Ахроматические и хроматические тона
Поверхности ахроматических тонов обладают свойством отражать лучевой поток одинаково всеми частями видимого света. Эти поверхности вызывают ощущение белых, черных и всех промежуточных серых тонов. Подобные отражения лучевого потока называются неизбирательными, они отличаются одно от другого коэффициентом отражения, определяющим их светлоту.
Ахроматическая шкала, которой пользуются для визуального определения коэффициента отражения света поверхностью, представляет собой набор выкрасок (образцов) бесцветных тонов различной светлоты – от белого до черного.
Трудно отыскать поверхности чистого ахроматического тона. Известны различные виды теплых и холодных тонов, которые условно в обиходе принято называть серыми, но в некоторых имеется примесь спектральных цветовых тонов.
Поверхности хроматических тонов обладают свойством избирательного отражения лучей. В потоке отраженного света преобладают монохроматические лучи одного или нескольких видов.
Такие поверхности отличаются друг от друга тремя свойствами: цветовым тоном, светлотой и насыщенностью.
Цветовой тон – основная характеристика цвета, определяемая длиной волны, которая соответствует преобладающему монохроматическому излучению. Естественным рядом цветовых тонов является спектр солнечного света.
Светлотой называется ряд оттенков одного и того же цветового тона от чисто-белого до чистого спектрального цвета. Оценивается коэффициентом отражения.
Насыщенностьопределяется содержанием чистого монохроматического цвета в смешанном отраженном световом потоке. Насыщенность цвета характеризует степень разбавления спектрального цвета белым.
В малярных работах различают теплые и холодные тона.
К теплым относятся красные, оранжевые, желтые.
К холодным – синие, голубые, зеленые
Теплые тона кажутся более близкими (выступающими), а холодные— удаленными (отступающими). Из насыщенных цветов хроматического ряда наибольшей способностью приближать поверхность обладают оранжевый и желтый, а удалять ее — синий и в несколько меньшей степени бирюзовый цвета.
В малярных работах большое значение имеют такие свойства цветов, как плотность, легкость, способность создавать видимость удаления или приближения.
Темные цвета, как правило, обладают большей плотностью; они кажутся тяжелее светлых.
При измерении и количественном выражении цвета используют три основных цвета: красный, фиолетовый и зеленый.Тона, получаемые от смешения лучей этих цветов, охватывают практически все существующие оттенки.
Оптического смешения цветов, существует два основных способа:
- слагательное
- вычитательное.
Слагательное смешение цветов:
на темный экран направляют одновременно три монохроматических пучка света: фиолетовый, зеленый и красный, подобрав угол отклонения пучков света так, чтобы цветные изображения частично перекрывали одно другое, а центральная часть освещалась тремя пучками света. При этом условии участок экрана покажется
- желтым – освещенный зеленым и красным светом;
- пурпурным – красным и фиолетовым,;
- голубым – фиолетовым и зеленым;
- белая – средняя часть, освещенная лучами трех видов, как освещенная ахроматическим светом полного спектра.
Используя слагательный способ смешения цветов, ахроматический белый тон можно получить и при сложении двух резко различающихся по цвету пучков света. Установлено, что существуют пары хроматических цветов, смешение которых дает ахроматический тон. Например, красный и голубовато-зеленый, оранжевый и голубой, желтый и синий, желто-зеленый и фиолетовый, зеленый и пурпурный. Такие цвета называют взаимно дополнительными.
Вычитательное смешение цветов:
на пути ахроматического белого светового пучка, освещающего белый экран, одновременно ставят три светофильтра так, чтобы они частично перекрывали один другой. Каждый из светофильтров пропускает лучи только одного цвета — желтые, пурпурные и голубые, поглощая цвета спектра — красные, фиолетовые и зеленые.
На участке, защищенном желтым и голубым фильтрами, в местах, где эти фильтры взаимно перекрываются, получим зеленый цвет, так как туда не проникли фиолетовые и красные лучи.
На участке, защищенном желтым (поглощает фиолетовый цвет) и пурпурным (поглощает зеленый) фильтрами, получим красный цвет.
На участке, защищенном голубым и пурпурным фильтрами, поглощающими красный и зеленый цвета, — фиолетовый цвет.
Середина цветовой фигуры на экране, защищенная тремя фильтрами, которые вместе поглощают все лучи спектра, будет черной.
Коэффициент отражения цвета (%):
поверхностями, окрашенными в различные цвета: белый — 65...80, кремовый и соломенно-желтый — 55...70, желтый — 45... 60, темно-зеленый— 10...30, светло-голубой — 20...50, голубой — 10...25, темно-голубой — 5... 15, черный — 3...10.
отдельными видами материалов: белила цинковые чистые — 76, литопон чистый — 75, бумага слегка желтоватая — 67, известь гашеная — 66,5;
поверхностями, оклеенными обоями: светло-серыми, песочными, желтыми, розовыми, бледно-голубыми — 45...65, темными различных цветов — 45.
Для малярных работ применяют высокодисперсные вещества – пигменты, не растворимые в воде и пленкообразующем.
Все пигменты делят на две группы — ахроматические и хроматические.
Ахроматические пигментыподразделяют на белые, черные и промежуточные серые. Хроматические пигменты так же, как и цвета спектра, характеризуются тремя свойствами:
цветовым тоном – способностью пигментов к избирательному поглощению цветовых излучений с различной длиной волн;
светлотой, определяемой степенью отражения света, падающего на цветную поверхность;
насыщенностью или чистотой цвета пигмента, устанавливаемой сравнением с ахроматическим тоном, равным ему по светлоте.