Моделирование категорий и иерархий

Если бы мы не обладали способностью формирования концепций, мир представлялся бы нам сплошным хаосом. Мы были бы не в состоянии что- либо распознать, а все, что нас окружает, каждый раз было бы для нас чем- то новым и совершенно иным. Однако наш мозг нам этого не позволит благодаря своему неврологическому устройству он создает определенный порядок. Этот порядок необходим нам для того, чтобы жить. Нам нужно упростить мир и сделать его управляемым. Нам необходимо пропускать, обобщать и преобразовывать информацию, в противном случае мы не получим знания, которое может быть применено. Но в том, что нам пропускать, что нам обобщать и что преобразовывать, мы абсолютно свободны. И прагматическое качество чьей-то модели мира определяется той степенью, в которой используемые им категории соответствуют тому, что представляет для него важность в этом мире.

Каждая система категорий представляет собой выбор из всех возможных систем категорий. Мы можем подразделять мир так, как только пожелаем, однако не каждое подразделение приводит к одному и тому же результату. И для НЛ-программистов прагматическая ценность является важнейшим критерием системы категорий: что она нам дает, а что нет?

Когда мы моделируем способности эксперта, мы знаем, что его способ использования категорий и иерархий должен быть основным в отношении его необычных способностей. И как только мы получаем о них представление, эта структура становится доступной для других людей. Для того чтобы создать пригодные классификации, эти классификации должны отвечать некоторым требованиям.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ФОРМЕ КЛАССИФИКАЦИЙ

1. Необходимо создание некоторого количества латеральных категорий, но не более семи

Классификация, которая должна запоминаться наизусть, не может охватывать более семи категорий. Лучше всего, если она охватывает менее семи категорий. В противном случае, наш головной мозг будет не в состоянии справиться с таким объемом информации. Разряды можно подразделять на подразделы. Однако в их отношении будет действовать аналогичное ограничение.

2.Иерархия не должна быть двусмысленной

Каждая классификация проистекает только из одной единственной, самой главной концепции. Эта главная концепция должна быть по возможности более четкой и ясной; только от этого зависит, будет ли эта классификация работать. Хорошая концепция никогда не вызовет у нас вопроса: «Что это, собственно говоря, такое? Что это означает?» В терминах субмодальностей: критические субмодальности главной концепции должны присутствовать во всех относящихся к ней концепциях.

3.Категории должны быть прагматически важными

Важность различия возрастает по мере увеличения всевозможных действий (альтернативных поведений) категорий. Иными словами, если с тем, что входит в категорию А, мы делаем то же самое, что и с тем, что входит в категорию В, различие между А и В не имеет прагматической важности.

4.Категории должны быть единственными в своем роде

Предпочтение отдается тем категориям, которые являются взаимоисключающими. Другими словами, что-то, принадлежащее категории А, не может принадлежать никакой другой категории. Исключительность тесно связана с субмодальностями, на основании которых распознаются категории (критическими субмодальностями). Если это одна субмодальность, например, цвет, в этом случае гораздо проще добиться исключительности, чем в том случае, если при распознавании используется несколько субмодальностей.

Если исключительность недостаточна, классификация теряет свою силу; тот, кто работает с концепциями, должен взвешивать все «за» и «против» при определении категории концепции.

ИТОГ

Один альпинист философствовал на вершине горы относительно силы тяготения. «Создается впечатление», — думал он, — «что сила тяготения невидима. Однако это самая большая глупость, которая только может придти в голову. Потому что все, что есть на горах, скалах, снежных вершинах, холмах выглядит так благодаря силе тяготения. Сила тяготения притягивает дождь» который падает на скалы и придает им форму. Любое движение, которое я делаю, как альпинист, также определяется силой тяготения. Некоторые называют силу тяготения самым большим врагом скалолаза. Это тоже заблуждение. Ведь что удерживает тебя на узком выступе? Именно, все та же сила тяготения. Ветер может быть слабым или сильным, солнце может быть ярким или подернутым дымкой, скала может быть твердой или ломкой, но на силу тяготения всегда можно положиться». Речь в настоящей главе шла о психической силе тяготения.

Наши рекомендации