Особенности оригиналов акциденции. Эскиз. Макет
Оригиналы для набора акцидентных работ можно подразделить на две группы: оригиналы издательской акциденции и оригиналы акциденции малых форм и афишно-плакатной продукции. Все оригиналы книжно-журнальной (издательской) акциденции оформляют художники издательств.
Оригиналы издательской акциденции полностью размечены, т.е. строки текста сгруппированы по смыслу и отделены друг от друга, определен композиционный центр и указана соподчиненность главных и второстепенных оформительских элементов. Дополнительно часто указывается цвет печатной бумаги и печатных красок.
Оригиналы для набора акциденции малых форм обычно не размечены для набора, оригиналы афишно-плакатных работ частично размечены, т.е. указан общий формат набора, кегль и гарнитура шрифта и группировка текстовых строк.
Набирать акциденцию, пользуясь только оригиналом, даже правильно размеченным, очень трудно, поэтому возникает необходимость составления эскиза или макета. Часто для сложных акцидентных работ оригинал изготовляют после утверждения эскиза. В эскизе зрительно воплощается образ оформления акцидентной формы, при этом необходимо учитывать возможности полиграфической базы, чтобы художественные достоинства оформления акцидентной работы не были потеряны.
Эскизы делятся на три вида:
1. эскиз, передающий общее решение оформления и примерную схему композиции без уточнения места и размеров ее составных элементов;
2. эскиз, композиционно оформленный, с указанием размеров, места и тональности каждого элемента, но без точной прорисовки деталей изображения;
3. эскиз-оригинал, полностью подготовленный для набора.
Эскиз первого вида используется для набора акциденции малых форм и афишно-плакатной продукции. Он может быть изготовлен художником или наборщиком. Делается предварительный набросок членения и размещения текста оригинала, линеек, орнамента и иллюстраций. Текст на эскизе имеет вид прямоугольника без прорисовки или с частичной прорисовкой главных строк.
Эскиз второго вида используется для простых титулов и обложек. Поиски правильного композиционного построения ведутся разными путями, например при помощи подвижных изобразительных элементов. Для этого рисуют строки (штрихами), по кеглю и формату, равные строкам будущего текста, а затем вырезают их по контуру. Передвигая эти строки на полосе выбранного формата, определяют их место и уточняют размеры. Другие элементы композиции рисуют на отдельных полосах.
Более точный прием компоновки - рисование отдельных элементов композиции на прозрачных пленках, а затем совмещение их в определенном формате, часто на цветных и декорированных фонах с использованием различных рамок. Это позволяет выбрать наилучший композиционный прием и уточнить место и размеры отдельных элементов композиции.
Многострочную композицию начинают строить сверху, при этом фиксируют только высоту наборных строк (кегль с учетом размера кегельной площадки), затем определяют верхнее и нижнее поля и высоту всей композиции приводят в соответствие с форматом. В некоторых случаях удобнее делать подвижными не композиционные элементы, а формат полосы и страницы, для чего вырезают рамку соответствующего формата, при помощи которой определяют расположение элементов на странице и размеры полей.
Приемы построения эскизов второго вида могут использоваться на мониторах автоматизированных рабочих мест - КИС.
При комбинированном оформлении акцидентных работ используют как рисованный, так и наборный шрифты. В таких эскизах рисуют крупные главные строки (будущие фотоформы), а второстепенные элементы намечают к набору. Основное внимание при проектировании комбинированного оформления акциденции необходимо обращать на органическое сочетание рисованных и наборных шрифтов.
Наборная строка на эскизе может быть изображена отдельными буквами или в виде прямоугольного контура соответствующего размера и цвета. Чтобы не было значительного расхождения длины проектируемой и наборной строк, формат набора строк рассчитывается исходя из количества букв в строке (с учетом пробелов) и уточненной ширины букв определенной гарнитуры и кегля. При проектировании набора вразрядку добавляется размер разрядки.
Цветовое решение эскиза должно быть по возможности точным. При уточнении или изменении цветового тона можно не делать нового эскиза, а цветной образец приложить к оригиналу. Для большей наглядности на эскизе передается не только цвет ткани или обложечной бумаги, но и ее фактура.
После одобрения эскиза создается оригинал, для чего размеченные и тщательно прорисованные на отдельных листах шрифтовые строки точно переводят на оригинал. Затем оригинал выполняют в цвете. Эскизы и оригиналы акцидентных работ выполняют в натуральную величину. Оригиналы многоцветных изображений можно выполнять на одном листе, если не предусматривается смешение красок при печати. Если же предполагается печатный процесс с наложением красок одна на другую, то для каждой краски изготовляется свой оригинал либо вручную, либо фотографическим способом, либо на настольно-издательских системах.
Ручное деление оригинала производится при помощи кальки. При фотографическом способе с многоцветного оригинала (или эскиза) получают несколько вялых диапозитивов по числу красок, на каждом из которых черной тушью прорисовывают выделяемый цвет. Остальные части изображения, которые планируется воспроизводить другими цветами, удаляются с диапозитивов ослабляющим раствором.
На эскизе, по которому предполагается набирать текст сложных и комбинированных обложек, в соответствии с выбранными размерами размещаются все элементы композиции, а на полях указываются их размеры (включая и размеры пробелов между ними) в полиграфической системе измерений, название гарнитуры и кегль шрифта.
Для более сложных акцидентных работ необходимо составление макета. Макет - это модель будущей акциденции. Все элементы композиции должны быть того же кегля и начертания, что и в готовом издании. Строки должны быть точно сгруппированы и расположены на странице оригинала с учетом всех пробелов и отбивок.
Макеты подразделяются на графические и выклейные. При изготовлении графического макета текст точно расчленяют на строки, размещают по своим местам и выписывают (главные строки полностью, а второстепенные - частично), вычерчивают рисунок линеек, орнамента, вклеивают ксерокопии, распечатку иллюстраций или оттиски, указывают отбивки и цвет предполагаемой печатной краски.
Выклейной макет изготовляют для наиболее сложных акцидентных работ. Для выклейного макета используют распечатки (копии, оттиски) всех наборных и изобразительных элементов. Часто используют распечатки, предназначенные для первой корректуры.
В настоящее время макетирование акцидентных полос чаще выполняется с использованием монитора КИС.
ТЕСТЫ
1. Способ кодирования речи человека специальными символами, это:
· видеоинформация
· числовая информация
· текстовая информация
· звуковая информация
· графическая и изобразительная информации
2.Все шрифты классифицируются по основным признакам:
· внешний вид шрифта _____
· вариант шрифта (прямой, наклонный, курсивный и т.д.) ___
· размер символов _____
A. начертание
B. рисунок
C. кегль
3. В соответствии с российским стандартом существуют 6 групп основных шрифтов:
· группа рубленых шрифтов _____
· группа шрифтов с едва наметившимися засечками _____
· группа медиевальных шрифтов _____
· группа обыкновенных шрифтов _____
· группа брусковых шрифтов _____
· группа малоконтрастных шрифтов _____
A. I
B. II
C. III
D. IV
E. V
F. VI
4. Шрифт по рисунку классифицируется по следующим признакам:
· соотношение толщины основных и соединительных штрихов букв ______
· по дополнительным элементам, которыми заканчиваются основные и соединительные штрихи букв ______
A. контрастность шрифта
B. наличие и форма засечек
C. размер кегля
5. По начертанию очка шрифты подразделяются по трём основным признакам:
· по соотношению толщины основного штриха к внутрибуквенному просвету _____
· по наклону основных штрихов шрифта _____
· по соотношению между шириной и высотой очка _____
A. по плотности очка
B. по насыщенности очка
C. по положению очка
6. Тексты любого вида печатного издания можно разделить на следующие:
· текст, который используется для раскрытия основного содержания произведения _____
· текст заголовков, предисловий, подписей под рисунками, примечаний, формул, таблиц и т.п. _____
· текст, который помогает читателю пользоваться произведением (оглавление, колонтитулы, колонцифры, выходные данные, предметные указатели и т.п.) _____
A. Справочно-вспомогательный текст
B. Основной текст
C. Дополнительный текст
7. Способ кодирования количественной меры объектов и их свойств специальными символами (разными системами счисления), это:
o графическая и изобразительная информация
o текстовая информация
o звуковая информация
o числовая информация
o видеоинформация
8. Абзацный отступ применяется для того, чтобы визуально выделить начало абзаца и позволить читателю легко ориентироваться в тексте. Согласно правилам типографики, абзац оформляется тремя основными способами:
· обычным абзацным отступом _____
· без отступа _____
· обратным абзацным отступом _____
A. 1
B. 2
C. 3
9. Основными составными частями книжного издания (с точки зрения дизайна и верстки) являются:
· специальная "упаковка" для издания, надежно прячущая внутри его страницы _____
· развороты между переплетом и собственно страницами книги _____
· страница в начале книги, на которой размещены основные сведения об издании _____
· обязательная информация, к которой относятся: имена авторов, составителей, специальные библиотечные индексы для каталогизации, номер ISBN, информация об авторских правах и т.п. _____
· содержит информацию о разделах произведения (частях, главах) и указываются номера странице являются часть произведения, к ним относятся: предисловие, послесловие, комментарии ______
A. Вспомогательные разделы
B. Оглавление
C. Титульный лист
D. Обложка/переплет
E. Форзацы
F. Выходные сведения
10. Информация, предназначенная для полиграфического воспроизведения делится на:
o Текстовую
o Изобразительную
o Звуковую
o Числовую
o графическую
11. К текстовой информации относятся:
o Текст
o числовые данные
o таблицы
o формулы
o графики
o формулы
o диаграммы
12. К изобразительной и графической информации относятся:
o текст
o числовые данные
o таблицы
o формулы
o графики
o иллюстрации
o диаграммы
13. Информация, содержащаяся в текстовых или изобразительных оригиналах может быть представлена в форме:
o аналоговой
o цифровой
o текстовой
14. Если в качестве текстовых или изобразительных оригиналов используется цифоровой носитель, то информация представлена в:
o цифровом виде
o аналоговом виде
o текстовом виде
o изобразительном виде
15. Если текстовые или изобразительные оригинале представлены на материальном носителе - бумаге, то информация представлена в:
o цифровом виде
o аналоговом виде
o текстовом виде
o изобразительном виде
16. Размер кегля шрифта определяется в:
o в пунктах
o в миллиметрах
o в квадратах
17. Величина шрифта в наборе выражается:
o в кеглях
o в миллиметрах
o в квадратах
18.Любая буква, цифра или знак наборного алфавита носит название:
o символ
o литера
o кегль
19.Размер символа измеряется в соответствии с определенным для него типом единицы измерения и определяется:
o от вершины выступающего над символом выносного элемента до конца нижнего выносного элемента
o высотой прописного символа
o высотой строчного символа
20.Системы измерений, используемые в полиграфии:
o метрическая система измерений
o издательско-полиграфическая система измерений
o метрическая и издательско-полиграфическая системы измерений
21. Типографская система измерений Пика (Pica) применяется:
o в Великобритании, Америке и в большинстве стран мира, кроме континентальной Европы и России
o в большинстве стран континентальной Европы и в России
o ничего из указанного
22. Типографскую систему измерений Дидо (Didot) применяют:
o в Великобритании, Америке и в большинстве стран мира, кроме континентальной Европы и России
o в большинстве стран континентальной Европы и в России
o ничего из указанного
23.Шрифт - это:
o полный набор символов одинакового размера и начертания
o полный набор символов различного размера и начертания
o полный набор символов одинакового размера
o полный набор символов одинакового начертания
24.Капительные буквы - это буквы, которые:
o имеют размеры строчных букв, а начертание прописных
o имеют размеры прописных букв, а начертание строчных
o имеют размер и начертание прописных букв
o имеют размер и начертание строчных букв
25.В соответствии с классификацией IBM все компьютерные шрифты подразделяются на следующие группы:
o шрифты с засечками
o шрифты без засечек
o шрифты брусковые
o шрифты декоративные
o шрифты обыкновенные
26.В зависимости от вида печатного издания различают верстку:
o книжную
o журнальную
o газетную
o акцидентную
o литературную
27.Характер верстки книжно-журнальных изданий зависит от группы сложности. Существуют следующие группы сложности верстки: (отметить лишнее)
o верстка простого (сплошного) текста
o верстка текста с нешрифтовыми выделениями, таблицами, формулами
o иллюстрационная верстка
o верстка текста с выделениями, таблицами, формулами, иллюстрациями с подписью, многоколонная верстка
o сложная верстка текста с выделениями, таблицами, формулами, иллюстрациями с подписью, многоколонная верстка и дополнительные композиционные выделения
28.Все печатные издания подразделяются на следующие основные виды: (отметить лишнее)
o книжные
o журнальные
o газетные
o акциденция
o календари
o альбомы
o репродукции, открытки
o изобразительные
o литературные
29.Формат издания обозначается:
o шириной и длиной печатного листа и долей листа (т.е. количеством страниц на одном печатном листе)
o площадью запечатываемой части страницы издания
o вариантом оформления
30.Формат наборной полосы - это:
o площадь запечатываемой части страницы издания
o ширина и длина бумажного листа
o вариант оформления
31.При выборе шрифтового оформления издания следует руководствоваться свойствами шрифтов, которые определяются их рисунком, начертанием и размером. Важнейшими из этих свойств являются: (отметить лишнее)
o удобочитаемость
o экономичность
o технологичность
o художественные достоинства
o производительность
32.Обеспечение хорошего восприятия текста и высокой скорости чтения, называют:
o удобочитаемостью
o экономичностью
o технологичностью
33.Удобочитаемыми считаются следующие виды шрифтов (для основного текста):
o шрифты с засечками
o шрифты, имеющие средний контраст, т.е. небольшую разницу между толщиной основных и соединительных штрихов
o шрифты без засечек
34.Экономичность шрифта увеличивается при выполнении следующих условий:
o используется шрифт с более мелким очком
o используются шрифты узких начертаний
o при уменьшении кегля шрифта
o при увеличении кегля шрифта
o используются шрифты курсивных начертаний
35.Художественные достоинства гарнитуры определяются:
o соответствием её рисунка виду и характеру оформляемого издания
o обеспечением хорошего восприятия текста и высокой скорости чтения
36.Соблюдение правил типографики при вёрстке различных видов печатных изданий обеспечивает:
o единство стилевого оформления
o художественную целостность издания
o технологичность издания
37. Единообразие верстки - это:
o одинаковый характер верстки всех полос издания, имеющих одинаковые элементы
o одинаковый характер верстки отдельных полос издания
o различный характер верстки
38.Типографика предусматривает несколько вариантов оформления выделений в тексте. Выделение за счет увеличенного межбуквенного расстояния - это:
o выделение разрядкой
o выделение вывороткой
o выделение капителью
o выделение кеглем
39.Типографика предусматривает несколько вариантов оформления выделений в тексте. Выделение, при котором, например, белые символы будут на черном фоне (прямоугольнике) - это:
o выделение кеглем
o выделение вывороткой
o выделение капителью
o выделение разрядкой
40. Развороты между переплетом и собственно страницами книги, это:
o форзацы
o переплеты
o титульные листы
41. Страница в начале книги, на которой размещены основные сведения об издании, (в различных вариантах оформления), это:
o титульный лист
o форзац
o переплет
o обложка
42.Обязательная информация, которая должна быть в любом издании, оформление которой регламентируется определёнными нормативными документами, правилами и отличается для изданий различной направленности (детских, научных, публицистических), это:
o выходные сведения
o титульный лист
o оглавление
o выходные сведения
43.Заголовок, помещенный в верхней части новой страницы печатного издания, выделенный размером, начертанием, (возможно дополнительными декоративными элементами), называется:
o заголовок-шапка
o шмуцтитул
o заголовок в спусковом пробеле
44.Заголовок, набранный отличным от основного текста шрифтом и помещенный в оборку текста, то есть обтекаемый текстом с трёх сторон (используются в учебной литературе), называется:
o форточка
o фонарик
o скрытый в тексте заголовок
45. Форзацы могут быть только у изданий в переплёте.
o Верно
o Неверно
46. Выделение, при котором, светлые символы располагаются на темном фоне-прямоугольнике, называется:
o выворотка
o разрядка
o капитель
47. Какой вариант использования знаков правильный?
· 1 вариант:
o правильно
o Не правильно
o Не знаю
· 2 вариант
o правильно
o Не правильно
o Не знаю
48.Выделение за счет увеличенного расстояния между буквами называется:
o разрядкой
o капителью
o курсивом
49. Короткая горизонтальная черта, используемая при переносе, при написании сложных слов, это:
o дефис
o минус
o тире
50. Горизонтальная черта средней длины (точнее, длиной в обычную цифру), используемая в математических примерах, при указании интервала значений или дат, это:
o дефис
o минус
o тире
51. Выключка текста по формату издания:
o при наборе строка выравнивается по всей ширине блока текста
o при наборе строка выравнивается влево, оставляя свободное пространство справа
o при наборе строка выравнивается вправо, оставляя свободное пространство слева
52. Увеличенное межстрочное расстояние между последней строкой одного абзаца и первой строкой следующего абзаца, это:
o отступы между абзацами
o интерлиньяж
o абзацный отступ
53. По правилам типографики считается, что количество строк при отрыве заголовка от текста раздела должно быть не менее:
o 1
o 2
o 3
54. Верстка, при которой совпадают строки на обеих сторонах бумаги так, что при печати на тонкой бумаге между строками не виден текст оборотной страницы, это:
o приводная верстка
o единообразная верстка
o типичная верстка
55.Создание дополнительных отступов слева и справа от абзаца, и сужение поля набора, это:
o втяжки
o абзацные отступы
o выключка
56.Основными параметрами абзаца являются:
o гарнитура шрифта
o начертание шрифта
o кегль шрифта
o интерлиньяж
o величина абзацного отступа
o тип выключки
o текст
o слово
o абзац
57. Особенности верстки печатных изданий с иллюстрациями
o открытая верстка крупных иллюстраций _____
o открытая верстка мелких иллюстраций _____
o закрытая верстка _____
o верстка с выходом на поле _____
A. а
B. б
C. в
D. г
58. Важными элементами внутренних полос газетного и журнального изданий являются:
o номер текущей страницы _____
o область над текстовым полем, в котором располагается информация о книге (имя автора, название произведения, части, главы, параграфа и т. д.) _____
A. заголовок
B. колонтитул
C. колонцифра
59. Существуют несколько видов верстки с иллюстрациями:
o изображение большого размера размещается вверху (внизу) страницы на всю ширину полосы или меньшего размера - в углах страницы _____
o иллюстрация зажата между строками текста, расположенными сверху и снизу _____
o изображение, обтекаемое текстом с трех сторон _____
o иллюстрация располагается между колонками текста и ни одной стороной не выходит к полям _____
o иллюстрация заполняет поле до конца страницы _____
A. глухая верстка
B. верстка под обрез
C. закрытая верстка
D. открытая верстка
E. верстка в оборку
60.Основными частями газеты являются:
o первая (титульная) полоса, на которой размещаются название газеты, и/или анонсы других материалов номера
o последняя полоса, на которой размещаются выходные данные газеты, информация об издательстве, типографии и т.п.
o внутренняя полоса
o выходная полоса
61.Заголовок статьи в газетной и журнальной верстке размещается:
o по ширине на все колонки статьи
o независимо от ширины колонок статьи
62. На рисунке 1 представлена схема правильногопродолжения текста при разрыве колонки иллюстрацией
o Верно
o Неверно