Явления, которые в западной европе называют гипнотическими явлениями
— Гипнотический раппорт: сильная эмоциональная сопричастность у терапевта; отгораживание от других стимулов.
— Внушаемость: принятие предложенной идеи без критического оценивания.
— Постгипнотическое поведение: выполнение действий, внушенных в состоянии транса, после выхода из состояния транса.
— Амнезия (потеря памяти): целенаправленное забывание или вытеснение информации.
— Гипермнезия: улучшение, прояснение памяти.
— регрессия: возвращение к прежним паттернам сознания, мышления и поведения.
— Прогрессия: субъективное продвижение вперед во времени; познание будущего.
— Сенсорные преобразования; измененное восприятие сенсорных возбудителей. Позитивные и негативные галлюцинации, возможные во всех системах чувств.
— Анальгезия и анестезия: отказ от восприятия причиняющих боль возбудителей.
— Искажение времени: измененное восприятие времени; создается впечатление, что время замедляется или убыстряется.
— Диссоциация: обоюдное разъединение элементов переживания или личности (например: видеть что-то страшное и ничего при этом не чувствовать).
— Каталепсия: неподвижность и мышечное оцепенение, не сопровождаемое чувством усталости.
— Автономные процессы психические и физические реакции (например, непроизвольные движения), не управляемые осознанными мыслительными процессами.
— Буквальность: буквальное понимание высказываний, обладающих переносным смыслом, о чем человеку известно в нормальном состоянии сознания.
Внушаемость в западной гипнотерапии (Из: Weitzenhoffer 1957) |
А |
Б |
Гипнотические явления, наиболее сильно проявляющиеся у жреца Кандомбле:
— Амнезия (потеря памяти, целенаправленное забывание или вытеснение информации). Как правило, у жреца Кандомбле наблюдается полная амнезия в отношении того, что происходило, когда он находился в состоянии транса. Он не может вспомнить, что он говорил, делал, видел, ел, пил, курил и т. д.
— Регрессия (возвращение к прежним паттернам сознания, мышления и поведения). Один жрец Кандомбле описывает это следующим образом: «Медиумы часто заявляют, что у них... [в начале состояния транса]... появляется ощущение, что они снова стали детьми. Они смеются, скачут и что-то выкрикивают» (Bramly 1978).
— Диссоциация. Это гипнотическое явление, как правило, проявляется в Кандомбле наиболее ярко. Жрец в состоянии транса становится совершенно другим существом. Два различных существа, нормальная личность и «вселившийся» дух или божество. Так, Фернанда, ставшая Maria Padhirа, курит одну сигарету за другой, в то время как в повседневной жизни у нее аллергия на табак Брэмли (1978) сообщает, как один медиум выпивает в состоянии транса два литра (!) кашассы, а после выхода из состояния транса абсолютно трезв. Жрец Кандомбле имеет раздвоение личности—в непсихиатрическом значении этого слова.
— Каталепсия (неподвижность и мышечное оцепенение, не сопровождаемое чувством усталости). В кинетическом трансе Кандомбле это явление, вероятно, проявляется в виде конвульсивных движений и неподвижного, застывшего выражения лица.
— Анальгезия и анестезия: (неспособность к восприятию либо восприятие в гораздо меньшей степени причиняющих боль возбудителей). Жрецы и медиумы могут часами танцевать, не проявляя при этом симптомов усталости. Нам рассказали историю про одного медиума, который сел в огонь и сидел там до тех пор, пока не получил серьезные ожоги.
— Автономные процессы (психические и физические реакции, не управляемые осознанными мыслительными процессами). Осознанные мыслительные процессы жрецов и медиумов кажутся полностью выключенными.
С одной стороны, на основании данного перечня явлений мы можем заключить, что жрецы Кандомбле, пребывающие в состоянии одержимого транса, демонстрируют многие гипнотические явления, которые в нашей культуре считают признаками глубокого транса. С другой стороны, с нашей западной точки зрения, саму одержимость мы можем рассматривать как явление глубокого транса.