А. Создание рамки разрешения проблемы
Даже только называя такую ситуацию, как «консультационная работа в организации» или «психотерапия», «медицинское лечение» или «целительство», либо каким-то иным образом называя ее ситуацией разрешения проблемы, мы побуждаем человека к активному поиску ресурсов. Эффекты плацебо (см. главу 22, «Эффекты плацебо») можно объяснить преимущественно влиянием подобных рамок. Такие понятия, как позитивные ожидания, сосредоточенное внимание, оплата, статус НЛ-Программиста, вера в собственные возможности, а также вера в то, что разрешение проблемы находится под твоим контролем, могут стимулироваться посредством создания рамки разрешения проблемы. Таким образом происходит усиление мотивации активных поисков. При этом очень важно обратить внимание клиента на суть проблемы, чтобы в процессе поиска он исходил из ее адекватного восприятия. Следовательно, важной задачей НЛ-Программиста является четкое определение встречи с клиентом как ситуации, в которой будет осуществляться работа по изменению.
В различных обзорных моделях (см. прил. А, «Обзорные модели»), например, в схеме потока взаимодействия, мы обнаруживаем это в виде «официального» шага. Важно осознавать, что определение рамки разрешения проблемы уже само по себе является желательным действием.
Б. Вопросы: «Что тебе необходимо?»
Почему бы нам просто не начать задавать людям прямые вопросы, какие ресурсы им необходимы? К примеру, их можно сформулировать следующим образом:
«Что тебе необходимо в данной ситуации?»,
«Что бы тебе нужно было думать, чувствовать, мочь, во что верить, чтобы успешно разрешить эту проблему?», «Что тебе необходимо для того, чтобы достичь этой цели?», «Что тебе необходимо для преодоления этих препятствий?». В этом случае клиенту придется часто прибегать к номинализации, то есть, называть слово, описывающее процесс, например: отдых, способность действовать, ясность и т. д. Следовательно, мы будем просить привести пример ситуации, в которой данное впечатление уже когда-то интенсивно переживалось. Как только клиент находит это воспоминание, мы помогаем ему сделать его более интенсивным или же просто просим его усилить это впечатление, или же систематически усиливаем его при помощи субмодальностей.
1.Задайте вопрос о ресурсе
«Что тебе необходимо для того, (чтобы достичь цели/ разрешить проблему/ преодолеть препятствие)?».
2.Задайте вопрос об обстоятельствах переживания?
Спросите, например: «Когда ты это имел/сделал/сумел сделать?».
Если клиент ответит: «Никогда», спросите у него: «Вообще никогда?!».
Если клиент снова ответит: «Никогда», вы можете обратиться к другому ресурсу или попробовать использовать другую технику из данной главы.
3.Усильте данное переживание
Постарайтесь сделать так, чтобы воспроизведение примера было более интенсивным. Этого можно добиться двумя способами:
(а) непосредственно попросите клиента сделать образы/звуки/чувства более интенсивными;
(б) сначала установите субмодальности, а затем изменяйте их одну за другой в направлении большей интенсивности. (При этом часто будут использоваться слова: «больше», «сильнее», «легче», «яснее», «теплее», «громче», «быстрее» и т. п.).
В. Контрастный вопрос
Мы также можем помочь клиенту использовать себя в качестве модели, направляя его внимание на те ситуации, в которых он действовал правильно.
1.Спросите об аналогичной ситуации
«Постарайся вспомнить ситуацию, которая очень похожа на нынешнюю проблемную, но в которой у тебя не было проблем».
«Постарайся вспомнить подобную ситуацию, в которой ты действовал правильно».
2.Ищите различия
«Что ты думаешь/чувствуешь/делаешь по другому (по сравнению с проблемной ситуацией)?».
(Если НЛ-Программист использует модель изменения, он собирает данную информацию автоматически).
3.Переведите ресурс на проблемную ситуацию
«Как бы ты мог думать/чувствовать/поступать в проблемной ситуации?».
Г. Полярность чувств
В личном опыте любого человека важную роль играют полярности. Не существует света без тьмы, разочарования без удовлетворения и спокойствия без напряжения. Тот факт, что кто-то получает в проблемной ситуации отрицательные эмоции, означает, что он, в известной степени, обладает способностью воспроизведения противоположных эмоций. В некотором смысле, в данном случае мы имеет дело с так называемым «универсальным рефреймингом»: то, что у тебя есть проблема, означает, что ты, в известной степени, знаешь ее решение.
1.Опишите эмоцию
«Что именно ты чувствуешь в проблемной ситуации?».
В случае необходимости помогите клиенту эмоционально войти в ситуацию.
2.Спросите о полярности
«Какое чувство является противоположным этому чувству?».
3.Попросите клиента ассоциативно войти в ситуацию, в которой он испытал подобное чувство
«Где и когда ты уже явно испытал это (противоположное) чувство?».
«Попробуй войти в эту ситуацию и постарайся испытать это чувство с новой силой».
НЛ-Программисту зачастую приходится на всякий случай усиливать это чувство методом якорения.
4. Используйте это чувство в проблемной ситуации
«Постарайся удержать это чувство и перенести его на проблемную ситуацию».
«Почувствуй, как теперь ты реагируешь по-другому».
Несколько иной формой данной техники является «пружина». При этом НЛ-Программист вначале побуждает клиента очень подробно поговорить о том, как отвратительно он себя чувствует в данный момент. Он поддерживает мысль клиента и соглашается с ним до тех пор, пока с его стороны не возникнет сопротивления, и тогда - вынуждает клиента вспомнить прямо противоположные ситуации или испытать противоположные чувства.
1.Подчеркните проблему
«Да, твоя ситуация в настоящий момент просто отвратительна».
Все отрицательные аспекты проблемной ситуации очень обстоятельно описываются.
2.Стимулируйте полярность
«Но ведь так было не всегда, не правда ли?!».
«Наверняка, было время, когда все шло по-другому...».
3.Подробно опишите полярность
Теперь клиент должен описать противоположное чувство или подобную ситуацию, в которой у него не было проблемы, либо она была успешно разрешена НЛ-Программист спрашивает обо всех подробностях либо говорит: «Попробуй мысленно полностью погрузиться в эту ситуацию».
4. Используйте найденные ресурсы
«Постарайся удержать в памяти манеру думать/чувствовать/действовать и перенеси ее на проблемную ситуацию».
«Почувствуй, как теперь ты реагируешь по-другому».
Д. Восприятие себя ребенком
Каждая фаза жизни приносит с собой не только свои собственные специфичные проблемы, но и свои собственные специфичные ресурсы. Так, маленький ребенок наверняка будет в значительной степени обладать такими качествами, как спонтанность и игривость. Между тем, полный жизни восьмидесятилетний старик скорее всего будет иметь хороший контакт с таким ресурсом, как получение удовольствия от общения с высоты своего жизненного опыта.
1. Попросите клиента мысленно представить себя ребенком
«Постарайся мысленно увидеть себя, когда тебе было два года (или четыре года, или десять лет)».
2. Попросите клиента «ассоциироваться с собой—ребенком»
«Войди в это представление и снова стань ребенком».
Обратите внимание на следующее: если, будучи ребенком, клиент имел травмирующий опыт, существует возможность, что он вновь испытает сильные отрицательные эмоции.
3. Отыщите ресурсы
«Спроси себя: Что я думаю/чувствую/делаю в данный момент, ощущая себя ребенком, что я мог бы успешно использовать, будучи взрослым?».
4. Переведите ресурс на проблемную ситуацию
«Спроси себя: Как этот способ думать/чувствовать/действовать мог бы помочь мне в проблемной ситуации?».
Е. Восприятие себя взрослым
Восприятие себя полным жизни восьмидесяти- или девяностолетним стариком само по себе является важным ресурсом, если это восприятие является четкой целью по отношению к процессу взросления и старения и соответствующему этому состоянию образу жизни. Восприятие себя человеком более старшего возраста может также помочь нам в нахождении специфичных ресурсов.
1.Попросите клиента мысленно представить себя человеком пожилого возраста
«До какого возраста ты хочешь дожить (при условии, что не утратишь интереса к жизни)?».
2.Попросите клиента «ассоциироваться с собой—пожилым человеком»
«Представь себя пожилым человеком и постарайся оглянуться на свое прошлое».
3.Пусть клиент попросит совета у себя, человека пожилого возраста
«Там, в далеком прошлом, ты видишь себя сегодняшнего (в том возрасте, в котором ты сейчас находишься) со своими сегодняшними проблемами. Что бы ты посоветовал этому человеку?».
4. Начните диалог
«Как ты сегодняшний относишься к этому совету?».
Попробуй вести диалог между собой в пожилом возрасте и собой сегодняшним.
Таким способом можно также помочь клиенту использовать ресурсы из прошлых или будущих воплощений (предыдущих или последующих жизней). Необходимо отметить, что этот метод подходит только тем людям, чье вероисповедание допускает подобные опыты.
Ж. Рамка «как будто»
Данная техника является родственной предыдущей и заключается в том, что человек оглядывается на себя нынешнего из своего будущего. Эту технику часто называют «рамкой как будто». Ее суть состоит в том, что человек перемещается вперед во времени до того момента, когда он успешно разрешил проблему, и затем прослеживает, как ему удалось это сделать. В гипнотерапии Эриксона этот процесс называется «псевдоориентацией во времени».
1. Перемещение в будущее
«Переместись во времени к тому моменту, когда ты разрешил проблему». Внимание: данная техника предполагает, что проблема будет разрешена в будущем. Если клиент не способен принять это предположение, эта техника ему не подходит.
2. Восприятие будущего и ассоциирование с определенной ситуацией
«Постарайся представить и почувствовать свое состояние в определенный момент в будущем: все, что ты видишь, слышишь и чувствуешь».
3.Взгляд на проблему из будущего
«Мысленно вернись в 19.. (год), когда у тебя еще была эта проблема.
Подумай, что еще ты можешь вспомнить об этой проблеме».
4.Взгляд на ресурс из будущего
«Тогда у тебя еще была проблема, а сейчас ее больше нет. Подумай, что именно ты сделал для того, чтобы ее разрешить».
5.Возвращение к сегодняшнему дню
«Возвращаясь к сегодняшнему дню, постарайся захватить с собой этот ресурс.
Теперь загляни из сегодняшнего дня в будущее и подумай, как ты собираешься его использовать».
Некоторым людям требуется изменение сознания (расслабление, транс) для того, чтобы успешно применять данную технику.
Выдуманные ресурсы
Иногда мы излишне — и бессознательно — ограничиваем свое пространство поиска, отдавая предпочтение исключительно реалистичным или реальным переживаниям. В этой связи возникает необходимость стимулирования фантазии клиента.
1.Формулирование воображаемого ресурса
«Какое переживание могло бы способствовать тому, чтобы это не было проблемой? Постарайся основательно пофантазировать».
2.Поиск реального воспоминания
«Хорошо, этого не было на самом деле. Тогда попробуй вспомнить о том, что произошло на самом деле и было похоже на нынешнюю ситуацию».
3.Превращение фантазии в «реальность»
Установите, что представляют собой субмодальности реального воспоминания.
Изменяйте субмодальности выдуманного воспоминания до тех пор, пока они не совпадут с субмодальностями реального воспоминания.
4.Использование ресурсов
«Почувствуй, как изменилось твое отношение к прежней проблемной ситуации».
Эффективность данного метода может быть увеличена, если клиент будет извлекать выдуманные воспоминания-ресурсы из различных фаз своей жизни, как будто эти переживания на самом деле имели место. Если ему это удастся, необходимо помочь ему перенести этот опыт на проблемную ситуацию.
И. Метафоры
Рассказывание историй и анекдотов (метафор) может оказать помощь в поиске ресурсов. Когда клиент находится в состоянии поиска — поиска посредством восприятия проблемы — возможность использования в качестве ресурса ассоциаций, вызванных метафорами, значительно повышается, особенно в том случае, если метафоры в полной мере соответствуют восприятию проблемы.
1. Создание метафорического контекста
Выберите время, место и действующее лицо рассказа (сказки, описания случая, анекдота, пересказа фильма, книги и т. п.).
2.Определение сути проблемы
Опишите, какую проблему имеет действующее лицо.
Позаботьтесь о том, чтобы эта проблема имела точки соприкосновения с проблемой клиента.
3.Описание неспецифичных ресурсов
Расскажите, каким образом действующему лицу удалось достичь такого состояния сознания, в котором он сумел найти наилучший способ разрешения проблемы (расслабление, творчество, транс и т. п.).
4. Описание специфичных ресурсов
Опишите, как действующему лицу удалось найти и использовать специфичные ресурсы.
К. Создание переживаний
Если клиенту тяжело извлекать ресурсы из собственной памяти, можно пойти по пути создания переживаний в повседневной жизни, которые затем могут быть использованы в качестве ресурса. В этом случае необходимо дать клиенту такое задание, которое привело бы его подобным переживаниям. Милтон Эриксон был истинным мастером в подборе учебных заданий подобного рода. Для успешной работы с учебными заданиями были разработаны различные рекомендации. Ниже мы приводим самые простые из них.
1. Определите ресурс
Какой ресурс необходим клиенту?
2. Определите необходимые мысли и необходимые эмоции
Что он будет при этом думать и чувствовать?
3.Определите вытекающее из этого поведение
Что бы он стал делать, если бы он так думал и чувствовал?
4.Дайте задание применительно к этому поведению
Дайте ему задание попробовать вести себя таким образом.
Подобные переживания, действующие в качестве ресурса, можно создавать и напрямую. К примеру, методом обыгрывания ситуации. При этом НЛ-Программист сам играет различные роли: родной матери, старшего брата и т. д. Такие воспоминания могут перемещаться в различные периоды жизни человека, подобно выдуманным ресурсам. Например: мы обыгрываем такую ситуацию, словно клиент является нашим другом, которого мы повстречали сразу после какого-нибудь травмирующего события. «1942 год, заболоченная местность в Ватерланде. Я иду тебе навстречу. О чем ты хочешь мне рассказать?».