Основные ошибки при выполнении разновидностей групповых тактических взаимодействий в нападении с участием двух игроков.
1. Нерациональность и несвоевременность индивидуальных дей
ствий:
- излишнее увлечение финтами или их отсутствие;
- неэффективность заслона: постановка заслона в поле зрения защитника; неустойчивая позиция игрока (слишком узкая или широкая постановка стоп); неверный выбор места по отношению к сопернику — игрок не преграждает путь сопернику; плохое наведение на заслон — выход (проход) на большом расстоянии от заслона; отсутствие эффективной поддержки атакующего со стороны поставившего заслон игрока — нет последующего поворота при постановке заслона лицом к защитнику, либо он выполнен с опозданием или не на ближней к корзине ноге;
- плохая (слабая или неточная) атакующая передача;
- медленный, нерешительный или поспешный выход (проход);
- неоправданный, нерациональный бросок — из невыгодной позиции или вопреки сложившейся игровой ситуации, неадекватный выбор способа броска мяча.
2. Несогласованность действий игроков:
- преждевременное начало действия либо задержка выхода или прохода нападающего: партнер не готов к передаче, заслон еще не поставлен, или защитник уже готов противодействовать ему;
- запаздывание с постановкой заслона или выполнением ответной передачи при развитии взаимодействия: нет продолжения атаки.
Взаимодействия трех игроков
Теоретические предпосылки.
Воснове тактических взаимодействий трех игроков лежат индивидуальные действия без мяча и с мячом, а также разновидности взаимодействий двух игроков: «передай мяч и выходи», заслоны, наведение и пересечение.
В современном баскетболе из взаимодействий трех игроков наибольшее распространение имеют: «треугольник», «тройка», «малая восьмерка», «скрестный выход», «сдвоенный заслон» и «наведение на двух игроков».
«Треугольник» — простое, но эффективное взаимодействие при контратаке в ситуации 3x2 или при розыгрыше мяча в позиционном нападении.
В начальном расположении игроки занимают позиции на дальних подступах к корзине, образуя треугольник, основанием обращенный в сторону атаки. Игрок с мячом занимает вершину треугольника и соответственно должен находиться дальше от щита соперников, чем два его других партнера.
При скоростной контратаке в ситуации численного перевеса нападающие, используя ведение мяча, передачи и выход на свободную позицию, выводят на завершающий бросок своего партнера. При умелых действиях нападающих такая атака, как правило, завершается из-под щита без активного противодействия броску со стороны защитников.
В позиционном нападении взаимодействие «треугольник» проводится без смены мест (рис. 72) и со сменой мест (рис. 73) по принципу «передай мяч и выходи». При розыгрыше мяча используют быстрые передачи с возвращением его в вершину треугольника. После каждой выполненной передачи игрок стремится за счет финтов освободиться от опеки и занять выгодное для атаки корзины положение. Туда и должна своевременно последовать выводящая на бросок мяча передача.
«Тройка» — взаимодействие, основанное на использовании заслона для выхода с получением мяча (рис. 74). Начальная расстановка нападающих напоминают тот же треугольник, но его расположение на площадке по отношению к корзине может быть разным: с вершиной на трехочковой линии и основанием, обращенным к корзине, или с вершиной у боковой линии и основанием, обращенным к другой боковой. Мяч при этом всегда у игрока, находящегося в вершине условного треугольника.
Нападающий с мячом начинает взаимодействие передачей в одну сторону, а сам направляется для постановки заслона в другую, где его партнер предварительно сближается с защитником и, используя заслон, выходит на свободную позицию. Этому игроку и доставляется мяч для завершающего броска. При удачном стечении обстоятельств атакующий игрок может беспрепятственно дойти до корзины и поразить ее без особого труда из-под щита. В другом случае возможно завершение атаки позиционным броском с дальней или средней дистанции без сопротивления защит-
ника. Игрок, поставивший заслон лицом к сопернику, после блокирования защитника поворачивается кругом и поддерживает атакующие действия партнера с мячом, как при взаимодействии «двойка».
Чтобы разыгрываемое взаимодействие было результативным, каждый игрок должен использовать соответствующие обманные движения и согласовывать свои действия с партнерами по команде во времени и пространстве.
«Малая восьмерка» — взаимодействие, предназначенное для розыгрыша мяча на задней линии нападения и построенное на многократном наведении и пересечении нападающих. При этом
К |
пути движения игроков напоминают вытянутую и несколько выгнутую в середине цифру 8 (рис. 75). Начальное расположение нападающих соответствует взаимодействию «треугольник», мячом владеет средний игрок.
Игрок с мячом начинает дриблинг в сторону одного из партнеров, который одновременно направляется навстречу ему и получает передачу из рук в руки в момент пересечения. Далее игрок, передавший мяч, делает короткий рывок к корзине с последующим восстановлением позиции на фланге, а нападающий с мячом, используя ведение, следует в направлении третьего партнера, также совершающего встречное движение. В момент их пересечения происходит аналогичная передача мяча из рук в руки. Дриб-лер вновь занимает место в середине площадки, замыкая «восьмерку», а снабдивший его мячом партнер после короткого рывка к корзине располагается уже на другом фланге атаки и т.д. Цикл передвижений нападающих по «восьмерке» продолжается несколько раз.
Взаимодействие используется для удержания мяча, а также с Целью подготовки условий для результативной атаки. Наиболее перспективными вариантами продолжения взаимодействия счита-
ются: проход к щиту противника в момент пересечения, воспользовавшись несогласованностью действий защитника; дистанционный бросок мяча после неожиданной остановки нападающих в момент передачи мяча из рук в руки, используя наведение; передача на фланг освободившемуся от опеки игроку и его последующий проход-бросок в случае попытки соперников организовать групповой отбор мяча в середине площадки с участием крайнего защитника.
«Малая восьмерка» будет успешной, если взаимодействующие игроки выполняют ряд требований:
- ведут мяч дальней от соперника рукой без зрительного контроля;
- при владении мячом постоянно угрожают проходом к корзине;
- для получения мяча следуют наружу, т. е. в дальнюю от щита противника сторону, и передача из рук в руки соответственно осуществляется в сторону от защитников;
- при пересечении проходят рядом друг с другом, надежно передавая мяч, не оставляя шансов обороняющимся добраться до него;
- непрерывно держат в поле зрения мяч и контролируют игровую ситуацию;
- своевременно выходят для получения мяча, и он постоянно находится в середине площадки;
- передвигаются быстро, решительно и уверенно;
- мгновенно используют ошибочные и несогласованные действия соперников для завершения атаки.
«Скрестный выход» (рис. 76) также базируется на пересечении и наведении. Его можно проводить: 1) прямо перед щитом соперника при участии центрового и двух игроков задней линии нападения; 2) от боковой линии, когда взаимодействуют центровой,
форвард и защитник.
В первом случае игроки в начальной расстановке образуют треугольник, обращенный вершиной к щиту противника, и центровой занимает позицию спиной к корзине. Во втором — треугольник, обращенный вершиной к противоположной боковой линии, а центровой находится в средней позиции на «усах» трехсекундной зоны. Мячом может владеть любой из партнеров центрового.
Взаимодействие начинается передачей центровому с после-
дующими диагональными перемещениями двух игроков в его направлении и пересечением перед ним. Благодаря этому маневру, а также возможному наведению защитников на центрового один из проходящих нападающих освобождается от опеки, получает от него мяч из рук в руки и завершает атаку броском в движении из-под щита. Партнеры поддерживают атакующего в готовности подобрать мяч в случае его промаха. Возможным продолжением атаки может быть и бросок мяча самим центровым после поворота в сторону корзины, если защитники осуществляют переключение на прорывающихся игроков или пытаются заранее предугадать развитие атакующих действий.
Основные правила, которыми следует руководствоваться при осуществлении «скрестного выхода»:
- первым мимо центрового проходит игрок, направивший ему мяч;
- выход должен быть стремительным и применяться в сочетании с предшествующим финтом вышагиванием или скрестным шагом;
- игроки обязаны проходить вплотную к центровому, чтобы между ними не смог прорваться ни один сопровождающий защитник;
- центровой может передавать мяч из рук в руки любому партнеру, но чаще в более выгодном положении оказывается второй проходящий игрок.
«Сдвоенный заслон» и «наведение на двух игроков» — взаимодействия, при которых нападающий с мячом или без мяча освобождается от опеки противника благодаря постановке заслона одновременно двумя партнерами (рис. 77) или с помощью наведения на двойную преграду (рис. 78).
Обучение групповому тактическому взаимодействию в нападении с участием трех игроков «треугольник».
1. Объяснение и показ изучаемого взаимодействия на демонстрационной доске и в конкретной игровой ситуации на площадке.
2. Выполнение взаимодействия в ситуации численного превосходства нападающих (3 х 1, 3 х 2) на месте и в движении без атаки корзины: подвижные игры, например: «Не давай мяч водящему» и др., требующие многократного выполнения передач между партнерами без потерь мяча.
3. То же, но в ситуации численного равенства противоборствующих (3x3): подвижные игры, например: «Борьба за мяч», «10 передач», «Мяч ловцу» и т.п., требующие длительного сохранения командного контроля над мячом.
4. Повторное выполнение взаимодействия с атакой корзины
при позиционном розыгрыше мяча в зоне соперника, преодоле
вая пассивное, а затем активное сопротивление одного, двух за
щитников: способы завершения атаки варьируются по ситуации,
смену защитников производят после указанного количества по
вторений задания нападающими.
5. То же, но в игровом противоборстве 3 х 3 с атакой в одну корзину: команда атакует до потери мяча в ходе его розыгрыша или после неточного броска, в случае результативных действий нападающие сохраняют контроль над ним и получают право на очередную атаку.
6. Поточное выполнение взаимодействия с атакой корзины соперников после скоростного передвижения нападающих вдоль площадки: игроки перемещаются от одной корзины к другой в расстановке для взаимодействия «треугольник», непрерывно передавая мяч между собой через ближнего (среднего) партнера и завершая атаку броском из удобного положения; окончив скоростную атаку, занимающиеся вдоль боковых линий возвращаются на и. п.; очередная тройка игроков начинает упражнение, как только предыдущая пройдет центральную линию, и т.д.
7. То же, но со сменой мест нападающими по ходу атаки: мяч постоянно «ходит» через среднего игрока, но при этом каждый атакующий после выполнения передачи совершает рывок вслед за мячом на фланг (за спину партнеру), а игрок, получивший мяч, устремляется в центр и т.д.; игроки без мяча должны все время опережать его и получать пас «на ход».
8. То же, что в упр. 6 и 7, но с преодолением в передовой зоне активного противодействия одного, а затем двух защитников: нападающие при необходимости могут использовать ведение мяча и завершать атаку по ситуации; защитники встречают нападающих наверху трехочковой дуги; смену обороняющихся производят в случае их успешных действий (перехват или выбивание мяча, накры-вание броска) или при невынужденных ошибках нападающих (технические потери мяча, неудачные броски в корзину и т.п.).
9. Выполнение разновидностей взаимодействия в игровом противоборстве «нападают тройки»: соперничают три команды (по три игрока в каждой); в начальной расстановке две команды располагаются в защите на противоположных щитах, а третья начинает атаку от центральной линии в любом направлении; при результативном завершении атаки третья команда нападает на другой щит; в случае успеха защитников происходит смена ролей, т. е. атакующими противоположный щит становятся защитники, а их позиции занимает потерявшая мяч тройка игроков и т.д.
10. То же, но в двусторонних учебных играх с установкой педагога. Обучение групповому тактическому взаимодействию в нападении с участием трех игроков «тройка».
1.Объяснение и показ изучаемого взаимодействия на демонстрационной доске и в конкретной игровой ситуации на площадке.
2. Выполнение взаимодействия без сопротивления защитников в поточном упражнении (рис. 79): позиции защитников обозначают переносными тренировочными стойками или их аналогами; атаку завершает броском в движении из-под щита освободившийся бла-
годаря заслону партнера игрок после получения голевой передачи от третьего нападающего; смену позиций занимающиеся производят против часовой стрелки.
3. То же, но варьируя направ
ление первой передачи и соот
ветственно развитие атаки:
- передача вправо — заслон влево;
- передача влево — заслон вправо.
4. То же, но варьируя способы
развития и завершения атаки:
- выход из-под заслона с получением мяча — проход-бросок после ведения (рис. 80, а);
- выход из-под заслона с получением мяча — остановка дву-
мя шагами (прыжком) — дистанционный бросок мяча в прыжке (рис. 80, б);
- выход из-под заслона с получением мяча — «откидка» парт
неру, поддерживающему атаку после постановки заслона — бро
сок мяча в движении (рис. 81).
5. То же, что в упр. 3 и 4, но изменяя начальное расположение
и позиции игроков по отношению к корзине:
- прямо перед щитом;
- справа от щита;
- слева от щита.
6. Выполнение разновидностей изучаемого взаимодействия в условиях пассивного противодействия одного, двух защитников в поточном упражнении: смену позиций производят после завершения атаки перемещением занимающихся по ходу или против часовой стрелки — в направлении первой передачи мяча.
7. Повторное воспроизведение разновидностей «тройки» с преодолением активного противодействия защитников: количество защитников постепенно увеличивают до трех; смену функций между нападающими и защитниками производят после выполнения заданного количества повторений взаимодействия.
8. То же, но в игровом противоборстве 3x3 с атакой в одну корзину: смену функций производят после завершения каждой атаки.
9. Выполнение разновидностей взаимодействия в двусторонних
учебных играх с установкой педагога.
Обучение групповому тактическому взаимодействию в нападении с участием трех игроков «малая восьмерка».
1.Объяснение и показ изучаемого взаимодействия на демонстрационной доске и в конкретной игровой ситуации на площадке.
2. Выполнение взаимодействия без атаки корзины и при отсутствии сопротивления (рис. 82): циклические передвижения осуществляются по заданным ориентирам на площадке.
3. То же, но в условиях пассивного противодействия трех защитников: защитники в параллельной стойке сопровождают перемещения нападающих; смену ролей производят после выполнения заданного количества циклов изучаемого взаимодействия.
4. То же, но с атакой корзины после выполнения заданного количества циклов перемещений по «восьмерке»:
- проход-бросок после пересечения в момент передачи мяча из рук в руки (рис. 83);
- дистанционный бросок после наведения на неподвижный заслон партнера, передавшего мяч из рук в руки (рис. 84).
5. То же, но варьируя момент и способ завершения атаки в
условиях ограниченной активности противодействия защитников:
- противодействовать разрешено только проходу-броску;
- противодействовать разрешено только дистанционному броску.
6. Повторное выполнение разновидностей взаимодействия в условиях неограниченной активности защитников: смену ролей между нападающими и защитниками производят после заданного количества атак каждой тройкой игроков.
7. То же, но в условиях игрового противоборства 3 х 3 с атакой в одну корзину: время командного владения мячом ограничивают 24 с.
8. Выполнение разновидностей взаимодействия «малая восьмерка» в двусторонних учебных играх с установкой педагога.
Обучение групповому тактическому взаимодействию в нападении с участием трех игроков «скрестный выход».
1.Объяснение и показ изучаемого взаимодействия на демонстрационной доске и в конкретной игровой ситуации на площадке.
2. Выполнение взаимодействия без сопротивления защитников в поточном упражнении (рис. 85): после завершения атаки мяч передается на и. п.; игроки, совершившие пересечение, меняются местами в конце своих колонн; смену игрока в позиции центрового производят после заданного количества повторений взаимодействия.
3. То же, но чередуя и. п. мяча: мячом поочередно владеет то нападающий, располагающийся на правом фланге атаки, то его партнер.
4. То же, но после серии передач мяча между игроками на задней линии нападения: передать мяч центровому может любой игрок; максимальное количество передач лимитируется.
5. То же, но варьируя направление развития и способы завершения атаки:
- центровой передает мяч первому проходящему игроку, который и завершает атаку броском в движении;
- центровой передает мяч второму проходящему игроку, завершающему атаку проходом-броском;
- центровой передает мяч первому или второму проходящему игроку, а тот выполняет «откидку» партнеру для броска из-под
щита;
- центровой после поворота лицом к корзине сам завершает
атаку позиционным броском.
6. Выполнение разновидностей взаимодействия в условиях пас
сивного противодействия двух, а затем трех защитников: защит
ники вначале опекают только игроков, совершающих пересече
ние, а затем в упражнение включают и опекуна центрового.
7. То же, но с расстановкой игроков и атакой от боковой линии:
в и. п. центровой занимает место в средней позиции на «усах» трех-
секундной трапеции, а его партнеры — у боковой линии (рис. 86).
8. Повторное выполнение разновидностей изучаемого взаимодей
ствия в условиях активного противодействия защитников: смену ролей
производят после указанного количества повторений задания каж
дой тройкой игроков.
9. То же, но в игровом противоборстве 3x3 с атакой в одну
корзину.
10. Воспроизведение разновидностей взаимодействия «скрест
ный выход» в двусторонних учебных играх с установкой педагога.