В каждой части, имеющей отношение к проблеме, мы ищем позитивное намерение. Часть может быть направлена на избавление от чего-либо или на достижение чего-либо. Для обнаружения позитивных намерений, направленных на достижение чего-либо, мы задаем вопросы типа: «К чему, на твой взгляд, стремится эта часть? Что ты хочешь привести в порядок? Чего необходимо достичь, чтобы ты был доволен?»,
Если мы предполагаем, что определенная часть стремится от чего-либо избавиться, мы можем задать вопросы типа: «Что будет идти не так, если эта часть ничего не предпримет? От чего пытается защитить тебя эта часть? Какие бы у тебя появились проблемы, если бы у тебя не было этой части?».
Если же у нас нет никаких предположений относительно того, направлена ли часть на достижение чего-либо или на избавление от чего-либо, мы можем задать комбинированный вопрос типа: «Как ты считаешь, к чему стремится эта часть, достичь что-либо или избавиться от чего-либо?».
Как только мы обнаружили позитивное намерение, необходимо проверить, можно ли его достичь в нынешней ситуации; довольна ли часть достигнутым результатом? Кроме того мы можем определить логический уровень позитивного намерения, благодаря чему получаем представление о положении части в иерархии. Например, часть, позитивное намерение которой расположено на уровне личности, занимает более высокое положение, чем части, расположенные на более низком логическом уровне.
Части, позитивное намерение которых не было выявлено, нуждаются в ресурсах. Часть, которая не достигает своего позитивного намерения, старается подключить к достижению этой цели другие части. Эти части, как правило, занимают более низкое положение во внутренней иерархии.
«Attentionaf resources»
Понятие «attentional resources» было взято из работы Канемана (Kahneman 1973). Часть, которая подавляет другую часть, активно осуществляет так называемое «подавление мыслей». «Подавление мыслей» происходит посредством распознавания и торможения определенных критических субмодальностей. Блокирование этих субмодальностей прерывает процесс поиска, осуществляемого подавляемой частью. При этом подавляющая часть использует сдерживающие способности: «attentional resources». Мыслительная усталость связана с уменьшением «attentional resources», что, в свою очередь, приводит к уменьшению способности подавлять другие части. «Attentional resources» определяют способность к избирательному вниманию: если они исчерпаны, это приводит к хаотичному протеканию процессов ассоциации. В результате употребления алкоголя или гормональных изменений могут возникать ситуации, когда «attentional resources» настолько исчерпаны, что одной части больше не удается поддерживать другую часть, что приводит к внезапным резким переменам в эмоциях и поведении.
Y подавляет X и использует «attentional resources» |
Сфера поиска
Установка НЛП относительно того, что люди располагают достаточными ресурсами для разрешения всех своих проблем, находит свое выражение в модели «ящик с отделениями». Одной части может недоставать ресурсов, однако мы предполагаем, что где-то в ящике имеется часть, у которой имеются необходимые ресурсы, которые могут быть у нее позаимствованы.
Суть диагностики модели «ящик с отделениями» сводится к анализу способа, которым оказывается противодействие части в нахождении имеющихся ресурсов. Данный анализ опирается на следующие установки:
— Проблема возникает из-за того, что какая-то часть не располагает достаточными ресурсами для реализации своего позитивного намерения.
— Проблемная часть осуществляет поиск ресурсов в ящике, однако это ей не удается, так как ее сфера поиска слишком мала
—
Части с потенциальными ресурсами за пределами сферы поиска |
Диагноз состоит из распознавания проблемной части и определения способа ограничения сферы поиска. Факторы, которые ограничивают сферу поиска, являются аспектами, на которые обращают основное внимание. Примером способа ограничения сферы поиска может быть ситуация, когда одна часть подавляет другую проблемную часть, осуществляющую поиск ресурсов.