Неконкретное существительное

Мы говорим, что у существительного недостает референтного индекса (по-английски: «lack of referential index») в том случае, если название объекта, места, личной формы глагола или имени собственного заменено в высказывании обобщающим обозначением.

Примеры:

Нарушение: «Люди сильные!» Нарушение: «Они болтают!» Нарушение: «У тебя, как у каждого человека, так мало радости...».
Вызов: «Каких именно людей ты имеешь в виду?». Вызов: «Кто с кем болтает?». Вызов: «У каких именно людей мало радости?».

При групповом обозначении — как и при опущении — мы задаем вопросы, побуждающие к подробному описанию:

«Кто именно?», «Где именно?», «О чем ты говоришь?»,
«Что именно?», «Кого ты имеешь в виду?», «Что именно ты имеешь в виду?».

Неконкретный глагол

Мы говорим о неопределенном или неспецифицированном глаголе в том случае, когда глагол не указывает, о каком действии идет речь, или не описывает однозначно это действие. Это похоже на вариант с недостающей информацией, только в данном случае мы имеем в виду действие вместо лица, места либо чего-либо подобного.

Пример:

Нарушение: «Мы возьмемся за эту операцию!».

Вызов: «Как именно?»,

«Что именно вы собираетесь сделать?»,

«Какие действия вы под этим подразумеваете?».

Номинализация

При номинализации живой, динамичный, протекающий процесс представляется в виде вещи (при помощи имени существительного). Информация относительно направления такого процесса при этом искажается либо вообще опускается.

Пример:

Нарушение: «Решение провалилось (не принято)».

Вызов: «Как это решилось?».

Нарушение: «Мое терпение лопнуло».

Вызов: «Как ты делаешь себя менее терпеливым?».

Нарушение: «НЛП работает превосходно».

Вызов: «Кто в этом случае работает с техниками НЛП, и как он это делает?».

Нарушение: «Наше руководство осуществляется посредством стимулирования».

Вызов: «Какие именно стимулы вы используете?».

Нарушение: «У меня язва желудка».

Вызов: «Как именно протекает воспалительный процесс в твоем желудке?».

Ниже приведен так называемый ключ, при помощи которого вы сможете проверить, является ли определенное имя существительное номинализацией или нет. Представьте себе тачку. Это может быть также тачка гигантских размеров. Вы можете поместить... [в этом месте вставьте имя существительное] в тачку? Если это невозможно — и при этом слово действительно является именем существительным — значит это номинализация. Дом я могу поместить в тачку (гигантских размеров), а вот руководство — нет. Другой способ — задать относительно этого следующий вопрос: Это осязаемо? При номинализации мы задаем вопрос относительно процесса, преобразованного в вещь:

«Как ты...»,
«Как это сделано?»,
«Что произойдет, если...»,
«Что вы...»,
«Что произошло, когда...».

Каждый вопрос, побуждающий говорящего задуматься о живом, динамичном, протекающем во времени процессе, является в данном случае хорошим вызовом.

Универсальные количественные

В английском языке используют так называемые универсальные количественные («universal quantifiers») - слова, обозначающие всеобъемлющие понятия: всё или ничего, везде или нигде, всегда или никогда, все или никто.

Примеры:

Нарушение: «Никто не принимает меня всерьез!».

Вызов: «Абсолютно никто?!».

Нарушение: «Он всегда опаздывает».

Вызов: «Ты не можешь припомнить ни одного случая, когда бы он пришел вовремя?».

При встрече с универсальным количественным мы спрашиваем о противоположном примере.

Это можно сделать двумя различными способами:

(а) Вызов посредством преувеличения.

Есликто-то говорит: «Я никогда не чувствую себя в безопасности», мы спрашиваем изумленным, вызывающим тоном: «Ты хочешь убедить нас в том, что за всю свою жизнь еще ни одной секунды ты не почувствовал себя хоть чуточку в безопасности?!».

(б) Вызов при помощи прямого вопроса о противоположном примере: «Не мог бы ты вспомнить хотя бы об одном мгновении, когда ты чувствовал себя в безопасности?».

Модальные операторы

В метамодели мы различаем:

(а) модальные операторы возможности и

(б) модальные операторы необходимости.

(а) Модальные операторы возможности

При модальных операторах возможности на практике речь всегда идет о выраженной невозможности: не могу, не смею, не слышу, не имею возможности, не имею шанса, не в состоянии, не способен и т. п.

Примеры:

Нарушение: «Я не могу убежать отсюда».

Вызов: «Что же тебе мешает это сделать?».

Нарушение: «Мне не предоставляется шанс пойти учиться!».

Вызов: «Что же мешает тебе пойти учиться?».

Нарушение: «Я не в состоянии измениться».

Вызов: «Что же тебе мешает?»,

Как видно из этих примеров, вызов модального оператора возможности всегда следующий: «Что тебе мешает?». Тем самым то, что зачастую представляется как абсолютно невозможное, сводится к выбору из нескольких возможностей.

Пример:

Нарушение: «Я не могу убежать отсюда».

Вызов: «Что же тебе мешает это сделать?».

Ответ: «Они объявят меня ненормальным».

При этом речь теперь уже больше не идет о невозможности убежать.

Речь идет о выборе: остаться и выглядеть нормальным либо убежать и быть признанным ненормальным...

(б) Модальные операторы необходимости

Второй модальный оператор является оператором необходимости, чаще всего выражаемым такими словами, как должен, обязан, подобает, следует и т. п.

Примеры:

Нарушение: «Это должно быть закончено сегодня вечером».

Вызов: «Что случится, если этого не произойдет?».

Нарушение: «Тебе следует быть добросовестным».

Вызов: «Что произойдет, если ты не будешь добросовестным?».

При модальном операторе необходимости мы задаем вопрос о последствиях, которые наступят для говорящего в том случае, если он не сделает того, что должен:

«Что произойдет, если ты не...»,
«Что случится, если...»,
«Какие будут последствия, если...»,
«Что пойдет не так, если...».

Данные вызовы сводят необходимость, представленную вначале как настоятельную, к возможности выбора с целью избежания определенных нежелательных последствий.

Наши рекомендации