Информационные ресурсы бывают глобальные (мировые) и национальные.

Начнём с разбора понятия глобальных информационных ресурсов. К глобальным информационным ресурсам имеет отношение информация, характеризующая отношения между странами. К ней относятся сведения, которые циркулируют на макро-уровне. Для примера можно открыть учебник мировой истории и почитать про экономическую ситуацию многих стран мира в разные эпохи – все эти сведения так же можно отнести к глобальным информационным ресурсам. Ещё пример – это новости мировой экономики, которые всегда легко доступны в интернете и на телевидении, а так же посредством других СМИ. Всегда можно просмотреть информацию и о разработках каких-либо приборов, и различные статьи и материалы касательно экономики, соглашениях, альянсах, или наоборот, конфликтах между иностранными государствами.

В результате уже давно наблюдаемого явления глобализации экономики, сложились информационные источники международного характера, которые неизбежно относятся к глобальным информационным ресурсам: документы Международного суда ООН, Комиссии международного права, Комиссии ЮНСИТРАЛ, Международных уголовных трибуналов, резолюции Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН. Ныне эти документы и прочие источники подобной информации объединены в довольно обширную и доступную широкому кругу систему. В качестве подтверждения можно просмотреть данные источники: Документы и публикации ООН: – Ежегодник Комиссии международного права (Yearbook of the International Law Commission), 1950–1998 гг. – Доклад Комиссии международного права Генеральной Ассамблее (Приложения к Официальным отчетам сессий ГА ООН, 1948–2001 гг.). Веб-сайт КМП: www.un.org/law/ilc/index. htm.

Подобный скачок от разрозненных огромных бумажных архивов к консолидированной богатой информационной базе с удобной системой поиска был осуществлён человечеством не сразу, так же, как и не сразу пришло понимание всей важности и ценности информационных ресурсов как таковых.

До 70-х годов экономическая мощь государства измерялась сугубо материальными ресурсами. Всё в начале 70-х годов изменило начало разработки А. Осттингером программы по формированию политики в области информационных ресурсов. Смысл разработки подобной программы заключался в идее о том, что основная мощь государства основана не на количестве золота и материальных благах, а на умах, которые их используют, на совершенстве НТП.

И вот ещё одна из основных опасностей настоящего времени – борьба за наиболее ценный по всеобщему признанию вид ресурсов – за национальные информационные ресурсы. В связи с подобной ситуацией становиться актуальным сотрудничество с другими странами для того, чтобы воспользоваться преимуществами более низких издержек, внедрение в другие страны, для использования интеллектуальных резервов, с помощью которых можно конкурировать.

Структура национальных информационных ресурсов в ряде стран мира может быть разделена на «внешние», «внутренние» и, ещё один условно названный тип, «коммерческие» информационные ресурсы.

«Внешние» национальные информационные ресурсы предназначены для широкого круга потребителей информации – граждан данного государства. Обычно в состав данного типа информационных ресурсов включается информация, которая удовлетворяет требования законодательства по защите информации, установленного непосредственно на территории государства и тем самым допускается её трансляция через СМИ.

Одна из первейших реформ в России по созданию единой национальной информационной сети была осуществлена благодаря Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов 1995 года. Сам факт создания данной концепции был связан с тем, что в начале 90-х годов информационные потоки по территории России распространялась крайне неравномерно и несвоевременно, телевизионные коммуникации использовались в основном в интересах государственных органов власти, и, как правило, взаимодействие между ними не имело особой необходимости. Это приводило к тому, что сбор первичной информации и её последующая обработка и трансляция регулярно дублировались, либо вообще создавали неясную картину происходящих событий.

Сейчас государство активно занимается контролем и реформированием трансляции информации, предназначенной для «внешних» пользователей. Потому мы забыли о подобных неприятностях. Теперь мы можем разговаривать об одной и той же телевизионной передаче с нашим родственником из другого федерального округа и не обнаружим расхождений в информации.

«Внутренние» национальные информационные ресурсы включают в себя информацию, предназначенную для решения задач уровня государственного управления. Как правило, обычно подобная информация имеет очень узкий круг потребителей с ограничением прав доступа к ней для прочих лиц. Это, к примеру, могут быть данные о ведущихся новейших военных разработках внутри данной страны, о планируемых, ещё недоработанных законопроектах и т.п.

Существует ещё один тип информационных ресурсов. Назовём их условно «Коммерческие» национальные информационные ресурсы. Сюда включаются данные, предназначенные для коммерческой деятельности какого-то определённого хозяйствующего субъекта, общественной организации, физического лица. Характерная черта подобного вида информации – это возможность осуществления оценки в денежном эквиваленте. То есть подобная информация может принести прибыль своему владельцу и имеет цену, как готовый товар. Как правило, подобная информация защищается оформлением патента на её использование и претерпевает различные коммерческие операции между собственником патента и другим лицом, заинтересованном в использовании данного патента на производственной основе.

Именно национальные информационные ресурсы в целом формируют и составляют информационный потенциал общества, который становится таким же важным экономическим и социальным фактором развития, как энергетический, промышленный и оборонный потенциал, а также численность и образовательный потенциал.

Информационный потенциал общества включает в себя весь индустриально-технологический комплекс средств информации, информатики той или иной страны; сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организационных и социальных институтов, деятельность которых содействует эффективному использованию информационных ресурсов. Также для подготовки для этих целей необходимо достаточное количество специалистов соответствующего профиля. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема повышения информационной культуры общества, то есть степени его подготовки к эффективному использованию информационных ресурсов и продуцированию новых знаний.

Суть проблемы в том, что остро ощущается тенденция отставания и темпов уровня образования в области информатики и информационных технологий от соответствующих темпов и уровня развития инструментальных средств. Такая тенденция имеет глобальный характер, что связано с инерционной образовательной системой. В России это особая проблема, так как низкий уровень оснащенности современными средствами информационных и новейших технологий в учебных заведениях. Еще одна проблема в том, что для обеспечения эффективного использования этих ресурсов и их оптимизации, необходимо осуществить электронизацию информационных фондов. Для России эта проблема носит особый характер и до сих пор не решена до конца. В 1994 году комитетом при Президенте РФ по политике информатизации был подготовлен национальный доклад “Автоматизированные информационные ресурсы России. Состояние и тенденции развития”.

Согласно содержанию этого доклада, основной интерес для реформаторской деятельности в области информационных ресурсов нашей страны для государства представляют:

1) информационные ресурсы, предназначенные для обслуживания "внешних" пользователей (т.е. субъектов, не связанных непосредственно с их формированием);

Наши рекомендации