Проверка сопротивления обмотки ротора.
Прикасаемся измерительным прибором к кольцам ротора:
- если сопротивление обмотки будет в пределах 1,8...5Ом, значит ротор исправен.
- если сопротивление будет бесконечно большим, значит цепь обмотки возбуждения разорвана.
- если сопротивление ниже 1,8Ом, значит есть короткозамкнутые витки.
Проверка обмотки на отсутствия замыкания на "массу".
Один вывод мультиметра подносится к любому кольцу ротора, а другой к корпусу. Если обмотка исправна, значит мультиметр покажет бесконечно большое сопротивление.
Проверка обмотки статора на обрывы.
Поочередно подсоединить щупы мультиметра к выводам обмотки статора генератора. При отсутствии обрыва обмотки статора генератора мультиметр будет показывать малое сопротивление.
Проверка обмотки статора на отсутствие замыкания на «массу».
Подсоединяем щупы омметра к любому выводу обмотки и к статору. Если короткого замыкания нет, то омметр должен показать бесконечно большое сопротивление.
Замыкание обмотки на корпус ротора. Включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Один из проводов подсоедините к корпусу ротора, а второй - поочередно на каждое кольцо. В обоих случаях лампа не должна гореть. Если лампа загорается, то обмотка замкнута: необходимо заменить ротор.
Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Поочередно подсоедините контрольную лампу между всеми выводами обмотки. Во всех трех случаях лампа должна гореть. Если хотя бы в одном случае лампа не горит, значит, есть обрыв в обмотке и нужно заменить статор или обмотку.
Замыкание обмоток статора на корпус. Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Подсоедините лампу к выводу обмотки статора, а провод от источника тока к корпусу статора, при этом лампа гореть не должна. Если лампа горит, то происходит замыкание и, следовательно, необходимо заменить статор или обмотку. Изоляция проводов обмотки должна быть без следов перегрева, который происходит при коротком замыкании в диодах выпрямительного блока генератора. Статор с такой поврежденной обмоткой замените.
Стартер
Рис. 2. Стартер 4216.3708-02:
1 — передняя крышка стартера; 2 — ось рычага привода; 3 — корпус стартера; 4 — тяговое реле стартера; 5 — вывод «50» тягового реле; 6 — контактный болт; 7 — задняя крышка стартера
Рис. 3. Детали стартера 4216.3708-02:
1 — передняя крышка стартера; 2 — уплотнитель; 3 — обгонная муфта с шестерней привода; 4 — рычаг привода; 5 — перегородка; 6 — стяжная шпилька; 7 — шток; 8 — тяговое реле стартера; 9 — регулировочные шайбы; 10 — кожух вала якоря; 11 — стопорная шайба; 12 — задняя крышка стартера; 13 — щеткодержатель; 14 — корпус со статором; 15 — якорь стартера; 16 — ось рычага привода; 17 — стопорное кольцо; 18 — уплотнительное кольцо; 19 — ограничительное кольцо хода шестерни
Чтобы проверить состояние обмотки якоря, нужно открыть заднюю крышку стартера и отсоединить щеточный узел; после этого один конец омметра замкнуть на корпусе стартера, а другой соединить сначала с одним выводом обмотки, а затем — с другим. Показание сопротивления на уровне 10 кОм и больше говорит об отсутствии замыкания (рис. 83).
Для проверки обмотки на обрыв омметр присоединяют к двум выводам обмотки стартера, при этом стремление стрелки к бесконечности говорит о произошедшем обрыве обмотки (рис. 84).
При диагностике необходимо проверить стартер на отсутствие замыкания обмоток якоря на массу, для этого один конец омметра присоединяют к корпусу стартера, а второй замыкают попеременно на каждой из контактных пластин якоря.
Если прибор показывает сопротивление на уровне 10 кОм и больше, можно говорить об отсутствии замыкания на обмотках якоря (рис. 85).
Порядок выполения диагностических работ выглядит следующим образом:
- Очищаем поверхность статорной обмотки от грязи и пыли. Включаем контрольную лампочку в цепь переменного тока напряжением 220В и подключаем один провод на корпус статорной обмотки, а второй на один из выводов обмотки. Если лампочка загорится, значит в цепи произошло короткое замыкание и обмотку необходимо заменить на новую. Таким же образом проверяем вторую обмотку статора, просто перекинув провод контрольной лампочки.
- На следующем этапе работ проверяем обмотки ротора. Очищаем поверхность от грязи и пыли. Используем так же контрольную лампочку, подключенную в цепь напряжением 220В. Кидаем один провод лампочки на пластины коллектора и к сердечнику якоря. Если лампочка загорелась, то якорь не исправен и требуется его замена.
Порядок выполнения работы:
- Внеаудиторная подготовка к работе в лаборатории;
- Провести ТО генератора;
- Провести ТО стартера;
- Заполнить отчёт о проделанной работе.
|