Роль испытаний в процессе создания ЛА
Современные ЛА — это сложные и дорогостоящие инженерные конструкции, эффективность использования которых во многом определяется их надежностью.
Обеспечение надежности в процессе создания ЛА заключается в выявлении и устранении допущенных при разработке причин, приводящих к отказам, а также в организации условий производства и эксплуатации ЛА, которые исключили бы появление новых причин отказов. Таким образом, отказы в функционировании ЛА и его элементов связаны с ошибками проектно-конструкторских разработок, технологии изготовления и эксплуатации.
Устранение ошибок и недоработок проектно-конструкторского характера осуществляется в процессе различных испытаний агрегатов и систем, отсеков и ракетных блоков ЛА.
Экспериментальная отработка полностью собранного аппарата в ходе летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) является наиболее информативной операцией, но и наиболее дорогостоящей. Поэтому ЛКИ дополняются большим объемом наземных комплексных и автономных испытаний отдельных узлов, агрегатов, отсеков ЛА, причем эти испытания выполняются на всех этапах разработки конструкции и конструкторской документации.
Экспериментальные исследования и отработка конструкций имеют своей целью разработку и уточнение методик расчета, их экспериментальное подтверждение. Эти исследования обычно выполняются на моделях в широком диапазоне варьируемых параметров конструкции. Модели изготавливают в уменьшенном масштабе, конструктивно подобными натурной конструкции. Элементы, не существенные для прочности и жесткости, не воспроизводятся.
Указанные испытания нужны при разработке и внедрении новых конструктивно-силовых схем, конструкционных материалов, технологических процессов и т. д. В результате экспериментальных исследований подтверждаются фактические характеристики и работоспособность отсеков и агрегатов. Обязательным условием при испытаниях конструкций является обеспечение реальных условий заделки торцов. В экспериментальной сборке должны быть установлены все конструктивные элементы, влияющие на прочность и жесткость (приварные элементы., местные вырезы, конструктивные надстройки). Данная группа исследований включает статические и динамические испытания отдельных узлов, агрегатов и отсеков, испытания теплоизоляционных и теплозащитных покрытий.
В процессе статических испытаний:
• определяют истинные значения прочностных и жесткостных характеристик с учетом всех особенностей конструкции, технологии и материалов;
• подтверждают принятые в расчетах значения коэффициентов безопасности и результаты расчета напряженного состояния и жесткости конструкции при эксплуатационных нагрузках или указывают на ошибочность используемых в конструкции узлов и агрегатов решений;
• выявляют на основании анализа результатов разрушающих испытаний истинные причины разрушения конструктивных элементов;
• выявляют в результате анализа напряженного состояния и деформаций элементы и узлы недостаточной и избыточной прочности.
Динамические испытания проводят для различных конструктивных элементов с целью получения значений обобщенной жесткости и коэффициентов демпфирования, проверки усталостной прочности, исследования поведения конструкций в условиях нестационарного нагружения.
В результате выполненного комплекса исследований уточняется конструктивное исполнение, корректируется конструкторская документация, определяются фактические значения массовых характеристик отсеков и агрегатов и дополняются или изменяются требования к производству.
После завершения разработки конструкторской документации продолжают экспериментальную отработку конструкций ЛА и технологии их производства. Для этого изготавливается определенное число натурных отсеков и агрегатов для прочностных испытаний, отработки технологии, проверки отдельных систем на функционирование и т. д. Задачи отработки на этом этапе те же, что и на предшествующем, но носят контрольный характер (конструкторско — доводочные испытания — КДИ). По результатам КДИ вносятся изменения в конструкторскую документацию, корректируются характеристики отсеков и ЛА в целом, уточняется технологическая документация на изготовление летных образцов ЛА.
Летно-конструкторские испытания — завершающий этап создания ЛА, на котором окончательно устраняются все недоработки и уточняют тактико-технические характеристики ЛА. Анализ данных ЛКИ не только подтверждает правильность принятых решений и выявляет слабые места, но и позволяет оценить резервы, заложенные на предшествующих этапах работы.
В условиях серийного производства качество изготовления конструкций обеспечивается выполнением требований чертежа. Однако прямой контроль не всегда возможен или весьма затруднен. Кроме того, в процессе изготовления агрегатов и отсеков могут появиться скрытые дефекты в результате воздействий, не оговоренных технологическим процессом. Поэтому для ответственных и сильно нагруженных узлов и отсеков в процессе их изготовления предусмотрены методы контроля прочности: опрессовка каждого отсека и контрольновыборочные испытания до разрушения узла или отсека.
Опрессовочные испытания характеризуют работоспособность конструкции без ее разрушения при нагрузке, несколько превышающей эксплуатационную (рэ): р^^ = (1,15…1,25)рэ, где рШХф — давление гидроопрессовки герметичных отсеков (приборных отсеков, топливных баков).
При контрольно-выборочных испытаниях (КВИ) отдельные экземпляры узлов (отсеков) доводятся до разрушения, поэтому при этих испытаниях можно оценить запас прочности. Данные испытания не являются непосредственной проверкой прочности каждого конструктивного элемента, но они гарантируют, что при стабильном технологическом процессе коэффициент безопасности, заложенный в конструкции, будет реализован.
Различают контрольно-выборочные испытания от партии, периодические и установочные. Испытаниям от партии подвергаются отдельные детали и простые сборки (болты, тяги и т. д.) от одной до нескольких штук из партии. Периодическим испытаниям подвергаются сравнительно сложные конструктивные элементы (узлы, отсеки) для подтверждения стабильности технологического процесса во времени. Установочные испытания проводят в том случае, когда производство изделия возобновляется после продолжительного перерыва либо принципиальных изменений технологии изготовления, а также если изготовление конструкции осуществляется по документации и технологическим процессам, освоенным на другом предприятии.