Последний, но не худший (last but not the least): в каком направлении мы хотим двигаться с моделью мира?
Если мы хотим изменить модель мира, в каком направлении должно идти это изменение? Для начала мы хотим, по сути, стимулировать те изменения, благодаря которым могут быть разрешены наши проблемы. Но в каких рамках необходимо при этом действовать? Какие именно модели мира стимулировать в первую очередь? На эти вопросы каждый приверженец НЛП должен дать свои собственные ответы, принимая во внимание, что речь в данном случае идет о ценностях, а не о предпочтениях или техниках. В последние годы одновременно с технологией НЛП к нам довольно часто импортируются и ценности из Соединенных Штатов. Поэтому и в Нидерландах наблюдается стремление к таким моделям мира, которые дадут пользователю много денег, власть, успех и престиж. Мы не считаем подобное развитие благоприятным, однако эта проблема больше связана со способом применения НЛП, нежели с его сущностью. В отношении моделей мира для нас представляют важность следующие критерии:
1.Богатство различий
Мы стремимся к модели с множеством различий. Мы хотим иметь возможность рассматривать вещи множеством различных способов и с множества различных сторон. Мудрость может быть определена как способность одновременно воспринимать различные точки зрения. В этом смысле мы стремимся к таким моделям мира, которые способствуют достижению мудрости.
2.Богатство возможностей выбора
Наряду с этим мы хотим стимулировать те модели мира, которые предоставляют нам множество возможностей выбора. Данный критерий тесно связан с законом необходимой вариабельности из кибернетики, который гласит, что в интерактивной системе определяющим является тот элемент, который обладает наибольшим числом вариаций. Иными словами, мы можем тем лучше влиять на направление системы, частью которой являемся, чем больше возможностей выбора мы воспринимаем и используем. Кроме того, мы придерживаемся той точки зрения, что люди ведут себя деструктивно не потому, что они плохие, а потому, что в данный момент они не могут сделать лучший - и хотя бы немного более реальный и приемлемый — выбор. Если у людей есть больше возможностей выбора, то, как мы полагаем, они будут более конструктивно выстраивать свою жизнь.
3.Экологическое сознание
Еще Бейтсон говорил: всякий, кто уничтожает глобальную систему, вкоторойон живет, уничтожает, в конце концов, самого себя. К сожалению, это предостережение с каждым днем становится все более актуальным. Поэтому мы хотели бы стимулировать те модели мира, которые побуждали бы того, кто принимает важные решения, принимать при этом в расчет:
(а) последствия для глобальной системы, частью которой он является и
(б) последствия в будущем.
ГЛАВА 4. РУССКАЯ МАТРЁШКА
Если мы взглянем на историю НЛП, то увидим, что никогда не существовало его всеобъемлющей теории. Можно перечислить гипотезы и принципы, на основе которых развивалось НЛП, но при этом не существует никакой наглядной теории с основными и вспомогательными тезисами и статистически исследованными процедурами. Впрочем, для Бэндлера и Гриндера это не являлось проблемой. Их собственные мысли — послужившие источником возникновения НЛП — сформировали в достаточной степени организованную основу. Однако у последующих поколений приверженцев НЛП возникла потребность в существовании единой модели. По мере увеличения числа предпочтений и техник, эта потребность возрастала и становилась насущно необходимой. Предпринимались попытки обнаружения плана, с помощью которого можно было бы ориентироваться; карты, с помощью которой можно было бы уверенно чувствовать себя в море техник и предпочтений. Но НЛП не было бы НЛП, если бы не возникла одна единственная общепризнанная обзорная модель, получившая название «Русская матрешка». В приложении А приводится описание еще нескольких других обзорных моделей. Мы не утверждаем, что специалист по НЛП постоянно должен действовать в соответствии с этими моделями. Мы рассказываем о них для того, чтобы помочь читателю/пользователю лучше узнать НЛП и его возможностях.
Шесть обзорных моделей:
1. Русская матрёшка
2. Набор концепций.
3. Модель изменения.
4. Схема потока взаимодействия.
5. Модель из кирпичиков.
6. Рабочее пространство НЛП.