержень из рогового чехла одним из двух способов: можно вымочить рог в воде (на это уйдет две-три недели) или выварить в течение нескольких часов. После вымачивания или вываривания легкими ударами костным стержнем о деревянную колоду снимают с него роговой чехол. Затем проваривают роговой чехол в воде, добавив немного питьевой соды. После этого тщательно вычищают рог изнутри деревянной лопаткой и обрезают тонкие неровные края.
При работе с рогом часто возникает необходимость согнуть некоторые детали под определенным углом. Крупные детали можно согнуть, нагревая их над электрической или газовой плитой, а мелкие — над пламенем свечи. Нужно следить за тем, чтобы пламя не касалось рога. После размягчения пластинку сгибают под нужным углом и дают ей остыть в этом положении.
Следующий этап отделки рога — полировка. Полируют рог на войлочном круге с пастой ГОИ. Паста наносится на круг во время его вращения. При полировании не следует сильно прижи-мать предмет к диску — от сильного трения на роге могут возникнуть оплывы. После того как на выпуклых и других доступных участках возникнет интенсивный блеск, а углубленные места, заби-тые пастой, уже не прополировываются, продолжают полирование на чистом и сухом тряпичном диске — оставшаяся в углублениях паста удаляется, одновременно отполировываются и углуб-ленные места. Полировать можно и вручную куском войлока, но это занимает значительно больше времени. Для многих поделок полировка — заключительная стадия работы. Если же изделие сос-тоит из отдельных деталей, работа завершается только после склеивания. Все детали нужно от-шлифовать и отполировать до склеивания.
В наборной скульптуре детали склеивают рыбьим клеем или клеем БФ-2. Места склейки зачищают наждачной бумагой, смазывают тонким слоем клея, прикладывают друг к другу и накрепко связывают прочными нитками. В некоторых случаях детали можно склеить под прессом или стянуть струбцинами — все будет зависеть от конфигурации деталей. Окончательно рыбий клей высыхает примерно через 5—6 часов.
Некоторые мастера предпочитают не полировать, а лакировать рог. Лак защищает рог от проникновения в него влаги.