Мероприятия по внедрению информационных технологий в ОУ
1. Разработка программы информатизации ОУ.
2. Развертывание компьютерной сети.
3. Создание временных коллективов на базе УМО по внедрению ИТ в учебный процесс. Анализ, адаптация и внедрение компьютерных средств обучения и контроля.
4. Анализ и установка базовых программных средств автоматизации управления ОУ. Наполнение баз данных.
В качестве инструментария информационной технологии используются распространенные виды программных продуктов: текстовые процессоры, издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные календари, информационные системы функционального назначения.
16. Виды информационных технологий. Методы работы с ними.
Информационная технология — это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Цель информационной технологии — производство информации для ее .анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
К основным видам информационных технологий(ИТ) относятся следующие.
• ИТ обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, алгоритмы решения которых хорошо известны и для решения которых имеются все необходимые входные данные. Эта технология применяется на уровне исполнительской деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных, постоянно повторяющихся операций управленческого труда.
• ИТ управления предназначена для информационного обслуживания всех работников предприятий, связанных с принятием управленческих решений. Здесь информация обычно представляется в виде регулярных или специальных управленческих отчетов и содержит сведения о прошлом, настоящем и возможном будущем предприятия.
• ИТ автоматизированного офиса призвана дополнить существующую систему связи персонала предприятия. Автоматизация офиса предполагает организацию и поддержку коммуникационных процессов как внутри фирмы, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией.
• ИТ поддержки принятия решений предназначена для выработки управленческого решения, происходящей в результате итерационного процесса, в котором участвуют система поддержки принятия решений (вычислительное звено и объект управления) и человек (управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат).
• ИТ экспертных систем основана на использовании искусственного интеллекта. Экспертные системы дают возможность менеджерам получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых в этих системах накоплены знания.
Новая информационная технология — это информационная технология с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства. Новая информационная технология базируется на следующих основных принципах.
В качестве инструментария ИТ используются распространенные виды программных продуктов: текстовые процессоры, издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные календари, информационные системы функционального назначения.
17. Основные компоненты различных видов информационных технологий.
Основными свойствами ИТ являются целесообразность, наличие компонентов и структуры, взаимодействие с внешней средой, целостность, развитие во времени.
функциональные компоненты - это конкретное содержание процессов циркуляции и переработки информации;
Компьютеры: Компьютеры очень важны для того, чтобы хранить и обрабатывать данные. В зависимости от размеров, стоимости и возможности обработки, компьютеры разделены на четыре категории. Это мейнфреймы, суперкомпьютеры, миникомпьютеры и микрокомпьютеры (настольные компьютеры или персональные компьютеры).
Серверы: Сервер представляет собой сочетание аппаратных средств и программного обеспечения, а также предоставляет услуги клиентским компьютерам. Эти услуги обычно включают в себя хранение и поиск информации. Автономный компьютер также может выступать в качестве сервера, при условии, что на нем работает серверная операционная система.
Система управления базами данных (СУБД):СУБД — это в основном набор компьютерных программ, которые управляют хранением, поиском и организацией информации, содержащейся в компьютере. Эта информация в форме базы данных, управляется с помощью программного обеспечения. СУБД принимает запросы от прикладной программы и информирует операционную систему о передаче соответствующих данных. Существуют различные ведомства по мониторингу потока информации, к которым относятся системные администраторы, IT – менеджеры, администраторы баз данных и руководителей информационных служб (IT – директора).
Сеть: Компьютерная сеть представляет собой совокупность компьютеров и периферийных устройств, связанных друг с другом различными способами. Они могут быть проводными или беспроводными. Сеть позволяет компьютерам связываться друг с другом.
Сетевая безопасность и криптография: Сетевая безопасность является одним из наиболее важных аспектов ИТ. Она состоит из всех положений, сделанных на основе компьютерной сети, с тем, чтобы предотвратить несанкционированное использование информации. Она также включает в себя осуществление политики, принятой правительством и действующим законодательством о киберпространстве. Это также полезно в обеспечении защиты от компьютерного взлома границ организации в киберпространстве.
18. Определение информационной системы. Виды классификаций информационных систем.
Информационная система — это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации для достижения цели управления.
В современных условиях основным техническим средством обработки информации является персональный компьютер. Большинство современных информационных систем преобразуют не информацию, а данные. Поэтому часто их называют системами обработки данных.
По степени механизации процедур преобразования информации системы обработки данных делятся на системы ручной обработки, механизированные, автоматизированные и системы автоматической обработки данных.
Важнейшими принципами построения эффективных информационных систем являются следующие.
Принцип интеграции, заключающийся в том, что обрабатываемые данные, однажды введенные в систему, многократно используются для решения большого числа задач.
Принцип системности, заключающийся в обработке данных в различных аспектах, чтобы получить информацию, необходимую для принятия решений на всех уровнях управления.
Принцип комплексности, заключающийся в механизации и автоматизации процедур преобразования данных на всех этапах функционирования информационной системы.
Информационные системы также классифицируются:
• по функциональному назначению: производственные, коммерческие, финансовые, маркетинговые и др.;
• по объектам управления: информационные системы автоматизированного проектирования, управления технологическими процессами, управления предприятием (офисом, фирмой, корпорацией, организацией) и т. п.;
• по характеру использования результатной информации: информационно-поисковые, предназначенные для сбора, хранения и выдачи информации по запросу пользователя; информационно-советующие, предлагающие пользователю определенные рекомендации для принятия решений (системы поддержки принятия решений); информационно-управляющие, результатная информация которых непосредственно участвует в формировании управляющих воздействий.
19. Профессионально ориентированные информационные системы.(ПОИС) Использование профессионально ориентированных информационных систем(ПОИС)
Области применения:
экономика, юриспруденция, политология, психология, социология, политология, психология, экология, гуманитарно–социальные и другие области, в которых применяются (ПОИС) для реализации информационных технологий в соответствии со спецификой этой области.
(ПОИС) — это совокупность:
• функциональных процессов и связанных с ними информационных процессов, специфичных в конкретной предметной области;
• средств, способов и методов, направленных на создание и применение технологий сбора, хранения, анализа, обработки и передачи информации, существенно зависящих от специфики области применения;
• единого управления процессами решения функциональных задач, а также информационными, материальными и денежными потоками в предметной области.
Такая информационная система функционирует: на конкретном уровне мирового хозяйства (микро–, мезо–, макро– и мегаэкономики), в муниципальных, государственных, негосударственных и международных организациях различного назначения, в органах управления, в министерствах, ведомствах и подчиненных им организациях, в органах юрисдикции, в юридических и адвокатских консультация, в судах, в правоохранительных органах, в экономических, банковских, налоговых учреждениях, в учебных заведениях, в общественных организациях, в ассоциациях и объединениях, на предприятиях различной организационно–правовой формы, в органах охраны природы, распределения природных ресурсов и энергоносителей, в различных отраслях хозяйства страны или региона.
20. Определение экспертных систем. Принципы работы экспертных систем.
В начале 80-х годов в исследованиях по искусственному интеллекту сформировалось самостоятельное направление "экспертные системы" (ЭС). Осн.назначение ЭС - компьютерная система, способная частично заменить специалиста-эксперта в разрешении проблемной ситуации. ЭС используются для решения неформализованных задач в узкой предметной области, общим для которых является то, что:
- задачи не могут быть заданы в числовой форме;
- цели нельзя выразить в терминах точно определенной целевой функции;
- не существует алгоритмического решения задачи;
- если алгоритмическое решение есть, то его нельзя использовать из-за ограниченности ресурсов (время, память).
Кроме того неформализованные задачи обладают ошибочностью, неполнотой, неоднозначностью и противоречивостью как исходных данных, так и знаний о решаемой задаче.
Основу ЭС составляет база знаний (БЗ) о предметной области, которая накапливается в процессе построения и эксплуатации ЭС. Накопление и организация знаний - важнейшее свойство всех ЭС.
Знания являются явными и доступными, что отличает ЭС от традиционных программ, и определяет их основные свойства, такие, как:
1) Применение для решения проблем высококачественного опыта, который представляет уровень мышления наиболее квалифицированных экспертов в данной области, что ведЈт к решениям творческим, точным и эффективным.
2) Наличие прогностических возможностей, при которых ЭС выдаeт ответы не только для конкретной ситуации, но и показывает, как изменяются эти ответы в новых ситуациях, с возможностью подробного объяснения каким образом новая ситуация привела к изменениям.
3) Обеспечение такого нового качества, как институциональная память, за счeт входящей в состав ЭС базы знаний, которая разработана в ходе взаимодействий со специалистами организации, и представляет собой текущую политику этой группы людей. Этот набор знаний становится сводом квалифицированных мнений и постоянно обновляемым справочником наилучших стратегий и методов, используемых персоналом. Ведущие специалисты уходят, но их опыт остаeтся.
4) Возможность использования ЭС для обучения и тренировки руководящих работников, обеспечивая новых служащих обширным багажом опыта и стратегий, по которым можно изучать рекомендуемую политику и методы.
21. Определение систем поддержки принятия решений. Методы их работы.
Система поддержки принятия решений, СППР - компьютерная автоматизированная система, целью которой является помощь людям, принимающим решение в сложных условиях для полного и объективного анализа предметной деятельности.
СППР возникли в результате слияния управленческих информационных систем и систем управления базами данных.
Система поддержки принятия решений предназначена для поддержки многокритериальных решений в сложной информационной среде. При этом под многокритериальностью понимается тот факт, что результаты принимаемых решений оцениваются не по одному, а по совокупности многих показателей (критериев) рассматриваемых одновременно. Информационная сложность определяется необходимостью учета большого объема данных, обработка которых без помощи современной вычислительной техники практически невыполнима. В этих условиях число возможных решений, как правило, весьма велико, и выбор наилучшего из них "на глаз", без всестороннего анализа может приводить к грубым ошибкам.
Система поддержки решений СППР решает две основные задачи:
- выбор наилучшего решения из множества возможных (оптимизация),
- упорядочение возможных решений по предпочтительности (ранжирование).
В обеих задачах первым и наиболее принципиальным моментом является выбор совокупности критериев, на основе которых в дальнейшем будут оцениваться и сопоставляться возможные решения (будем называть их также альтернативами). Система СППР помогает пользователю сделать такой выбор.
Для анализа и выработок предложений в СППР используются разные методы. Это могут быть: - информационный поиск,
- интеллектуальный анализ данных,
- поиск знаний в базах данных,
- рассуждение на основе прецедентов,
- имитационное моделирование,
- эволюционные вычисления и генетические алгоритмы,
- нейронные сети,
- ситуационный анализ,
- когнитивное моделирование и др.
Некоторые из этих методов были разработаны в рамках искусственного интеллекта
22. Определение систем моделирования и прогнозирования. Способы их работы.
Прогнозирование означает специальное научное исследование, направленное на выявление перспективы развития явления или процесса.
Прогнозы делятся (условно)
· по срокам: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, дальнесрочные;
· по масштабу: частные, местные, региональные, отраслевые, страновые, мировые (глобальные).
· по ответственности (авторству): личные, на уровне предприятия (организации), на уровне государственных органов.
К основным методам прогнозирования относят:
· статистические методы;
· экспертные оценки (например, метод Дельфи);
· методы моделирования;
· интуитивные (то есть выполненные без применения технических средств, экспромтом, «в уме» специалистом, имеющим опыт ранее применяемых научных методов в данном типе прогнозов).
Прием прогнозирования - это математическая или логическая операция, направленная на получение конкретных результатов в процессе разработки прогнозов.
Классификация методов прогнозирования осуществляется по трем основным признакам:
- по степени формализации методов;
- по общему принципу действия;
- по способу получения прогнозной информации.
По степени формализации методы прогнозирования делятся на формализованные и интуитивные.
Формализованные методы используются в том случае, когда информация об объекте прогнозирования носит в основном количественный характер, а влияние различных факторов можно описать с помощью математических формул.
Интуитивные методы применяются тогда, когда информация количественного характера об объекте прогнозирования отсутствует или носит в основном качественный характер и влияние факторов невозможно описать математически.
Моделирование(в значении "метод", "модельный эксперимент") рассматривается как особая форма эксперимента, эксперимента не над самим оригиналом (это называется простым или обычным экспериментом), а над копией (заместителем) оригинала. Здесь важен изоморфизм систем (оригинальной и модельной) - изоморфизм, как самой копии, так и знаний, с помощью которых она была предложена.
Процесс моделирования включает три элемента:
· субъект (исследователь),
· объект исследования,
· модель, определяющую (отражающую) отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.
Модели и моделирование применяются по основным направлениям:
1. обучение (как моделям, моделированию, так и самих моделей);
2. познание и разработка теории исследуемых систем (с помощью каких-либо моделей, моделирования, результатов моделирования);
3. прогнозирование (выходных данных, ситуаций, состояний системы);
4. управление (системой в целом, отдельными подсистемами системы), выработка управленческих решений и стратегий;
5. автоматизация (системы или отдельных подсистем системы).
23. Использование экспертных систем, систем поддержки принятия решений, систем моделирования и прогнозирования.
Экспертные системы. Осн.назначение - компьютерная система, способная частично заменить специалиста-эксперта в разрешении проблемной ситуации. ЭС используются для решения неформализованных задач в узкой предметной области
Основу ЭС составляет база знаний (БЗ) о предметной области, которая накапливается в процессе построения и эксплуатации ЭС. Накопление и организация знаний - важнейшее свойство всех ЭС
Система поддержки принятия решений, СППР - компьютерная автоматизированная система, целью которой является помощь людям, принимающим решение в сложных условиях для полного и объективного анализа предметной деятельности.
СППР возникли в результате слияния управленческих информационных систем и систем управления базами данных.
Система поддержки принятия решений предназначена для поддержки многокритериальных решений в сложной информационной среде. При этом под многокритериальностью понимается тот факт, что результаты принимаемых решений оцениваются не по одному, а по совокупности многих показателей (критериев) рассматриваемых одновременно. Информационная сложность определяется необходимостью учета большого объема данных, обработка которых без помощи современной вычислительной техники практически невыполнима. В этих условиях число возможных решений, как правило, весьма велико, и выбор наилучшего из них "на глаз", без всестороннего анализа может приводить к грубым ошибкам.
Система прогнозирования («прогнозирующая система») — это упорядоченная совокупность методик, технических средств, предназначенная для прогнозирования сложных явлений или процессов.
Методы и инструменты моделирования и прогнозирования чрезвычайно разнообразны. Они построены на современных математических методах, реализованы программными средствами.
Модели и моделирование применяются по основным направлениям:
1. обучение (как моделям, моделированию, так и самих моделей);
2. познание и разработка теории исследуемых систем (с помощью каких-либо моделей, моделирования, результатов моделирования);
3. прогнозирование (выходных данных, ситуаций, состояний системы);
4. управление (системой в целом, отдельными подсистемами системы), выработка управленческих решений и стратегий;
5. автоматизация (системы или отдельных подсистем системы).