Обучение групповым тактическим взаимодействиям в нападении с участием трех игроков «сдвоенный заслон» и «наведение на двух игроков».
1. Объяснение и показ изучаемого взаимодействия на демонст
рационной доске и в конкретной игровой ситуации на площадке.
2. Выполнение взаимодействия без сопротивления защитников
в поточном упражнении: позиции защитников обозначают пере
носными тренировочными стойками; сдвоенным заслоном напа
дающего освобождают от опеки для прохода-броска (рис. 87), или
он открывается с помощью наведения на двух партнеров для вы
полнения дистанционного броска (рис. 88); смену позиций произ
водят после каждого завершения атаки.
3. То же, но варьируя начальные позиции игроков относитель
но корзины и соответственно направление развития атаки: взаи
модействие поочередно выполняют прямо перед щитом, справа и
слева от него.
4. То же, но варьируя способы развития и завершения атаки:
- атаку завершает освобождаемый сдвоенным заслоном или
наведением на двух нападающий;
I |
- атаку завершает один из ставящих сдвоенный заслон нападающих после поворота и получения передачи-«откидки» от освобожденного заслоном партнера.
5. То же, но в условиях пассивного противодействия одного, двух, а затем трех защитников: смену защитников производят после поочередного выполнения взаимодействия всеми нападающими.
6. Повторное выполнение разновидностей изучаемого взаимодействия в условиях активного противодействия защитников: защитникам запрещается предвосхищать (упреждать) действия нападающих.
7. То же, но в игровом противоборстве 3x3 с атакой в одну корзину и без каких-либо ограничений в действиях противоборствующих: способ завершения атаки атакующие выбирают по ситуации; смену функций между занимающимися производят после перехода мяча от одной команды к другой.
8. Выполнение разновидностей взаимодействий «сдвоенный заслон» и «наведение на двух игроков» в двусторонних учебных играх с установкой педагога.
Организационно-методические указания.
1. Добиваться своевременности и согласованности атакующих действий всех нападающих.
2. Постепенно увеличивать степень активности противодействия защитников по мере усвоения нападающими сущности взаимодействия.
3. На этапе совершенствования чередовать начальное расположение и позиции нападающих, направление развития атаки и способы ее завершения.
4. При выполнении взаимодействия «треугольник»:
- передавать мяч через среднего игрока, использовать скоростные передачи;
- после передачи мяча осуществлять выход на свободную позицию;
- при выполнении взаимодействия в движении стремиться
опережать игрока с мячом, чтобы получить мяч «на ход»;
- варьировать способы завершения атаки в зависимости от скла
дывающейся на площадке игровой ситуации.
5. При выполнении взаимодействия «тройка»:
- соблюдать правила постановки заслона и выхода под заслон для получения мяча;
- для обыгрывания защитников с мячом и без мяча использовать соответствующие финты;
- освобождающемуся игроку завершать атаку с учетом контрдействий обороняющихся: броском в движении, проходом-броском, остановкой с получением мяча и позиционным броском или передачей—«откидкой» поддерживающему атаку партнеру с последующим его броском.
6. При выполнении взаимодействия «малая восьмерка»:
- соблюдать основные требования, предъявляемые к наведе
нию и пересечению;
- встречные перемещения производить так, чтобы мяч передавался из рук в руки, в дальнюю от защитников сторону и в середину площадки;
- перемещаясь с фланга, идти на мяч, т.е. от щита; а получая мяч, постоянно угрожать проходом в сторону корзины («давить» мячом на защитников);
- непрерывно держать в поле зрения мяч и быть в готовности к • его получению в любой момент взаимодействия;
- варьировать число циклов перемещений по «восьмерке» перед началом атаки корзины; решительно начинать завершающий проход-бросок или позиционный бросок из-под заслона при благоприятно складывающейся ситуации.
7. При выполнении взаимодействия «скрестный выход»:
- первым мимо центрового проходить игроку, отдавшему ему мяч;
- выполнять основные требования, предъявляемые к наведению и пересечению;
- взаимодействие изучать с разных позиций игроков по отношению к щиту: прямо перед ним или от боковой линии (справа и слева от него);
- чередовать адресата для ответной передачи и способы завершения атаки в соответствии со складывающейся ситуацией.
8. При выполнении взаимодействий «сдвоенный заслон» и «наведе
ние на двух игроков»:
- игрокам, ставящим заслон, располагаться вплотную друг к другу, занимая как можно большее пространство на площадке;
- выход или проход из-под заслона совершать на скорости максимально близко к партнерам;
- варьировать способы завершения атаки (проход-бросок или позиционный бросок) адекватно складывающейся игровой ситуации;
- поддерживать атаку после заслона поворотом в сторону корзины в готовности получить передачу-«откидку» или бороться за отскочивший мяч в случае неточного броска;
- для освобождения с помощью наведения на двух использовать передвижения с неожиданной сменой направления;
- своевременно направлять мяч открывающемуся нападающему; начинать бросковое движение без пауз, одним темпом.
9. Добиваться от занимающихся уверенного, своевременного и
адекватного использования необходимых технико-тактических
действий и логического завершения каждого взаимодействия.
10. В игровом противоборстве поощрять результативное воспро
изведение изученных взаимодействий согласно установке на игру
педагога.
Основные ошибки при выполнении разновидностей групповых тактических взаимодействий в нападениис участием трех игроков.
1. Неверное начальное расположение игроков: затруднены необходимые действия.
2. Неэффективная постановка заслонов: соперники успешно им противодействуют.
3. Рассогласованные во времени или пространстве действия участвующих во взаимодействии нападающих: запаздывание или поспешная постановка заслона, несвоевременное освобождение от опеки, плохая передача мяча, запоздалый или поспешный проход или бросок в корзину.
4. Нерациональное развитие атаки без учета складывающейся на площадке ситуации: лишние финты, передачи, ведение мяча; нападающие не используют в полной мере полученного позиционного преимущества.
5. Нелогичное завершение взаимодействия: выбран неэффективный способ завершающего броска мяча без оценки сложившихся игровых условий.