Формирование экспериментальной теории

Тот, кто сопровождает клиента в процессе изменения его убеждений, часто обнаруживает признаки иерархической организации концепций. Иногда НЛ- программисту бывает очень трудно, когда клиент упорно продолжает придерживаться мысли, которая является ошибочной, нерациональной и кроме того весьма пагубной для его развития. Как происходит так, что разумный человек иногда так рьяно отстаивает какую-нибудь очевидную глупость? В процессе работы с пагубными убеждениями (см. также книгу Neuro-linguistisch Prvgrammeren in Nederiand) выясняется, как осуществляется доминирование среди концепций. На основе анализа этой информации мы выявили пять принципов доминирования. Наша гипотеза заключается в том, что изменения в чьей-то познавательной иерархии должны быть связаны по крайней мере с одним из этих пяти принципов.

Принцип доминирования 1: скорость

Мыслительные процессы могут проходить по центральной нервной систему различной скоростью. Скорость увеличивается по мере того, как мысли становятся все более «квалифицированными». Мы говорим об автоматизме. Автоматические, быстрые мысли за пределами сознания могут оказывать сильное влияние на медленные мыслительные процессы. Быстрые мыслительные процессы могут приостанавливать, контролировать и блокировать медленные мыслительные процессы. Поэтому более «опытные» убеждения благодаря своей скорости могут доминировать над менее «опытными». Осознание автоматических, быстрых убеждений является, как правило, условием возможности что-либо изменить. При повторении мысли становятся все более доминирующими.

Принцип доминирования 2: глубокое укоренение

Старые убеждения часто являются более «опытными» и поэтому более быстрыми. Однако старые убеждения часто доминируют над новыми еще и потому, что они имеют гораздо больше влияния. Это большое влияние объясняется тем, что с момента первого появления убеждения его «сопровождают» воспоминания. С тех пор, как кто-то пришел к определенному убеждению, это убеждение переплетается с его мыслями. Для устранения доминирования нам необходимо заново интерпретировать возникшую ситуацию. Клиент мысленно возвращается к моменту возникновения данной ситуации, чтобы связать с ним новое или видоизмененное убеждение, которое в нынешний момент не будет оказывать на него такое негативное влияние.

Принцип доминирования 3: субмодальности

В-третьих, сильно воспроизведенные убеждения являются доминирующими благодаря своим субмодальностям. Доминирование сильных убеждений можно уменьшить с помощью субмодальностей. К данной категории относится также доминирование убеждений, которые сформулированы очень кратко и четко. Когда кто-то изменяет образ жизни, это, как правило, происходит благодаря «вбиранию в себя» очень сильных представлений: центральных, ясных, объемных. Сильные субмодальности обладают «силой», потому что они более активны в неврологическом смысле: концепции в сильных субмодальностях имеют множество нервных соединений, которые интенсивно воздействуют на окружающую нервную ткань

Принцип доминирования 4: логический уровень

В-четвертых, необходимо упомянуть то, что Роберт Дилтс называет доминированием «неврологического уровня». Речь при этом идет о влиянии концепции в рамках центральной нервной системы. Дилтс предполагает, что духовные и личностные концепции оказывают гораздо более сильное неврофизиологическое влияние, чем концепции поведения или окружения. Когда кто-то осуществляет радикальное изменение, его причиной чаще всего являются духовные и личностные концепции.

Принцип доминирования 5: позитивное намерение

В-пятых, доминирующими являются те убеждения, которые имеют важные позитивные намерения: важные цели. Убеждение можно рассматривать как поведение части личности; эта часть верит в данное убеждение. Подобная вера может служить для того, чтобы пометь этой части достичь позитивного намерения. Как можно заключить на основании нашего опыта с частями, части очень редко или вообще никогда не теряют своего позитивного намерения. Они придерживаются тех убеждений, которые способствуют достижению их позитивного намерения. Однако если более эффективным для достижения позитивного намерения оказывается другое убеждение, это убеждение может стать доминирующим.

Наши рекомендации