Методы повышения надёжности технических систем

Все методы повышения и поддержания надежности разбиваются на три большие группы: методы, применяемые при проектировании, при изготовлении и при эксплуатации.

Методы повышения надежности, применяемые при проектировании

К таким методам относятся:

1) резервирование;

2) упрощение системы;

3) выбор наиболее надежных элементов;

4) создание схем с ограниченными последствиями отказов элементов;

5) облегчение электрических, механических, тепловых и других режимов работы элементов;

6) стандартизация и унификация элементов и узлов;

7) встроенный контроль;

8) автоматизация проверок.

Эффективность этих методов состоит в том, что они позволяют из малонадежных элементов строить надежные системы. Эти методы позволяют уменьшить интенсивность отказов системы, уменьшить среднее время восстановления и время непрерывной работы системы.

Методы повышения надежности, применяемые при изготовлении

При изготовлении элементов, систем надежность можно повысить, совершенствуя технологию производства, осуществляя автоматизацию производственных процессов, применяя статистический контроль качества продукции, осуществляя тренировку элементов и систем. Все эти методы позволяют уменьшить интенсивность отказов элементов системы.

Методы поддержания надежности, применяемые при эксплуатации

Повысить надежность системы в процессе ее эксплуатации чрезвычайно трудно. Это объясняется тем, что надежность системы в основном закладывается при ее проектировании, обеспечивается при изготовлении, а при эксплуатации надежность только расходуется. Скорость ее расхода зависит от методов эксплуатации, квалификации обслуживающего персонала, условий эксплуатации.

Задача инженеров-эксплуатационников состоит не в повышении надежности системы, а в том, чтобы как можно дольше сохранить надежность системы, заложенную в процессе ее проектирования и изготовления.

Научные методы эксплуатации включают в себя научно обоснованные способы проведения профилактических мероприятий и ремонтов. Сюда в первую очередь относятся частота и глубина проверок, условия хранения, регламентация времени непрерывной работы системы и т.п.

Следует, однако, отметить, что в процессе эксплуатации не только расходуется надежность. При правильной организации эксплуатации также удается повысить надежность систем. Действительно, если профилактические мероприятия предупреждают отказы, то это аналогично уменьшению интенсивности отказов системы. Разница состоит лишь в том, что здесь надежность элементов фактически не повышается, как это имеет место при проектировании и изготовлении, а своевременно происходит смена или ремонт еще не отказавших элементов, но таких, вероятность отказов которых сильно возросла.

59.Методы повышения надежности

Методы и возможности по повышению надежности по повышению надежно-

сти машин весьма разнообразны и связаны со всеми этапами конструирования,

изготовления и эксплуатации машин. В соответствии с этим они подразделяются

на конструкторские, технологические(производственные), эксплуатационные и

методы повышения надежности техники при ремонте.

Конструкторская надежность – это надежность, которая закладывается в про-

екте, в конструкции машин, до ее производства и эксплуатации.

Производственная – реализует конструктивную надежность при изготовле-

нии машин и обуславливается качеством заготовок и материалов, соблюдением

технологии, квалификацией рабочих, организацией труда, контролем качества

продукции.

Эксплуатационной надежностью называют надежность функционирования

машины. Она зависит в основном от условий эксплуатации и квалификации об-

служивающего персонала, а также от уровня проектной и производственной на-

дежности.

60 К конструкторским (проектным) методам повышения надежности машин

относятся:

1. Упрощение конструктивной схемы машины, уменьшение числа составляющих

ее элементов.

2. Замена элементов, лимитирующих надежность машины, более надежными.

3. Выбор долговечных материалов деталей и рациональных их сочетаний их в со-

пряжениях.

4. Защита элементов машины от разрушающих действий окружающей среды.

5. Резервирование в машине.

6. Установка различных автоматических устройств, сигнализирующих об измене-

нии технического состояния в машине.

7. Обеспечение благоприятных условий работы и смазки деталей.

8. Выбор материалов, обладающих достаточной износостойкостью.

Технологические (производственные) методы повышения надежности с.-х.

машин:

1. Обеспечение необходимой точности и качества изготовления деталей.

2. Упрочнение деталей и их рабочих поверхностей термической и химико-

термической обработками.

3. Обеспечение необходимого качества сборки.

Эксплуатационные методы:

1. Обкатка новых (отремонтированных) машин в хозяйствах.

2. Организация технического обслуживания и наличие для его проведения необ-

ходимой базы.

3. Обеспечение нормального режима работы машин и установленных правил их

хранения.

4. Эксплуатационное резервирование.

5. Соблюдение рекомендаций заводов изготовителей по применению горюче-

смазочных материалов.

Методы повышения надежности машин при ремонте:

1. Проведение предремонтного диагностирования в мастерских хозяйств.

2. Обеспечение сохраняемости ремонтного фонда, поступающего на предприятия.

3. Выполнение разборочных работ без повреждения деталей и разукомплектовки

соответствующих пар.

4. Выполнение качественной очистки машин, агрегатов и деталей от различных

загрязнений.

5. Введение на предприятиях входного контроля запасных частей.

6. Качественная сборка узлов и агрегатов, внедрение стендовой обкатки.

7. Повышение качества окраски ремонтируемых машин.

Наши рекомендации