Закономерности обучения тактике игры в баскетбол

Основной понятийный аппарат

Обучение рациональной технике основных игровых приемов на учебных занятиях по баскетболу не должно быть самоцелью, так как даже самая совершенная техника не гарантирует успеха в игро­вом противоборстве с соперником. Наряду с уровнем владения тех­никой игры не менее важным представляется еще один аспект под­готовленности занимающихся — тактическая выучка.

Каждый технический прием или сочетание приемов в игре при­меняется в конкретной ситуации: на определенном участке плсг-щадки, при определенном расположении игроков своей команды и соперников, на определенной стадии развития атакующих или защитных действий, в борьбе с определенным противником, в контексте текущего счета и т.д. Именно адекватность и своевре­менность использования в пространстве и во времени того или иного элемента технического арсенала предопределяют результативность игровых действий отдельных игроков, а степень взаимопонимания и уровень слаженности взаимодействий между членами команды — командный результат в данном игровом эпизоде и в игре в целом.

Характер и содержание индивидуальных действий и взаимо­действий игроков-партнеров в каждый игровой момент обуслов­лены изменяющимися условиями их выполнения, а осмыслен­ный выбор диктуется избранной тактикой игры.

Тактика игры — это рациональное, целенаправленное использова­ние способов и форм ведения спортивной борьбы с учетом особенно­стей конкретного соперника и складывающихся условий игрового про­тивоборства. Другими словами, это адекватное игровым ситуаци­ям применение многообразия техники игры.

Процесс обучение тактике игры должен быть специально орга­низован. Если в процессе обучения технике игры занимающиеся ос­ваивают структуру движений, игровые умения и навыки, то в ходе освоения тактики игры они получают знания и умения применения этих навыков в конкретных условиях с целью достижения победы над потенциально возможным или конкретным противником.

Уровень тактической оснащенности игроков создает предпо­сылки для максимального использования в игре их технического потенциала. В то же время, чем совершеннее техника баскетболи­ста, тем больше возможностей для расширения его тактической подготовленности, выработки разнообразной командной тактики.

Существование столь тесной и взаимообусловленной связи меж­ду техникой и тактикой игры в баскетбол позволило при характе­ристике индивидуальной активности игроков ввести специальное понятие — технико-тактическое действие. Оно рассматривается как структурный элемент игровой деятельности отдельных игроков.

Взаимно скоординированные и согласованные в пространстве иво времени технико-тактические действия нескольких игроков одной команды определяются как тактическое взаимодействие.

А при характеристике целостных командных действий использу­ется термин система игры,подразумевающий специфическое вза­иморасположение и взаимодействия всех игроков команды, объ­единенные единой целевой направленностью (например, система игры в нападении с одним центровым; личная система игры в защите и т. п.). Подчеркивается взаимосвязь и согласованность дей­ствий всех игроков в рамках единой концепции ведения игры.

Структурной единицей командных действий в нападении являет­ся комбинация — это заранее разученные и целенаправленные вза­имодействия нескольких или всех игроков в пределах конкретной системы игры, направленные на создание благоприятных усло­вий для завершения атаки.

Существует также термин форма ведения игры — это внешнее проявление действий команды в рамках решения определенных так­тических задач. Форма ведения игры может быть активной или пас­сивной, что проявляется в наступательном или оборонительном характере действий команды. Примером активной формы ведения игры в защите могут служить агрессивные действия по всей площадке или на отдельных ее участках (личный или зонный прес­синг) с постоянным «давлением» на мяч, оттеснением соперни­ка с мячом в нужном направлении и в определенное место с дальнейшей организацией группового отбора. В нападении это стремительный переход к атакующим действиям при овладении мячом с последующей организацией скоростной атаки. При пас­сивных формах ведения игры в защите команда предоставляет со­перникам свободу действий за пределами возможных прицельных бросков мяча, а в нападении предпочитает длительный розыг­рыш мяча с использованием многоходовых комбинаций.

Бесконечному многообразию возможных игровых ситуаций в баскетболе соответствует наличие многочисленных адекватных тактических действий отдельных игроков, группы игроков и ко­манды в целом. Их можно систематизировать согласно общим при­знакам (рис. 37, 38).

                   
  закономерности обучения тактике игры в баскетбол - student2.ru
    закономерности обучения тактике игры в баскетбол - student2.ru
      закономерности обучения тактике игры в баскетбол - student2.ru
        закономерности обучения тактике игры в баскетбол - student2.ru
      закономерности обучения тактике игры в баскетбол - student2.ru
 
 
 
 

закономерности обучения тактике игры в баскетбол - student2.ru

По направленности деятельности выделяют два раздела: тактику нападения и защиты. По особенностям организации каж­дый раздел подразделяют на группы действий: индивиду­альные, групповые и командные.

Индивидуальные действия — это самостоятельные действия иг­рока, направленные на решение командной тактической задачи без непосредственной помощи партнера.

Групповые действия — это взаимодействия двух или трех игро­ков в рамках выполнения командной задачи.

Командные действия подразумевают взаимодействия всех игро­ков команды, направленные на решение задач ведения игры.

В свою очередь, каждая из выделенных групп объединяет не­сколько видов, способов и их вариантов, которые оп-

закономерности обучения тактике игры в баскетбол - student2.ru

ределяются формами ведения игры, содержанием конкретных иг­ровых действий и особенностями выполнения.

Необходимость эффективной организации действий команды требует распределения функций между игроками. Тем самым кон­кретизируются задачи и роль каждого находящегося на площадке игрока при организации атакующих и защитных действий.

В современном баскетболе принято следующее распределение игроков по функциям {амплуа): защитники, форварды, центро­вые.

Основные обязанности защитников — четкое руководство дей­ствиями партнеров в нападении, а также готовность к завер­шению атаки позиционным броском или стремительным прохо-

закономерности обучения тактике игры в баскетбол - student2.ru закономерности обучения тактике игры в баскетбол - student2.ru закономерности обучения тактике игры в баскетбол - student2.ru закономерности обучения тактике игры в баскетбол - student2.ru дом к корзине; в обороне — сдерживание быстрой контрата­ки соперников в случае потери мяча, действия на переднем рубе­же защиты у своей корзины.

Форварды должны обладать хорошей маневренностью, умени­ем результативно атаковать с дальних и средних позиций, обо­стрять игру вблизи корзины соперников за счет собственного ско­ростного прохода или нацеленной передачи центровому. Помимо этого они обязаны грамотно осуществлять защитные дей­ствия на своих позициях и обеспечивать вместе с центровым подбор мяча на обоих щитах.

Центровые — наиболее высокорослые и мощные игроки в ко­манде, призваны таранить оборону соперников на ближних подступах к их щиту, а также «цементировать» оборону собственной корзины: они играют основную роль при борьбе за отскок, при добивании мяча и накрывании брос­ков соперников.

Количество игроков по функциям на площадке в ходе игры может меняться в зависимости от избранной командой системы игры и складывающейся в матче ситуации.

Развитие баскетбола требует постоянной универсализации игро­ков различного амплуа. Что и наблюдается в игре спортсменов высокого класса. Так, современные центровые не только достаточ­но уверенно чувствуют себя вблизи от чужой корзины, но и ус­пешно завершают атаки дистанционными бросками, достаточно хорошо владеют ведением мяча и острыми атакующими передача­ми. В то же время защитники кроме выполнения своих традицион­ных обязанностей способны атаковать через высокорослых игроков броском мяча из-под кольца после скоростного («кинжального») прохода, а также активно и небезуспешно бороться за отскок и добивание мяча у щита соперников. Форварды при необходимости могут с успехом выполнять некоторые функции как защитников, так и центрового.

В связи с этим наблюдается тенденция дифференциации функций внутри традиционных игровых амплуа. Так, среди защитников стали выделять разыгрывающего {первого номера), т. е. дирижера или глав­ного диспетчера (плеймейкера) команды, и атакующего защитни­ка {второго номера), основного поставщика трехочковых попада­ний. Среди нападающих — легкого форварда {третьего номера — иг­рока «периметра»), более склонного к активной игре на дальних подступах к корзине соперника; и тяжелого форварда {четвертого номера), больше тяготеющего к игре на позиции центрового, но выгодно отличающегося от него высокой маневренностью. В свою очередь, центровые {пятые номера) кроме выполнения своих ос­новных, традиционных функций способны также эпизодически сыграть на любой из вышеперечисленных позиций, если того тре­бует складывающаяся игровая ситуация.

Благодаря данной тенденции современная игра отличается вы­сокой зрелищностью и повышенной динамичностью.

И все же полная универсализация в баскетболе не возможна в силу кардинального различия функциональных и психофизиоло­гических особенностей игроков разного роста, а соответственно разных игровых функций, их индивидуальных способностей к ре­шению конкретных задач соревновательного противоборства. Толь­ко рациональное сочетание игровой специализации и универсализа­ции создает предпосылки эффективной командной игры.

Наши рекомендации