Цель, доказательство и ценность
Нахождение и использование ресурсов занимают в НЛП центральное место. Модель изменения НЛП мы можем сформулировать в самом простом выражении следующим образом:
Проблема + Ресурсы = Цель
Точнее выражаясь, целенаправленное изменение рассматривается в НЛП в качестве ТОТЕ с контрольным вопросом: «Я достиг того, чего я хочу достичь?» и важнейшей операцией «активизации ресурсов». Цель, к которой при этом стремятся («доказательство» в тестировании ТОТЕ), может находиться, по сути, на различных уровнях. Возможно, у кого-то есть цель: «В разговоре при знакомстве с другими людьми явно продемонстрировать мои хорошие качества». Однако цель может затрагивать и более глобальные вещи, например: «Поверить в то, что у меня все в порядке», или даже: «Быть тем, кем я являюсь на самом деле», или: «Быть связанным с высшими силами». Что касается содержания тестирования, то общей формой этого процесса в НЛП всегда является ТОТЕ изменения, а операция всегда представляет собой «активизацию ресурсов».
Тестирование |
Являюсь ли я тем, чем я хочу быть? Могу ли я то, что я хочу мочь? |
Операция (действие) |
Активизация ресурсов |
Выход Остановка |
Вход Чувства мысли способы поведения |
ТОТЕ изменения |
ТОТЕ со вспомогательной ТОТЕ |
Тестирование |
Цель достигнута? |
Операция (действие) |
Активация ресурсов для разрешения проблемы |
Вход Проблема |
Тестирование |
Препятствие устранено? |
Операция (действие) |
Активация ресурсов для устранения препятствий |
Вход Препятствие: ресурсы не найдены, либо не могут быть использованы |
Выход |
Выход Готово |
Кто говорил, что НЛП сложно и запутанно? У вас есть проблема, следовательно, вы стараетесь найти несколько ресурсов. Готово! Следующая проблема. Однако иногда приходится искать больше ресурсов. При поиске ресурсов люди сталкиваются с препятствиями: опыт, который мешает им использовать имеющиеся у них либо разыскиваемые ресурсы. К примеру, кто-то отлично знает, что он может сделать для того, чтобы получить определенную должность. У него есть знания и возможности, чтобы достигнуть своей цели. Например, он может приобрести синий пиджак и научиться говорить внушительным гортанным голосом. Однако он этого не делает, потому что по той или иной причине он этого не хочет (препятствие). Или, может быть его охватило сильное чувство отчаяния (препятствие), или ему мешает какая-то трудно объяснимая мелочь (препятствие). В этом случае для того, чтобы преодолеть препятствие, ему необходимы прежде всего ресурсы, а точнее, их разновидность — вспомогательные ресурсы. Выражаясь при помощи терминов ТОТЕ, если мы не в состоянии найти эффективные «операции», чтобы достичь цели, мы начинаем использовать вспомогательную ТОТЕ с целью «найти ресурс» либо вспомогательную ТОТЕ с целью «использовать найденный ресурс». И это именно то, на чем основано большинство техник НЛП: помогать устранять, избегать либо преодолевать препятствия, чтобы дать человеку возможность свободно распоряжаться своими ресурсами, так как НЛП исходит из того, что изначально человек ими располагает. Одна из пресуппозиций, автором которой является Милтон Эриксон, гласит: «Люди располагают ресурсами для позитивного изменения».
Человеческую жизнь можно представить в виде гигантской системы, состоящей из заключающихся друг в друге ТОТЕ. Психологический набор ячеек, в каждой ячейке которого находится еще одна, поменьше. Понятие «устранять препятствия» является вспомогательной ТОТЕ понятия «активизировать свои ресурсы». Однако решение проблемы, в свою очередь, тоже представляет собой вспомогательную ТОТЕ чего-то большего. Вопрос, который относится к объединяющей ТОТЕ, звучит следующим образом: «Почему я хочу этого достичь? Что представляют собой те ценности, которые становятся целью?» Вернемся к нашему примеру. Кто-то хочет получить определенную должность. Но в чем заключается вспомогательная ТОТЕ получения должности? Для чего ему, вообще, нужна эта должность? В этом случае мы обращаемся к более крупной, всеохватывающей разновидности ТОТЕ — мета-ТОТЕ. Возможно, целью мета-ТОТЕ является возможность тратить больше денег, или возможность сделать свою жизнь более интересной и насыщенной. Эти личные мотивы, в свою очередь, могут быть подчинены еще более высоким ценностям, как например, «почувствовать уверенность в своих силах» или «вести осмысленную жизнь». Впрочем, осознание такой иерархии в своей собственной системе ценностей тоже является важным ресурсом.
ПОИСК И ИНТЕГРАЦИЯ
Когда речь идет о поиске ресурсов, в НЛП это называют также трансформационным поиском. Этот термин пришел из лингвистики. Когда мы слышим какое-нибудь слово, откуда мы знаем, что именно оно означает? Мы неосознанно пытаемся отыскать сенсорный опыт и иные символы, связанные с этим словом. Из всего этого и образуется значение слова (трансформация = образование, отсюда термин «трансформационный»). Созидательное значение, которое НЛП придает этому лингвистическому понятию, заключается в том, что слово «искать» не ограничивается в НЛП значением понимать. НЛП исходит из того, что трансформационный поиск может также затрагивать ощущения эмоции или способы поведения, а также выражаться вопросом, который мы задаем сами себе: «Где я раньше это чувствовал?».
Ресурс является ресурсом только в том случае, если он способен помочь. Пригодность ресурса зависит от трех моментов.
1. Актуальность
Является ли потенциальный ресурс, основанный на сенсорном опыте, актуальным для решения проблемы? Если у меня существует проблема, связанная с коллегой по работе, которого зовут Ханс, то, вполне возможно, это наведет меня на мысли о своем друге, которого тоже зовут Ханс. Вероятно, я вспомню при этом о том, что мой друг Ханс говорит с сильным акцентом жителя города Твенте. Очевидно, что актуальность этих мыслей для моей проблемы, связанной с другим Хансом, будет весьма незначительна, и вряд ли я смогу извлечь из этого какую-либо пользу. Это будет просто косвенная ассоциация, которая не основывается на существенном свойстве проблемы.
2.Содержание
Содержание переживания, которое кто-то получает посредством ассоциации, по сути, тоже представляет важность. Например: воспоминание о прежней неудаче или опыт пережитого потрясения в большинстве случаев не будут способствовать решению проблемы. Если из памяти извлекается что-нибудь подобное, сегодняшняя проблема наоборот еще больше усугубляется: эмоции, связанные с воспоминанием, усиливают эмоции, связанные с восприятием проблемы. Воспоминание о прежнем успехе — актуальном для нынешней проблемы — зачастую способно помочь гораздо больше.
Содержание ресурсов может значительно варьироваться. Это зависит от того, из чего мы исходим в процессе поиска, а также от способа выражения найденных воспоминаний. В одном случае ресурс является просто чувством, но элю также может быть и слово, и серия образов, и манера поведения. Ресурсы часто называют при помощи следующих слов: самоуверенность, сила, смелость, проницательность, понимание, чутье, творчество, общительность и т. п.
3.Рамка
Рамка значения, в которую мы помещаем ресурс, является определяющей для пригодности ресурса. Влияние рамки может быть как позитивным, так и негативным. Если мы извлекли из памяти воспоминание о прежнем успехе, заключенное в рамку. «Как ужасно, что мне никогда не удастся повторить это снова», то данный потенциальный ресурс, по сути, потеряет очень много, если не все, из своих свойств, способствующих разрешению проблемы. В данном случае рамка будет оказывать негативное влияние на ресурс, который сам по себе является полезным. Однако рамка значения может оказывать и полезное воздействие. Верная рамка может превратить в полезный ресурс даже упомянутую ранее неактуальную ассоциацию, связанную с коллегой по работе Хансом и другом Хансом. Если кто-то увидит данное выражение в рамке: «Мое подсознание дает мне ключ к наилучшему разрешению проблемы», то степень пригодности ресурса значительно возрастет.
ПОМОЩЬ В ПОИСКЕ РЕСУРСОВ
В каждой ситуации люди испытывают только часть того, что они могли бы испытать. Иными словами, при определенных обстоятельствах только часть нашего общего потенциала является активной и доступной для восприятия и запоминания. Чем меньше будет эта доступная часть, тем меньше возможностей выбора будет у нас при установлении новых связей. Следовательно, необходимые ресурсы, по существу, находятся за пределами той части нашей памяти, которую мы используем в проблемной ситуации (в противном случае проблема бы никогда не была проблемой). Таким образом, проблема представляет собой сложную ситуацию, для которой мы еще не отыскали ресурсы. Чтобы найти подходящие ресурсы, должна стать доступной та часть памяти которая до сих пор была недосягаемой.
Как мы уже говорили, множество техник НЛП были разработаны для того, чтобы устранять препятствия при поиске или использовании ресурсов, Однако поиск верных, экологически ответственных ресурсов, не сопровождающийся возможными препятствиями, сам по себе представляет большую ценность. Это то, что должно происходить сначала, так как всегда существует вероятность того, что на самом деле не окажется никаких настоящих препятствий, и проблему можно будет разрешить простым путем, используя лучший способ поиска. В его рамке новые ресурсы могут быть найдены при помощи следующих действий:
— Улучшение восприятия проблемы.
— Постановка ясной цели.
— Определение сути проблемы.
— Тестирование экологии.