Семинар 1 «Введение в системную семейную терапию и консультирование»
Семинар 1 «Введение в системную семейную терапию и консультирование»
Часть 1 (16 и 17 сентября)
Теоретическая часть:
- Основные принципы работы в системном подходе: нейтральность, циркулярность, гипотетичность. (Нейтральность – о профессиональной позиции психолога при работе с семьями.Циркулярность – о циклических, повторяющихся процессах в семьях (т.н. «замкнутые круги», по которым семья может гулять до бесконечности).Гипотетичность – о принципах и навыках формирования системных гипотез).
- Законы существования семейных систем: закон гомеостаза и закон развития
– каждая семья периодически встает перед необходимостью измениться и желанием, чтобы все осталось так, как есть.
- Жизненный цикл семьи. Основные конфликты при переходе с этапа на этап.
Теоретико-практическая часть: (теория с последующей практической проработкой в заданиях, упражнениях).
- Общая логика проведения первой встречи с семьей.
– общая схема (структура) проведения первой консультации: последовательность шагов. С последующим практическим применением во время семинара.
- Социальная фаза (первые 10-15 минут встречи): Функции социальной фазы. Схема проведения. Отработка навыка.
– Это позволит участникам за короткое время научиться время собирать много информации о семье, не пропуская важного.
- Работа с генограммой:Основные обозначения. Обоснование необходимости включения в работу. Отработка навыка построения генограмм.
Работа с генограммой развивает системной мышление и системный взгляд при работе с семьей. Дает основание для формирования гипотез сразу на нескольких уровнях (уровень личной истории, уровень семейной истории, уровень истории рода). Позволяет увидеть, как меняется восприятие проблем и ситуации семьи клиентов при расширении контекста.
- Циркулярность:Два смысла понятия циркулярность при работе с семьями.Циркулярные вопросы и циркулярное интервью.Отработка навыка проведения циркулярного интервью.Техника «Дочки-матери» как способ выявления циркулярных процессов в семьях: теория, демонстрация, отработка навыка проведения.
Это позволяет освоить навыки, необходимые для выявления циклических, повторяющихся патологических процессов в семьях (выявлять последовательность шагов/ходов членов семьи в «замкнутых кругах»). Тренирует способность видеть, как проблемное поведение одного члена семьи формируется и поддерживается всеми членами семьи (вклад каждого в проблемное поведение одного, по поводу которого семья обычно обращается).
Часть 2 (21 и 22 октября)
Теоретико-практическая часть:
- Структурный подход в семейной терапии: теоретический блок и разбор примеров из практики (клинических случаев).
Мы рассмотрим:
Ø подход, в основе которого взгляд на семью, как на структуру. Когда структура «правильная», в семье нет проблем, когда структура нарушена – возникают проблемы.
Ø варианты нарушения семейной структуры и их последствия.
Ø способы нормализации семейных структур.
- Принципы формирования системных гипотез.
Позволяет освоить навыки формирования предварительных и рабочих гипотез. Позволяет развить умение смотреть на семейную проблему сразу с нескольких уровней.
- Работа с семьей в ко-терапии. Принципы ко-терапевтического взаимодействия. Преимущества работы в ко-терапии. Техника «Ко-терапевтическое взаимодействие». Развитие навыков работы в паре с ко-терапевтом. Отработка техники «Ко-терапевтическое взаимодействие» с пониманием того, когда и для чего она уместна в процессе консультации.
Практическая часть:
- Техника «Домашние задания». Практикум по моделированию домашних заданий с точки зрения структурного подхода. Позволяет научиться конструировать домашние задания для семей, которые способствуют нормализации семейной структуры (следовательно, работают на решение заявленной семьей проблемы).
- Интеграция материала двух семинаров.
Практический блок для отработки первой сессии с семьей:
Ø в режиме реального времени (сессия 60 минут);
Ø в формате «Симулированная семья»;
Ø с использованием схемы проведения первой консультации;
Ø с использованием большей части, рассматриваемых в семинарах техник и интервенций.
Семинар 2: «Коммуникативный подход на примере работы с супружескими
Супервизия (16 – 17 июня)
Супервизия проводится как итоговое аттестационное мероприятие, позволяющее каждому участнику программы провести демонстрационную сессию с семьей, применяя приобретенные им навыки работы как системного семейного терапевта.
По окончании программы участникам, прошедшим всю программу и итоговую супервизию, выдается Сертификат участника.
Стоимость каждой части программы (2 дня семинара) 6000 рублей при предоплате (3000р. за 3 недели до семинара – до 26 августа за Часть1 семинара 1; до 30 сентября за Часть 2 семинара 1 и т.д.), 7000р. – при оплате после указанных сроков и в день проведения.
Сертификат оплачивается отдельно.
Место проведения: ул. Фурманова 103
Записаться на программу: 8 (912)215-92-84 (Мария); e-mail: [email protected]
Семинар 1 «Введение в системную семейную терапию и консультирование»
Часть 1 (16 и 17 сентября)
Теоретическая часть:
- Основные принципы работы в системном подходе: нейтральность, циркулярность, гипотетичность. (Нейтральность – о профессиональной позиции психолога при работе с семьями.Циркулярность – о циклических, повторяющихся процессах в семьях (т.н. «замкнутые круги», по которым семья может гулять до бесконечности).Гипотетичность – о принципах и навыках формирования системных гипотез).
- Законы существования семейных систем: закон гомеостаза и закон развития
– каждая семья периодически встает перед необходимостью измениться и желанием, чтобы все осталось так, как есть.
- Жизненный цикл семьи. Основные конфликты при переходе с этапа на этап.
Теоретико-практическая часть: (теория с последующей практической проработкой в заданиях, упражнениях).
- Общая логика проведения первой встречи с семьей.
– общая схема (структура) проведения первой консультации: последовательность шагов. С последующим практическим применением во время семинара.
- Социальная фаза (первые 10-15 минут встречи): Функции социальной фазы. Схема проведения. Отработка навыка.
– Это позволит участникам за короткое время научиться время собирать много информации о семье, не пропуская важного.
- Работа с генограммой:Основные обозначения. Обоснование необходимости включения в работу. Отработка навыка построения генограмм.
Работа с генограммой развивает системной мышление и системный взгляд при работе с семьей. Дает основание для формирования гипотез сразу на нескольких уровнях (уровень личной истории, уровень семейной истории, уровень истории рода). Позволяет увидеть, как меняется восприятие проблем и ситуации семьи клиентов при расширении контекста.
- Циркулярность:Два смысла понятия циркулярность при работе с семьями.Циркулярные вопросы и циркулярное интервью.Отработка навыка проведения циркулярного интервью.Техника «Дочки-матери» как способ выявления циркулярных процессов в семьях: теория, демонстрация, отработка навыка проведения.
Это позволяет освоить навыки, необходимые для выявления циклических, повторяющихся патологических процессов в семьях (выявлять последовательность шагов/ходов членов семьи в «замкнутых кругах»). Тренирует способность видеть, как проблемное поведение одного члена семьи формируется и поддерживается всеми членами семьи (вклад каждого в проблемное поведение одного, по поводу которого семья обычно обращается).
Часть 2 (21 и 22 октября)
Теоретико-практическая часть:
- Структурный подход в семейной терапии: теоретический блок и разбор примеров из практики (клинических случаев).
Мы рассмотрим:
Ø подход, в основе которого взгляд на семью, как на структуру. Когда структура «правильная», в семье нет проблем, когда структура нарушена – возникают проблемы.
Ø варианты нарушения семейной структуры и их последствия.
Ø способы нормализации семейных структур.
- Принципы формирования системных гипотез.
Позволяет освоить навыки формирования предварительных и рабочих гипотез. Позволяет развить умение смотреть на семейную проблему сразу с нескольких уровней.
- Работа с семьей в ко-терапии. Принципы ко-терапевтического взаимодействия. Преимущества работы в ко-терапии. Техника «Ко-терапевтическое взаимодействие». Развитие навыков работы в паре с ко-терапевтом. Отработка техники «Ко-терапевтическое взаимодействие» с пониманием того, когда и для чего она уместна в процессе консультации.
Практическая часть:
- Техника «Домашние задания». Практикум по моделированию домашних заданий с точки зрения структурного подхода. Позволяет научиться конструировать домашние задания для семей, которые способствуют нормализации семейной структуры (следовательно, работают на решение заявленной семьей проблемы).
- Интеграция материала двух семинаров.
Практический блок для отработки первой сессии с семьей:
Ø в режиме реального времени (сессия 60 минут);
Ø в формате «Симулированная семья»;
Ø с использованием схемы проведения первой консультации;
Ø с использованием большей части, рассматриваемых в семинарах техник и интервенций.
Семинар 2: «Коммуникативный подход на примере работы с супружескими