Качества профессионального коммуникатора
Не только клиент ставит перед собой цель. НЛ-Программист тоже делает это. Как мы уже говорили раньше, в рамках цели, которую ставит клиент, НЛ-Программист ставит различные подцели. Если ТОТЕ является общей моделью для осуществления целенаправленного действия, то профессиональная целенаправленная коммуникация тоже должна соответствовать принципам ТОТЕ. Когда Бэндлер и Гриндер моделировали Милтона Эриксона, Виржинию Сатир и Фрица Перлса, они имели возможность выявлять принципы ТОТЕ в работе этих корифеев. ТОТЕ подразумевает, что эффективный, целенаправленный коммуникатор должен обладать определенным минимумом следующих качеств:
1.Целенаправленность
Он знает, чего он хочет от другого человека.
2.Способность наблюдать
Он видит/слышит/чувствует, в какой степени он достигает того, чего он хочет достичь, и выстраивает свое поведение на основе этой информации.
3.Гибкость поведения
Он обладает различными формами поведения для достижения того, чего он хочет достичь. Если определенная форма поведения не работает, он использует другую.
4.Гибкость восприятия
Он обладает гибким восприятием, и оно корректирует его поведение.
5.Упорство в отношении цели
Он проявляет гибкость в выборе средств, но не идет (слишком быстро) на изменение самой цели.
К этим пяти качествам позже прибавилось шестое, которое не связано непосредственно с ТОТЕ.
6.Уважение
Он уважает модель мира другого человека и настраивает на нее свою собственную коммуникацию.
Тестирование |
Знаешь, чего ты хочешь достичь |
Операция (действие) |
Гибкость поведения Гибкость восприятия |
Выход Замечаешь, когда ты этого достигаешь |
Вход Наблюдательная способность |
Качества профессионального коммуникатора |
Эффективный профессиональный коммуникатор подобен жизнерадостному терьеру. Он готов на все, чтобы получить старую домашнюю туфлю. Он подпрыгивает в воздух, заползает под скамейку, носится кругами вокруг своего хозяина... Однако он будет шалить так, чтобы не прокусить хозяйскую туфлю.
ГЛАВА 8. РЕСУРСЫ
Когда у кого-нибудь появляется проблема, он начинает поиск. Он старается отыскать в своей памяти и в своем окружении информацию, которая может ему помочь разрешить эту проблему. Он осуществляет мысленное воспроизведение того, что может быть ему полезным и пытается выяснить, что он должен думать или делать (возможные «операции» в ТОТЕ) для того, чтобы изменить ситуацию. Иными словами, когда у кого-то есть какая-нибудь проблема, он начинает поиск ресурсов (вспомогательных источников). Ресурсами являются «воспоминания, мысли, чувства и способы поведения, которые могут быть полезны при разрешении проблемы». В данной главе мы поговорим о том, что представляют собой ресурсы, как они могут быть найдены, и, прежде всего, как НЛ-Программист может в этом помочь. Ведь работа с НЛП — это помощь в поиске ресурсов.
Проиллюстрируем это на небольшом примере. В фильме «От Мао к Моцарту» Исаак Штерн дает молодой китаянке скрипку. Она играет начало одной известной мелодии. Технически она делает это превосходно, однако, без особого эмоционального выражения. Штерн прерывает ее и просит ее сделать шаг вперед. Затем он просит аккомпаниатора на фортепиано начать все сначала и говорит ей: «Попробуйка сейчас напеть первые такты». После нескольких неверных вступлений из-за того, что она сильно нервничает, ей удается это сделать, и с помощью своего голоса она расставляет эмоциональные акценты, которые отсутствовали в ее игре на скрипке. «Замечательно! — говорит Штерн. — У тебя это получается просто замечательно! А теперь сыграй так же на своей скрипке».
При поиске ресурсов ключевым словом является аналогия. Когда у кого-то есть проблема, которую он не в состоянии разрешить немедленно, он обращается к опыту разрешения проблемы в аналогичной ситуации. Иными словами, он обращается к опыту разрешения похожей проблемы. Что ему в этом случае удастся найти, зависит от того, что он сумеет выявить в проблемной ситуации. Чем больше он сможет выявить, тем больше аналогичного опыта он сможет — в принципе — обнаружить. Пример для иллюстрации: если проблема связана со слоном, то вполне возможно, что он сумеет отыскать в своих воспоминаниях подобный опыт, связанный с носорогом. Слон похож на носорога, так как они оба являются крупными животными, обитающими в джунглях. Однако наряду с тем он может также обнаружить аналогичный опыт связанный с игрушечной заводной мышью: шкура такой мыши похожа на шкуру слона. Это и есть те признаки, которые он может выявить у слона...
Слон с носорогом и игрушечной мышью |
Слон с джипом и блинами |
Решения проблем базируются на аналогиях, следовательно, творческие решения базируются на творческих аналогиях, другими словами, на нахождении нетипичных ассоциаций. Вполне возможно, что слон у кого-то вызовет ассоциации с джипом, так как оба, слон и джип, во времена войн использовались в качестве средства передвижения. Или, возможно, слон вызовет у кого- нибудь ассоциации с тарелкой блинов, так как и то, и другое является съедобным.
Одним словом, чем больше аспектов кто-то может выявить у проблемы, больше аналогичных ситуаций и, следовательно, тем больше ресурсов он может найти. Чтобы выявить по возможности большее количество отличительных моментов, необходимо более подробное исследование структуры опыта нынешнего состояния. Мысли, чувства и способы поведения детально изучаются еще и для того, чтобы выявить как можно больше точек соприкосновения, на основании которых осуществляется поиск.