Состояние легкого «внушаемого» транса у клиента

На основании антропологических данных мы выявили различие между одержимым трансом и визионарным трансом. В отношении западного гипноза можно говорить о различии между внушаемым трансом и эксплуатационным трансом. При внушаемом трансе гипнотизер дает клиенту прямые внушения для изменения. При эксплуатационном трансе гипнотизер прежде всего позволяет клиенту самому прийти к изменению. В Кандомбле жрецы пребывают в состоянии одержимого транса, в то время как верующий пли клиент пребывает в состоянии внушаемого транса. Его признаками являются: (а) гипнотический раппорт (сильная эмоциональная сопричастность у жреца), (б) внушаемость (принятие предложенной идеи без критического оценивания), и (в) регрессия (клиент склонен вести себя по отношению к жрецу, как ребенок ведет себя по отношению к своему отцу или матери).

В Кандомбле состоянию легкого внушаемого транса у клиента способствуют: 1. Моно-идеизм. 2. Простое задание в комплексной, запутанной ситуации.

1. Моно-идеизм

Моно-идеизм означает: «концентрация на одной идее». Подобная «фиксация» внимания используется и западными гипнотезерами в качестве начальной стадии гипнотической индукции. В Кандомбле клиент получает задание полностью сконцентрироваться на цели ритуала: разрешении его проблемы

2. Простое задание в комплексной ситуации

Ритуал Кандомбле представляется среднему бразильцу комплексной ситуацией. Барабанная дробь, убранство террейро, танцы, одеяния и ритуальные действия представляют собой знакомые ему явления. Поэтому он не смотрит на них с таким удивлением, как мы, западные европейцы. Он находит в ритуале больше духовного и социального содержания. Тот, кто получает простое задание в таком комплексном контексте, будет стараться выполнить его как можно быстрее и основательнее. Иными словами, тот, кто находится в многообещающей, но труднообозримой ситуации, будет стремиться как можно лучше сконцентрироваться на своей роли. Указания в такой ситуации являются своего рода спасательным кругом в море неуверенности. Комплексность ситуации делает клиента более внушаемым.

Позитивное определение пели

Во многих отношениях жрец Кандомбле делает то же самое, что и НЛ-программист. Наиболее явно это проявляется в том, что касается определения цели. Жрец Кандомбле помогает клиенту переключить его внимание с проблемы на цель. Клиент приходит к жрецу с какой-то проблемой. Жрец дает место возможностям во всеохватывающей модели. Благодаря этому проблема становится более понятной и разрешаемой. В процессе ритуала жрец просит клиента полностью сконцентрироваться на том, чего тот хочет достичь. («Подумай о чем ты хочешь попросить Божество!»). Теперь внимание клиента направлено на позитивную цель. Кроме того, во время ритуала данная позитивная цель начинает ассоциироваться с властью духовных сущностей, благодаря чему она получает дополнительную силу. Исходя из этого, уже само по себе позитивное определение цели является сильным механизмом изменения. Если кто-то способен четко представить себе, чего он хочет достичь, его подсознание дает ему при этом сильную информационную установку. У него бессознательно появляется стремление достичь данной цели. Впрочем, если это происходит, жрец интерпретирует это как доказательство действенности всеохватывающей модели Кандомбле.

Социальное вовлечение

Люди редко приходят в террейро поодиночке. Как правило, в ритуал оказываются вовлеченными члены семьи и друзья. Иногда они вносят свой вклад в виде внимания, иногда в — виде денег, а чаще всего и того, и другого. Подобное социальное вовлечение укрепляет чувство собственного достоинства клиента, являющегося главным участником ритуала. Его социальное окружение тем самым как бы говорит: «Это заслуживает нашего внимания». Это тоже является одним из факторов успешного разрешения проблемы. В связи с ритуалом проблемы клиента становятся основным предметом обсуждения в кругу семьи и друзей. Это позволяет быстрее и легче найти возможные пути их разрешения.

Ритуальные средства

Непосредственно ритуал осуществляется при помощи ритуальных средств: предметов и действий, таких как убранство террейро, алтари и места для жертвоприношений, иногда различные домики, в которых обитают Божества, цветные изображения и фигурки различных существ, ритуальные погремушки, специальные причудливые, многоцветные одежды, фимиам и цветы, сигары и алкоголь, приносящиеся в жертву животные и свечи, различные ритмы барабанной дроби, песни и многочисленные варианты танцев. Ритуальные средства вместе создают комплексное, мультисенсорное впечатление. Это дает не только трансиндуцирующий эффект, но и обеспечивает накопление сильных психологических якорей. Духовные впечатления одновременно заякоряются во всех сенсорных каналах. Происходит обусловливание»: когда кто-то снова ощущает те же самые запахи, слышит те же самые звуки и видит те же самые цвета, он стремится вернуться к тому же самому состоянию сознания. Кроме того, надевание определенного костюма является сигналом к тому, чтобы продемонстрировать те стороны себя, которые соответствуют данному костюму. Костюм является личностным сигналом. На двух средствах ритуала, монотонной стимуляции и мультисенсорной стимуляции, мы остановимся подробней.

(а) Монотонная стимуляция

Монотонная стимуляция чувств является известным в западной гипнотерапии грансиндуцирующим механизмом. Западный гипнотерапевт говорит монотонным голосом. В Кандомбле монотонная стимуляция достигается за счет повторяющихся звуков барабанной дроби (аудиальная) и повторяющихся движений танца (кинестетическая), Все это оказывает трансиндуцирующее действие как на жреца, так и на клиента. Хотя ритмичная стимуляция при ритуальном трансе является гораздо более интенсивной, чем при западной гипнотической индукции, и кроме того она сопровождается ритмичной, моторно-кинестетической стимуляцией танца жреца. Можно предположить, что через некоторое время огромное число клеток мозга оказываются вовлеченными в процесс синхронизации. Возможно, возникает определенная усталость, которая приводит к более слабому торможению, благодаря чему могут возникать ассоциации, которые при других обстоятельствах подавляются. Хопе (1990) говорит по этому поводу, что характер и интенсивность ритуала и я ритмичных движений, барабанный бой, голосовые звуки и специальные техники дыхания оказывают на автономную нервную систему такое влияние, что ж происходит понижение нормальных болевых порогов. Он заявляет, что подобное поведение и стимулы способствуют выделению адреналина и удалению из крови и жидкости тканей избытка диоксида углерода, благодаря чему в крови резко понижается содержание ионов кальция. Это и становится причиной типичных мышечных конвульсий, которые мы наблюдаем в Кандомбле, Умбанда и ТТТ. Следовательно, по мнению Хопе, гипервентиляция оказывает то же самое воздействие, что и определенные галлюциногены, вдыхание запаха клея или веселящего газа.

Во время ритмичной, монотонной стимуляции жрец держит голову в неестественном положении (вытянув вперед или откинув назад), что в сочетании с вращательными движениями также оказывает трансиндуцирующее воздействие. Причина этого, возможно, лежит в перегрузке структур головного мозга, отягощенного пространственной ориентацией, благодаря чему происходи лит ослабление его тормозящего воздействия.

(б) Мультисенсорная стимуляция

Происходит одновременная стимуляция нескольких систем чувств. Визуальной благодаря убранству террейро, символам на стенах, красочным одеяниям, ритмичным движениям танцев. Аудиальной: благодаря барабанной дроби и пению. Кинестетической: благодаря эмоциям вокруг проблемы и вокруг божеств, прикосновениям, вовлечению в движения танцев. Обонятельной и вкусовой: благодаря фимиаму, сигаретам и алкоголю. Мультисенсорная стимуляция сама по себе является трансиндуцирующей, в особенности, если происходит синхронизация переживаний в различных сенсорных каналах. Наряду с тем разнообразие впечатлений способствует большей комплексности ситуации (и, следовательно, большей внушаемости клиента).

Танцующий шаман (Сибирь) (Из: Dioszegi 1968)
Состояние легкого «внушаемого» транса у клиента - student2.ru

Наши рекомендации