Негативные последствия (эффекты hoцeбo) диагноза

Для многих людей ничто не является таким обескураживающим, как обескураживающим себя несчастным, когда никто не может сказать, почему это происходит. Хуже отсутствия диагноза может быть, пожалуй, лишь наличие постоянно меняющихся, взаимоисключающих диагнозов. Однако чемпионом среди диагнозов ноцебо является: «неизлечимый, безнадежный, смертельный». Принимая во внимание, что психиатрические диагнозы, такие как шизофрения или маниакально - депрессивный психоз не имеют хорошего прогноза, они тоже часто способны вызвать у пациента состояние отчаяния. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие психиатры предпочитают держать подобные диагнозы в тайне от своих пациентов. Другим эффектом ноцебо диагноза может быть то, что он «узаконивает» поведение больного. Диагноз указывает на то, что пациент не является симулянтом, а на самом деле имеет реальное, признанное заболевание. Однако при этом возникает вопрос: «Может ли пациент обойтись без подобного диагноза?» Часто пациент начинает отожествлять себя с доставленным ему диагнозом; при этом диагноз становится важной частью личности больного: «Я — алкоголик», «Я — диабетик» и т. д. Процесс заболевания перемещается с уровня поведения («Я пью слишком много») на уровень личности («Я — алкоголик»). Отожествление себя с диагнозом может навсегда сделать человека инвалидом.

Хотя, на первый взгляд, научная точность диагноза играет второстепенное значение для эффекта плацебо, тем не менее правильно поставленный диагноз может значительно повысить авторитет целителя. Врач, который ставит «точные» диагнозы, может рассчитывать на повышение своей репутации. «Доктор Янсен был первым, кто сказал, что это посттравматический стресс...». Соединение авторитета врача с диагностической точностью заставляет многих целителей твердо придерживаться своих первоначальных утверждений; негативным последствием этого может быть неправильное лечение на протяжении длительного времени и невозможность пациента избавиться от однажды поставленного ему диагноза.

Кроме того, при исследовании диагнозов на предмет возможных эффектов ноцебо важно задавать себе вопрос, какие выводы пациент делает на основании поставленного диагноза. Ведь одно и то же высказывание одному человеку может придать решимости и сил, а другого привести к смерти. В этом случае также весьма полезно рассматривать диагнозы как характерные метафоры и тестировать их экологию (см. главу 21, «Метафоры»),

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

Психодиагностика черпала вдохновение в биологической таксономии. Люди надеялись научиться использовать сравнение проблем и симптомов, чтобы классифицировать картины психических заболеваний. Хоть это и оказалось очень сложным, это позволило создать классификации умственных расстройств. Однако использование данных классификаций иногда оказывает разрушающее воздействие. Существует масса фильмов и книг о насилии и унижении, которым зачастую подвергаются люди, которых признают душевно больными. Все это способствовало появлению целой армии критиков, атакующих психодиагностику. Большинство из них считают психиатрические диагнозы наносящими вред, так как они стигматизируют людей. Сумасшествие, одержимость, помешательство являлись, будучи диагнозами, предвестниками шизофрении, маниакально-депрессивного психоза и раздвоения личности. В шестидесятые и семидесятые годы подобная критика прозвучала во весь голос; психодиагностика подверглась массированной общественной репрессии. Когда в середине семидесятых годов возникло НЛП, «антипсихиатры» (Szasz, Laining & Esterson, Cooper, Foudraine, Basaglia, Pirella, Trancina) праздновали свою победу. Общество является шизофреническим, а психоз является здоровой реакцией на него, заявлял Лейнг. Психиатрический диагноз, как считали эти психиатры, тесно связан с культурной, классовой, сексуальной, расовой принадлежностью. То, что многие психиатры в капиталистическом западном мире использовали те же самые диагностические термины, свидетельствует исключительно о том, что они принадлежали к тому же самому классу (угнетателей). Однако наряду с подобными идеологическими аргументами научные философы предполагали, что обширная диагностическая систематика скрывает всеобщую неспособность психиатрии к эффективному воздействию.

Наши рекомендации