Обучение разновидностям стремительного нападения.
1. Объяснение и показ изучаемой комбинации на демонстрационной доске и в конкретной игровой ситуации на площадке.
2. Повторное выполнение вариантов начальной фазы быстрого прорыва:
- подбор отскока — первая передача партнеру в ближнюю боковую линию — рывок вслед за передачей (рис. 94, а): игрок с мячом овладевает отскоком после собственного набрасывания в щит с линии штрафного броска, выполняет нацеленную первую передачу открывающемуся на стороне мяча партнеру, совершает рывок вслед за выполненной передачей и возвращается на и»п.; получивший мяч нападающий, используя скоростное ведение, первым занимает позицию на линии штрафного броска; упражнение повторяется со сменой ролей;
- подбор отскока — вывод мяча в боковую линию — первая передача партнеру — рывок вслед за передачей (рис. 94, б): то же, что в предыдущем задании, но после овладения отскоком напада-
ющий с помошью одноударного ведения совершает вывод мяча из трехсекундной трапеции и только после этого выполняет первую передачу;
- то же, что в предыдущих заданиях, но с возвращением мяча на исходную позицию передачей врывающемуся в середину площадки третьему партнеру (рис. 95); смена ролей после каждого повторения перемещением занимающихся по часовой стрелке;
- подбор отскока — длинная первая передача в отрыв убегающему партнеру (рис. 96): начало упражнения, как в предыдущих заданиях (собственным набрасыванием мяча в верхнюю часть щита), после овладения отскоком выполняется длинная передача нападающему, стартовавшему из угла площадки, который в движении передает мяч игроку, располагающемуся на линии штрафного броска у противоположного щита; после каждой передачи занимающиеся меняют позиции, передвигаясь вслед за мячом; упражнение выполняется одновременно от двух щитов по часовой стрелке или в обратном направлении;
- то же, но с выводом мяча после подбора, используя одно-ударное ведение мяча;
- то же, что в предыдущих заданиях, но с преодолением пассивного, а затем активного противодействия защитника первой передаче нападающего.
3. Повторное выполнение компонентов командных действий в фазах начала и развития быстрого прорыва:
- подбор отскочившего от щита мяча — передача в отрыв убе
гающему партнеру — скоростной дриблинг со смещением в сере
дину площадки (рис. 97): занимающийся с мячом сам посылает
его в верхнюю часть щита, овладевает им в высоком прыжке и
направляет в сторону боковой линии «на ход» партнеру; после первой передачи в отрыв игрок следует в угол площадки и занимает позицию замыкающего в колонне игроков без мяча, готовящихся к старту; а нападающий, получивший мяч, совершает скоростной дриблинг через середину в конец колонны баскетболистов на линии штрафного броска у противоположного щита; упражнение выполняется против часовой стрелки, а затем в обратном направлении;
- подбор мяча после отскока — первая передача открывшемуся на стороне мяча партнеру — скоростной дриблинг через середину с сопровождением передавшего мяч игрока (рис. 98): занимающиеся
выполняют задание в парах со сменой ролей после скоростного перемещения к противоположному щиту; партнер без мяча занимает позицию сбоку от товарища, стоящего на линии штрафного броска, и в момент овладения им мячом открывается к ближней боковой линии для получения передачи; далее, как в предыдущем упражнении, но дриблера рывком сопровождает совершивший первую передачу игрок;
- подбор отскочившего мяча — передача открывшемуся на стороне мяча игроку — скоростной дриблинг через середину в сторону противоположного щита с сопровождением двух партнеров (рис. 99): занимающиеся упражняются в тройках; в и. п. игрок с мячом располагается на линии штрафного броска, а два его партнера — в нижних позициях за пределами трехсекундной зоны; для начала упражнения мяч посылается в верхнюю часть щита (справа или слева от корзины); ближайший к отскоку игрок подбирает его, совершает первый пас открывающемуся к боковой линии партнеру и устремляется вслед за своей передачей по освободившемуся краю площадки; получивший мяч игрок мгновенно начинает его вывод через середину; третий нападающий прорывается в передовую зону по другому флангу; дриблер в сопровождении партнеров финиширует на линии штрафного броска у противоположного щита, откуда тут же в обратном направлении стартует очередная тройка нападающих и т.д.; смену ролей между игроками в каждой тройке производят по завершении каждого взаимодействия;
- вырывание или выбивание мяча из рук соперника или при ведении мяча на месте — скоростной дриблинг с перемещением в передовую зону (рис. 100): начальное расположение осуществляющего отбор игрока и соперника с мячом варьируют по периметру
трехсекундной трапеции и трехочковой линии; в и. п. противоборствующие могут быть обращены лицом друг к другу, или защитник находится за спиной нападающего; после овладения мячом следует скоростное ведение мяча на противоположную половину площадки в заданную точку в сопровождении игрока, потерявшего мяч; одновременно аналогичные действия и встречное перемещение по другой стороне площадки осуществляет пара игроков, стартующая от противоположного щита, и т.д.; смену ролей производят после прихода каждой пары на новую позицию;
- перехват мяча — первая передача — скоростной дриблинг в сопровождении партнера (рис. 101): в и. п. мяч у соперников в си-
туации 2 х 2 на периметре трехочковой дуги; игрок с мячом умышленно направляет передачу поперек площадки, провоцирующую перехват (заведомо слабую или навесную); игрок, осуществляющий перехват, начинает скоростное ведение через середину площадки, партнер параллельным рывком сопровождает дриблера в зону соперников; там оба игрока занимают позиции атакующих и в свою очередь создают условия для перехвата мяча другой парой занимающихся и т.д.;
- то же, что в предыдущих заданиях, но с выполнением первой передачи или выводящего дриблинга в условиях пассивного противодействия соперника: смену защитника производят после выполнения задания всеми нападающими и их возвращения на и. п. (либо в поточном режиме с переходом на позицию обороняющегося нападающего после завершения атакующих действий);
- то же, но преодолевая активное сопротивление началу быстрого прорыва со стороны одного или двух защитников.
4. Поточное выполнение разновидностей командных действий
в завершающей фазе атаки быстрым прорывом с преодолением пас
сивного и активного противодействия защитников в условиях чис
ленного большинства нападающих:
- выполнение взаимодействия двух игроков «передай мяч и вы
ходи» в передовой зоне (от центральной линии) в ситуации 2x1:
нападающие атакуют на скорости; смену защитника производят в
случае неудачных (ошибочных) действий атакующих;
- выполнение взаимодействия трех игроков «треугольник» в передовой зоне (от центральной линии) в ситуации 3x1 и 3x2: атаку завершают сходу, количество передач назад заранее ограничивают;
- выполнение взаимодействия трех игроков «тройка» в передовой зоне (от центральной линии) в ситуации 3x2: ограничивают общее количество передач или время владения мячом;
- вариативное использование изученных групповых тактических взаимодействий с атакой от центральной линии в ситуациях 2x1, 3x1, 3x2, 3x3: -нападающие и защитники действуют без каких-либо ограничений активности.
5. Взаимосвязанное выполнение компонентов командных дей
ствий в фазах начала, развития и завершения нападения быстрым
прорывом:
- подбор отскока — длинная передача в отрыв — скоростной
проход—бросок в сопровождении партнера с последующей сме
ной ролей и атакой в обратном направлении (рис. 102): задание
выполняется в парах; игрок овладевает отскоком после собствен
ного набрасывания мяча в щит с линии штрафного броска, дает
Длинную первую передачу убегающему вдоль боковой линии парт
неру и рывком поддерживает атаку; получивший мяч нападаю
щий с ведением устремляется к противоположному щиту и завер-
шает проход броском из-под корзины; поменявшись ролями, занимающиеся сходу атакуют в обратном направлении (вдоль другой боковой линии); очередная пара игроков начинает атаку, как только предыдущая начнет движение от противоположного щита;
- то же, но с началом атаки выводом мяча из трехсекундной трапеции (рис. 103);
- подбор отскока — короткая первая передача — длинная вторая передача убегающему вдоль ближней боковой линии игроку — одиночный отрыв с завершением атаки броском из-под щита после скоростного дриблинга (рис. 104): в поточном встречном упражнении взаимодействуют три игрока — нападающий с мячом на-
чинает атаку подбором отскока (после собственного набрасывания мяча в щит) и первой передачей открывшемуся на ближней стороне площадки партнеру (второму в колонне игроков, располагающихся в и. п. в углу площадки); одновременно с подбором мяча вдоль боковой линии в направлении противоположной корзины стартует третий атакующий игрок (направляющий из колонны в углу площадки); ему без промедления направляется длинная поступательная передача в отрыв, свой скоростной проход он завершает броском из-под щита; смену позиций производят по ходу действий в упражнении; направление передвижений в задании периодически изменяют на обратное;
- то же, но с сопровождением одиночного быстрого отрыва двумя партнерами и последующим повторным воспроизведением взаимодействия в обратном направлении со сменой функций между участвующими игроками (рис. 105): для получения первой передачи игрок открывается из позиции защитника, он же после своей длинной передачи в отрыв устремляется на противоположный щит для подбора мяча и начала атаки в обратном направлении; завершивший скоростной проход-бросок нападающий теперь играет на получении первой передачи и отвечает за продолжение взаимодействия второй передачей, которую получает начинавший предыдущую атаку партнер и т.д.; взаимодействие непрерывно выполняется не менее трех раз, чтобы все его участники побывали на разных позициях и попрактиковались в выполнении различных функций;
- подбор отскока — вывод мяча — передачи при перемещении вдоль площадки — атака броском в движении (рис. 106): упражнение выполняется в парах; в и. п. два игрока располагаются в нижних позициях с двух сторон от трехсекундной трапеции, мяч передается педагогу на линию штрафного броска; для начала упражне-
ния он направляет мяч в верхнюю часть щита; как только один из игроков овладеет отскоком, другой начинает рывок в направлении передовой зоны; партнер выводит мяч кратчайшим путем, передает его впереди бегущему игроку и открывается для получения обратной передачи и т.д.; скоростные перемещения к щиту соперников нападающие завершают броском без помех; далее они вдоль боковых линий возвращаются на и.п.; очередная пара нападающих стартует в момент, когда предыдущая пройдет центральную линию и т.д.;
- выполнение группового взаимодействия «треугольник» в движении без смены мест (рис. 107) и со сменой мест (рис. 108) с
завершением атаки без сопротивления: после введения мяча из-за лицевой линии игроки на скорости перемещаются от своего щита к щиту соперника, используя ведение мяча и передачи; завершает атаку игрок, оказавшийся в удобной позиции; на и. п. занимающиеся возвращаются за пределами площадки, не мешая выполнять задание очередной тройке; смену исходных позиций производят произвольно перед каждым новым стартом;
- взаимодействие трех игроков с выводом мяча скоростным дриблингом через центр (рис. 109): в и. п. игрок с мячом располагается на линии штрафного броска, а партнеры — в нижних позициях по обе стороны от трехсекундной трапеции; направив мяч в
верхнюю часть щита, нападающий открывается для получения мяча к ближней боковой линии, а после получения первой передачи с ведением устремляется в середину площадки; партнер, начавший атаку передачей, совершает рывок вслед за мячом и продолжает скоростное перемещение вдоль боковой линии; по другому краю атаку поддерживает третий нападающий, которому и следует передача для завершающего броска; при необходимости мяч подбирает и добивает любой игрок;
- вырывание, выбивание или перехват мяча — скоростной проход — атака после ведения или передачи -«откидки» сопровождающему партнеру: все действия выполняются, как в двух предыдущих заданиях (см. рис. 100 и 101), но с атакой корзины;
- то же, что во всех предыдущих упражнениях, но с преодолением пассивного и активного противодействия соперников: один или два защитника занимают позиции в районе центральной линии и мешают развитию атаки быстрым прорывом; нападающие преодолевают сопротивление, используя разученные разновидности взаимодействий.
6. Выполнение разновидностей быстрого прорыва в целом в условиях активного противодействия соперников на различных участках площадки: упражнения, моделирующие возможные варианты противодействия защитников.
7. Пофазное воспроизведение изучаемого варианта эшелонированного быстрого прорыва с участием всей пятерки игроков:
- скоростное маневрирование нападающих с мячом и без мяча из соответствующей расстановки по заданной схеме;
- выполнение вариантов изучаемой комбинации без сопротивления защитников;
- то же, но с преодолением пассивного, а затем активного
сопротивления защитников в численном меньшинстве на различ
ных стадиях развития скоростной контратаки.
8. Выполнение изучаемого варианта раннего нападения:
- медленное воспроизведение взаимодействий игроков из начальной расстановки в зоне соперника с анализом возможных вариантов завершения атаки;
- то же, но в сочетании с командными действиями в двух предыдущих фазах атаки (начальной и фазе развития);
- то же, но увеличивая скорость командных действий;
- то же, но преодолевая пассивное, а затем активное сопротивление защитников на различных этапах атакующих действий.
9. Повторное выполнение изучаемых разновидностей стреми
тельного нападения в условиях активного противодействия защит
ников в численном меньшинстве и численном равенстве с атакую
щими игроками: командные действия в нападении выполняются в
конкретной игровой ситуации из указанной расстановки противо
борствующих.
10. Воспроизведение разновидностей стремительного нападе
ния в двусторонних учебных играх с установкой педагога.