Соответствия и социальные коды: учебные занятия

В нашем обществе люди, говоря о социальных отношениях, широко используют такие понятия, как высоко, низко, слева, справа, близко и далеко. Возникает вопрос, являются ли эти понятия «действующими метафорами» (см. главу 21, «Метафоры») или «предикатами» (см. главу 6, «раппорт»), или и тем, и другим одновременно? Иными словами, является ли подобное словоупотребление только «способом говорить» или воспроизводит при этом используемые субмодальности?

На двух учебных занятиях мы исследовали соответствия в социальных кодах: подходят ли множеству людей одни и те же кодирования посредством модальностей для одних и тех же видов социальных отношений? Проведенные занятия показали, что данный вопрос подлежит исследованию, хотя точная методология еще не окончательно разработана. Мы выяснили, что между используемыми кодированиями посредством субмодальностей имеется большое соответствие; в особенности, когда речь идет о людях, в отношении которых существует определенная эмоциональная сопричастность, например, любовь, ненависть, уважение или сочувствие.

В 1993 году мы провели первое учебное занятие, посвященное соответствиям и различиям в социальных кодах. Работа проводилась с 24 слушателями курсов НЛП, которые не были знакомы с понятием «социальные коды». Всех участников группы попросили обозначить места для четырех определенных типов людей, разместив их в окружающем их пространстве. Полученную картину им предложили воспроизвести с помощью специальных схем. Данная схема представляла собой изображение, центральное место в котором занимало понятие «я сам», а вокруг должны были располагаться участки с определенными типами людей. В данном изображении круг обозначал «горизонт». Типы людей, которые выступали за верхние пределы горизонта, должны были быть размещены за пределами круга, остальные внутри круга. Трое из 24 участников эксперимента, по их словам, не смогли достаточно четко отобразить желаемую картину на двухмерной плоскости; 21 участник справился с заданием.

Однако у всех возникли сложности с четким определением понятий «высоко-низко» и «близко-далеко» применительно к их изображению. Участникам был задан следующий вопрос: Где — слева/справа, сзади/спереди, выше/ниже, далеко/близко — вы поместили неприятных людей, приятных людей, сильных людей и слабых людей? Чтобы показать эти места на схеме, им предложили использовать буквы N, A, S и Z.

Данное задание было дано устно, и у участников было достаточно времени для размышления. Если участники эксперимента просили нас объяснить поподробней, что, например, мы подразумеваем под словом «сильный», мы не «авали им ответа. Нам хотелось дать им возможность самим определить свое значение данных слов. Результаты эксперимента выявили следующий паттерн (схему).

И участников эксперимента поместили неприятных людей спереди, а 10 остальных участников — сзади. Неприятные люди, помещенные сзади, были размещены ниже, чем те, которые были помещены спереди. Только у 2 участников из 11 располагались ниже линии горизонта Приятных людей все участники эксперимента поместили спереди, при этом справа приятных людей было помещено в два раза больше, чем слева. Кроме того, приятные люди были расположены скорее ниже, чем выше. Слабых людей 19 участников из 21 поместили ниже линии горизонта. При этом 16 из этих 21 поместили слабых людей слева сзади (низко). В отличие от них 11 из 21 поместили сильных людей посередине-высоко-спереди.

В тот же самый год мы повторили данный тренинг с группой из 51 слушателя курсов НЛП, которые также не имели представления о данной процедуре и используемых понятиях. Результаты данного эксперимента практически полностью совпали с результатами первого тренировочного занятия. В связи с очевидным влиянием на результаты данного эксперимента таланта к рисованию и представления о пространстве мы ограничились следующими выводами:

Задание разместить типы людей в пространстве интуитивно легко понимают примерно 90% людей. Наряду с тем, что мы получили информацию о социальной панораме, мы получили также представление об общих тенденциях в пространственном кодировании социального мира.

Было доказано наличие соответствия между индивидуумами, однако были выявлены и существенные различия. Социальная панорама может быть весьма подходящей концепцией, если рассматривать ее как личную линию жизни в НЛП, то есть как единственное в своем роде воспроизведение, свойственной каждому индивидууму. Наряду с влияниями культурного уровня, приводящими к соответствиям, существуют также прагматические влияния. Например: опасных людей мы стремимся всегда держать в поле зрения; помещать их за собой весьма рискованно. Поэтому сильных, неприятных людей мы часто встречаем несколько ближе к середине спереди. Приятных людей мы предпочитаем видеть поближе к себе, желательно, рядом с собой. Именно так мы чаще всего размещаем приятных людей. Нет никакого сомнения в том, что социальный код человека опирается на множество его часто очень неявных социальных убеждений. В конце настоящей главы мы поговорим о некоторых возможностях применения социальной панорамы.



Наши рекомендации