Идентификация и заимствование манер поведения
Люди, которые хотят чему-то научиться у специалиста, склонны как к тому, чтобы глобально идентифицировать себя со специалистом, так и к тому, чтобы перенимать у него его специфические манеры поведения. Иногда некоторые специалисты сами составляют целые списки с правилами поведения, которые должны выполнять те, кто стремится перенять их способности. Однако ученик, который научится говорить «Хмм» в той же манере, что и специалист, вовсе не обязательно достигнет благодаря этому тех же самых результатов. Идентификация является более эффективным способом работы. Тот, кто полностью «вживается» в мысль, что он — специалист, при перенимании убеждений, способов мышления, манер поведения и т. п. активизирует всевозможные эффективные бессознательные процессы. Наряду с тем идентификация является наиболее приемлемой манерой обучения. Ученик отожествляет себя со своим учителем подобно тому, как маленькие дети отожествляют себя со своими родителями, и эта идентификация представляет собой наиболее действенный способ обучения из всех существующих. Единственная проблема при этом заключается в том, что идентификация предлагает слишком мало возможностей выбора относительно того, что именно кто-то хочет перенять. В более позднем возрасте многие люди обнаруживают, что переняли у своих родителей даже те вещи, перенимать которые было для них совсем нежелательно. Поэтому когда кто-то стремиться научиться чему-то у специалиста, отожествляя себя с ним, всегда существует вероятность того, что наряду с желаемыми способностями он получит от него и его эмоциональные проблемы. С некоторыми формами моделирования — посредством идентификации или перенимания манер поведения — мы сталкиваемся ежедневно. Когда официант спрашивает у меня, не хочу ли я попробовать вино, я знаю, что сначала он нальет в мой бокал немного вина, а я с глубокомысленным видом отопью глоток и выскажу свое мнение. Я совершенно не разбираюсь в винах, но я знаю, что делать в этой ситуации, так как не раз это видел. Дети постоянно занимаются моделированием. Возьмем, к примеру, маленького мальчика (Флориана Холландера) двух лет, который еще не умеет говорить, но уже понимает, что такое телефон. Он произносит в трубку какие-то звуки точно так же, как это ежедневно делают его папа и мама. Иногда он берет листок бумаги и начинает делать «заметки», потому что так делают его папа и мама. Тот, у кого есть маленькие дети, часто удивляется тому, как хорошо они умеют перенимать всевозможные вещи.
Тот вид моделирования, который мы описываем в настоящей главе, не является глобальной идентификацией или непосредственным перениманием поведения. Более точно мы можем охарактеризовать его как структурное, целенаправленное моделирование. При этом работа проводится на нескольких логических уровнях (уровень поведения, уровень способностей, уровень убеждений) и выявляется связь между этими уровнями. Кроме того, при этом дается формулировка эксплицитной модели либо приводится описание ряда техник, при помощи которых может быть осуществлен перенос желаемой способности. Следовательно, когда мы говорим о моделировании, мы говорим об этой интегрированной, формальной, целенаправленной форме моделирования.
Моделирование как промежуточная позиция |
Если посмотреть на логические уровни с точки зрения иерархии, можно придти к следующим выводам: специалисты часто предлагают свои данные в виде глобальных убеждений или конкретных инструкций. Люди, которые хотят чему-то научиться у специалиста, часто делают это при помощи глобальной идентификации или перенимания специфичного поведения. НЛП предлагает в этой плоскости весьма интересную промежуточную позицию. HJI- программист может исследовать внутренние стратегии специалиста, детально изучить его убеждения и метапрограммы, произвести наблюдение за его поведением на микроуровне и определить связь между всеми этими элементами. Это позволяет НЛ-программисту создать такой вид моделирования, который, с одной стороны, является более детальным, чем идентификация и глобальные убеждения. С другой стороны, модели НЛП являются более взаимосвязанными, чем инструкции специфичного поведения, потому что они основываются на взаимодействии между мыслями, эмоциями и поведением.
ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ
1.Личная тактика обучения
Моделирование может использоваться для сугубо личного развития; в этом случае человек просто хочет чему-то научиться, не ставя перед собой цели когда-нибудь передать соответствующую способность другому человеку. В этом смысле моделирование может являться личной тактикой обучения. Такое моделирование может поддерживать, ускорять и даже частично заменять традиционные методы обучения (обучение посредством идентификации и перенимания поведения).
2.Профессионализация
Моделирование используется также для практически направленной профессионализации в учреждениях и на предприятиях. В этом случае организация нанимает НЛ-программиста, чтобы он смоделировал способности работников, имеющих высокие показатели, и передал эти способности остальным работникам. Далее в настоящей главе мы приводим практический пример подобного использования моделирования.
3.Развитие команды
Моделирование можно использовать в качестве метода развития команды. В этом случае осуществляется моделирование одной или нескольких особых способностей каждого члена команды, так называемого «человеческого капитала» команды. После этого одна существенная способность каждого члена команды передается всем остальным членам команды. В результате укрепляется сотрудничество и взаимодействие членов команды. Особым примером использования моделирования применительно к команде является развитие так называемой стратегии команды. В этом случае члены команды договариваются об определенном порядке работы, при котором способности различных членов команды дополняют и поддерживают друг друга (вместо того чтобы мет друг другу).
4.Вербовка и отбор
Еще одним примером использования моделирования является вербовка и отбор. Что думает, чувствует и делает работник, который выполняет определенную функцию и делает это очень хорошо? В чем заключается важнейшее сходство между различными работниками одной организации, одинаково хорошо выполняющими свою работу? Если кому-то удается это смоделировал, он получает информацию, на основании которой может отобрать из группы претендентов тех людей, которые думают, чувствуют и действуют точно так же, как те, кто успешно справляется с соответствующей функцией. Некоторое время назад была разработана компьютерная программа, с помощью которой данный процесс — то, что касается метапрограмм — может быть значительно упрощен. Одним словом, моделирование предлагает нам различные способы более эффективного использования «человеческих ресурсов» в рамках организации.
5.Терапия
Когда речь идет о терапии, моделирование также может быть весьма полезным. Прежде всего существует необходимость в моделировании лучших специалистов в области терапии с целью переноса их способностей. Так зародилось НЛП. Однако наряду с моделированием людей, обладающих выдающимися способностями, существует необходимость в моделировании проблем. Проблемы также можно рассматривать как способности. И терапевт может смоделировать своего клиента. Это может помочь ему выявить, как клиенту удается «делать» свою проблему. Представим себе, что у кого-то есть ощущение собственной никчемности. Что стоит терапевту смоделировать этого клиента, чтобы испытать аналогичное ощущение? Смоделировав проблему клиента, он может увидеть ее изнутри и лучше прочувствовать и тем самым помочь клиенту найти оптимальное решение.
6.Медицина и образование
Практически в каждой профессиональной области мы можем задать вопрос: «Как он это делает?» Если мы переключим свое внимание на медицину, то речь прежде всего будет идти о моделировании лучших врачей и медицинского персонала. Однако не нужно сбрасывать со счетов и моделирование лучших пациентов. Как одному пациенту удается излечиться от болезни, от которой другой пациент умирает? Мы не утверждаем, что это вопрос исключительно субъективного опыта, однако мыслительные аспекты в любом случае играют определенную роль. Если мы исходим из того, что между иммунной системой головным мозгом и мышлением существует взаимодействие, моделирование в этом случае может иметь большое значение. Во что, к примеру, верит, что думает и ощущает пациент, который полностью излечился от болезни, которая официально считается неизлечимой? Так случается; существуют люди, которым это удалось, следовательно: это можно смоделировать. Если речь идет об образовании, мы видим моделирование в системе образования, Собственно говоря, моделирование представляет собой способ обучения особым способностям человека. И в школе, и на крупном предприятии ты можем задать одни и те же вопросы: «Как преподает исключительно хороший преподаватель?» и «Как учится прекрасный ученик?» Возможно, прекрасный тренер проводит тренинги тем же самым способом, которым исключительно способный ученик осваивает тренинг.
ПРИНЦИП «ТОНУТЬ-ИДИ-ПЛЫТЬ»
Моделируется все больше способностей человека, создается все больше техник НЛП. Эти техники редко исследуются с точки зрения статистики. НЛ- программисты, как правило, предпочитают заниматься дальнейшим развитием НЛП, нежели годами вводить статистические данные в компьютер. Таким образом, новые техники немедленно внедряются «в широкие массы», другими словами, они преподаются на практикумах, курсах и семинарах. Тем самым осуществляется их «прагматическое развитие». Иными словами, если они работают, они продолжают существовать. А если они не работают, они исчезают...
ТЕХНИКА МОДЕЛИРОВАНИЯ
А теперь давайте посмотрим, как технически осуществляется моделирование. Когда речь идет о практике, то сущностью моделирования является: делать, как будто. HJI-программист, занимающийся моделированием, мысленно постоянно поступает так, как будто он является другим человеком. Фактически, в НЛП существуют два пути от специалиста к его способности: (а) интуитивное перенимание, и (б) кодированное перенимание. Эти два пути являются взаимозаменяемыми и могут чередоваться.
(а) Интуитивное перенимание
Интуитивное перенимание похоже на идентификацию. Оно заключается в том» что НЛ-программист стремится максимально точно перенять манеры поведения специалиста и отожествляет себя со специалистом. НЛ-программист поступает так, как будто он является специалистом, и делает то, что делает специалист. Если специалист начинает глубже дышать, НЛ-программист делает то же самое. Если специалист слегка отводит голову назад, НЛ - программист повторяет это движение, и т. д. Очень точное отражение вербальных реакций специалиста помогают идентифицировать себя с ним. Как только НЛ-программист перенял какую-нибудь способность специалиста он начинает внимательно наблюдать за собой: «Как именно я это делаю?» кодирует это при помощи терминов НЛП. Затем он проверяет, действительно ли он делает это так, как это делает специалист. Отличие от идентификации заключается в том, что через некоторое время НЛ-программист перестает идентифицировать себя со специалистом, то есть идентификация в этом случае происходит в ограниченных рамках способностей и времени.
(б) Кодированное перенимание
Вторым путем является кодированное перенимание. НЛ-программисг наблюдает за специалистом и кодирует его поведение при помощи терминов НЛП. После этого он перенимает способности специалиста. Возможно, он заметит, что специалист, к примеру, очень часто использует метапрограммы «избегать» и «внутренняя референция». Иными словами, этот специалист уделяет много внимания тому, как быть не должно, что что-то может навредить, чего необходимо избегать и т. п. Кроме того, он очень уверен в своем собственном мнении и своих собственных критериях, и его очень трудно переубедить (внутренняя референция). Выяснив это, НЛ-программист старается максимально полно перенять эти две метапрограммы.
Моделирование требует, чтобы специалист повторно демонстрировал желаемую способность. При этом тот, кто осуществляет моделирование, должен уметь абстрагироваться от своих собственных внутренних процессов, чтобы его собственное субъективное впечатление не могло «заглушить» моделируемые паттерны (процессы, навыки). На английском языке это звучит «going blank slate» («стать чистым листом бумаги»). Наряду с тем НЛ-программист должен уметь «возвращаться в себя», иначе моделирование может превратиться в «настоящую» идентификацию со всеми вытекающими отсюда последствиями. Один НЛ-программист, который однажды моделировал Милтона X. Эриксона, столкнулся с проблемами. Он позволил погрузить себя в глубокий транс и в этом состоянии полностью идентифицировал себя с Эриксоном. Таким образом, ему удалось в рекордный срок освоить навыки гипноза Эриксона. Однако наряду с тем у него появились ревматические симптомы, очень похожие на симптомы Эриксона
Кроме «уметь делать, как будто» моделирование также требует, чтобы НЛ-программист умел определять, в какой именно момент необходимо наблюдать за специалистом. Специалист, обладающий желаемыми способностями, может быть занят всевозможными делами. Поэтому в процессе моделирования очень важно не собрать слишком много информации. И последнее, но не менее важное: НЛ-программист должен уметь правильно распорядиться он видит, слышит и чувствует; он должен уметь анализировать, кодировать, повторять и перенимать внутренние процессы специалиста.
Два пути к способностям |
Перевод при помощи диссоциированного наблюдения |
Специалист (эксперт) |
Перенимание при помощи ассоциации с экспертом |
Переняв какую-либо способность, НЛ - программист может передавать ее другим людям. Для этого необходимо, чтобы он разделил выстроенную модель на управляемые части, а затем эти части перевел в доступные для обучения техники. А для этого ему необходимо знать критерии и типичные внутренние процессы своей целевой группы. Он должен получить представление об «усредненном» представителе целевой группы и сравнить его со специалистом. Перенос способностей, как правило, в форме курса или индивидуального тренинга, дает начало новой модели ТОТЕ. Техники постоянно проверяются совершенствуются на основании полученной информации и снова проверяются. Критерием при этом является следующее: перенос способностей специалиста при хорошем соотношении затраты/выгода. Иными словами: чем быстрее и проще, тем лучше. По сути, при осуществлении переноса часто весьма полезными оказываются техники НЛП. Например, перенос будет эффективней в том случае, если НЛ-программист установит с целевой группой более хороший раппорт и т. д. Кроме того техники НЛП часто необходимы для того, чтобы помочь преодолеть препятствия, с которыми участники группы сталкиваются при обучении способностям. Работа с целевой группой становится причиной нового наблюдения за специалистом или нового разговора со специалистом. Так возникает взаимодействие между тремя полюсам экспертом с его структурой опыта, НЛ-программистом с его моделью и целевой группой.
Моделирование Техники |
СПЕЦИАЛИСТ |
Целевая группа |
Приверженец НЛП |
Структура опыта |
Контрастирование |
Моделирование |
ШЕСТЬ ЭТАПОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Если выстроить вышеназванные принципы моделирования друг за другом на временной линии, то моделирование можно воспроизвести как шесть последовательных этапов. Каждый из этих этапов описывает процедуру так, как ее выполняет тот, кто осуществляет, моделирование. При этом речь идет об интенсивном, целенаправленном моделировании. В отношении проектов, затрагивающих исключительно личное обучение, либо в тех случаях, когда достаточно частичного перенимания способностей, некоторые из нижеприведенных процедур не актуальны.
Щестишаговый паттерн (процесс) моделирования состоит из следующих этапов:
— Выбор желаемой способности и исследование экологии.
— Наблюдение за специалистом и сравнение его с собой.
— Перенимание способности и устранение возможных препятствий.
— Наблюдение за другими специалистами и обратные примеры.
— Выбор целевой группы и создание техник.
— Обучение целевой группы желаемой способности.
— Рассмотрим подробней каждый из этих этапов.