Учебные и контрольные игры как средство обучения игровой деятельности
Учебные игры — незаменимое и продуктивное средство обучения игровой деятельности в спортивных играх при достаточной подготовленности занимающихся. Главное их преимущество — это возможность для участников непосредственно в игровой обстановке интегрировать все виды предшествующей подготовки. В практике занятий баскетболом учебные игры применяются при игре на один или два щита, в полных или уменьшенных составах команд, в течение всего предусмотренного правилами времени или с изменением продолжительности игры, при соперничестве с равными по силам, более слабыми или сильными командами.
Игровое противоборство должно происходить целенаправленно под непосредственным руководством педагога с конкретными заданиями на игру. Задания могут быть направлены на воспроизведение в условиях соперничества тех или иных технико-тактических действий, отработку групповых или командных тактических действий в нападении или защите, интеграцию всех компонентов подготовленности в целостную игровую деятельность.
Стимулировать выполнение установок на игру можно начислением дополнительных очков за успешные игровые действия (например, забитый после заслона мяч оценивается не в 2, а в 3 очка; перевод мяча в передовую зону до возвращения всех соперников в защиту премируется дополнительным очком и т.п.) либо введением некоторых изменений правил (например, ограничение количества передач при организации атаки). Вариативность изменения правил не ограничена и зависит от решаемых в игре задач и уровня подготовленности занимающихся. Полезными могут быть не только традиционное увеличение или уменьшение всего игрового времени либо расширение или сокращение продолжительности отдельных игровых фаз (перевода мяча в зону соперника, владения мячом в передовой зоне, организации всей атаки), изменение численности состава команд. Хорошую службу в процессе обучения могут сослужить также игры с объявленным или скрытым гандикапом (начислением дополнительных очков), неожиданным вводом второго или запасного мяча, введением в игру дополнительного защитника или нападающего, принимающего поочередное участие в действиях одной и другой команды, и т. п. Всеобщий
азарт вызывают так называемые «игры на интерес», когда игроки проигравшей команды в наказание выполняют какие-либо непопулярные действия: совершают челночные передвижения или бег по кругу, «везут» на себе выигравших соперников и т. п.
Безусловное положительное тренировочное воздействие учебных двусторонних игр на занимающихся подкрепляется последующим их участием в контрольных играх с приглашенными командами. Помимо выполнения обучающей функции контрольные игры решают задачи подготовки к участию в соревнованиях. Следовательно, установки педагога здесь носят еще более конкретный характер с учетом действий соперников и модели собственной командной игры. После проведенных учебных или контрольных игр обязательным является подробный анализ и разбор действий отдельных игроков и команды в целом по всем значимым параметрам игровой деятельности.
Участие в календарных играх официальных соревнований требует от баскетболистов максимальной и взаимосвязанной реализации локальных результатов их обучения в целостную игровую деятельность. Любые соревнования должны рассматриваться, с одной стороны, как цель всей тренировочной работы, с другой — как эффективное средство интеграции системы предшествующих педагогических воздействий.
Контрольные вопросыи задания
1.Как сформировать двухкомпонентные связи между результатами раздельного обучения составляющим игровой деятельности?
2. Какова должна быть направленность педагогических воздействий на этапе обучения основам игровой деятельности?
3. Какие средства вы можете предложить для формирования взаимосвязей между техникой ловли и передачи мяча и значимыми для их эффективного выполнения физическими качествами?
4. Какие средства эффективны для взаимосвязанного совершенствования техники ведения мяча и развития базовых физических качеств?
5. С помощью каких средств можно сформировать навык рациональных бросковых движений во взаимосвязи с высоким уровнем реализации скоростно-силовых качеств?
6. Какие организационно-методические указания содействуют качественной интеграции технической и физической подготовленности занимающихся?
7. Какова технология формирования многокомпонентных связей между результатами обучения на уроках по баскетболу?
8. Назовите и дайте характеристику нескольким разнонаправленным подвижным играм, используемым в качестве средства обучения игровой деятельности баскетболистов.
9. Предложите подводящие к баскетболу игры и опишите их правила.
10. Как используются контрольные игры в игровой подготовке бас
кетболистов?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ОГЛАВЛЕНИЕ
Баскетбол: Учебник для вузов физ. культуры / Под общ. ред. Ю. М. Портно-ва. - М., 1997.
Баскетбол: Учебник для ин-тов физ. культуры / В.М.Корягин, В.Н.Мухин, В.А.Боженар, Р.С.Мозола. — Киев, 1989.
Вари П. 1000 упражнений игры в баскетбол: Пер. с фр. / Под ред. Л. Ю. Поплавского. — Киев, 1997.
Вуден Д. Современный баскетбол / Сокр. пер. с англ. Е. Р.Яхонтова. — М., 1987.
Гомельский А. Я. Баскетбол. Секреты мастера. — М., 1997.
Колос В.М. Баскетбол: теория, практика. — Минск, 1988.
Корягин В. М. Подготовка высококвалифицированных баскетболистов: Учебник для вузов физ. воспитания. — Львов, 1998.
Костикова Л. В. Баскетбол. Азбука спорта. — М., 2002.
Коузи Б., Пауэр Ф. Баскетбол: концепции и анализ / Сокр. пер. с англ. Е.Р.Яхонтова. — М., 1975.
Кузин В. В., Полиевский С.А. Баскетбол. Начальный этап обучения. — М., 1999.
Луничкин В., Чернов С, Чернышев С. Тактика позиционного нападения против личной защиты: Метод, пособие для тренеров ДЮСШ. — М., 2002.
Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин-тов физ. культуры. — М., 1991.
Некоторые рекомендации для тренеров, работающих с группами начальной подготовки по баскетболу / Пер. с англ. Е.А.Черновой. — М., 2002.
НестеровскийД.И., Поляков В. А. Обучение основам техники нападения игры в баскетбол: Учеб.-метод, пособие для учителей и студентов фак-та физ. культуры. — Пенза, 1996.
Нестеровский Д. И. Обучение основам техники защиты игры в баскетбол: Учеб.-метод, пособие для учителей и студентов фак-та физ. культуры. — Пенза, 1997.
Сортэл Н. Баскетбол: первые шаги / Пер. с англ. — М., 2002.
Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Ю.Д.Железняка, Ю. М. Портнова. — М., 2001.
Холодов Ж. К, Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2002.
Чернова Е.А. Подвижные игры в системе подготовки баскетболистов: Метод, рекомендации для тренеров ДЮСШ по баскетболу. — М., 2001.
Юный баскетболист: Пособие для тренеров / Под ред. Е. Р. Яхонтова. — М, 1987.
Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учеб-никдля студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Ю.Д.Железняка. — М., 2003.
Предисловие................................................................................................................ 3
Раздел I. Обучение технике игры в баскетбол
Глава 1. Теоретико-методические основы обучения технике игры
в баскетбол............................................................................................. 6
1.1. Принципы, средства и методы обучения технике игры
в баскетбол............................................................................................. 6
1.2. Методы организации занимающихся............................................ 14
1.3. Классификация техники игры.......................................................... 16
1.4. Последовательность обучения технике игры.............................. 17
1.5. Технология обучения игровым приемам...................................... 20
Глава 2. Методика обучения технике нападения в баскетболе................. 23
2.1. Обучение игровым приемам нападения....................................... 23
2.2. Стойки и передвижения нападающего......................................... 25
2.2.1. Стойки нападающего............................................................. 25
2.2.2. Основные способы передвижений в нападении.............. 30
2.3. Техника владения мячом................................................................... 42
2.3.1. Ловля мяча................................................................................. 42
2.3.2. Остановки с ловлей мяча....................................................... 47
2.3.3. Передачи мяча.......................................................................... 52
2.3.4. Ведение мяча............................................................................. 72
2.3.5. Остановки после ведения мяча............................................. 78
2.3.6. Броски мяча............................................................................... 82
Глава 3. Методика обучения технике защиты в баскетболе..................... 118
3.1. Обучение игровым приемам защиты........................................... 118
3.2. Стойки и передвижения защитника............................................. 119
3.2.1. Стойки защитника................................................................. 119
3.2.2. Разновидности передвижений в защите.......................... 123
3.3. Приемы противодействия и овладения мячом.......................... 127
3.3.1. Вырывание мяча.................................................................... 127
3.3.2. Выбивание мяча..................................................................... 129
3.3.3. Перехват мяча......................................................................... 134
3.3.4. Накрывание и отбивание мяча при броске.................... 138
3.3.5. Взятие отскока........................................................................ 141
Раздел II.Обучение тактике игры вбаскетбол
Глава 4. Закономерности обучения тактике игры в баскетбол................ 146
4.1. Основной понятийный аппарат.................................................... 146
4.2. Технология обучения тактическим действиям......................... 151
Глава 5. Методика обучения тактике нападения в баскетболе................ 154
5.1. Обучение индивидуальным тактическим действиям............... 154
5.1.1. Действия игрока без мяча.................................................... 154
5.1.2. Действия игрока с мячом...................................................... 161
5.1.3. Сочетания индивидуальных тактических действий ... 179
5.2. Групповые тактические действия.................................................. 181
5.2.1. Взаимодействия двух игроков............................................ 181
5.2.2. Взаимодействия трех игроков............................................ 195
5.3. Командные тактические действия................................................. 208
5.3.1. Стремительное нападение.................................................. 208
5.3.2. Позиционное нападение...................................................... 225
5.3.3. Разновидности специального нападения........................ 230
Гл а в а 6. Методика обучения тактике защиты в баскетболе................. 249
6.1. Обучение индивидуальным тактическим действиям.............. 249
6.1.1. Действия против нападающего без мяча........................ 250
6.1.2. Действия против нападающего, владеющего мячом ....258
6.2. Групповые тактические действия................................................ 268
6.3. Командные тактические действия............................................... 285
Раздел III. Обучение игровой деятельности в баскетболе
Глава 7. Закономерности обучения игровой деятельности
в баскетболе....................................................................................... 301
7.1. Особенности игровой деятельности............................................ 301
7.2. Интеграция результатов обучения в целостную игровую деятельность 303
7.3. Средства и методы обучения игровой деятельности.............. 305
Глава 8. Методика обучения игровой деятельности в баскетболе .... 309
8.1. Формирование двухкомпонентных связей между
результатами обучения................................................................... 309
8.1.1. Направленность педагогических воздействий.............. 309
8.1.2. Формирование взаимосвязей между навыками техники игры и физическими качествами 309
8.2. Формирование многокомпонентных связей между
результатами обучения................................................................... 318
8.2.1. Подвижные игры как средство обучения игровой деятельности 318
8.2.2. Подготовительные игры как средство обучения игровой деятельности 328
8.2.3. Учебные и контрольные игры как средство обучения игровой деятельности 332
Рекомендуемая литература................................................................................. 334