Обязанности руководителя практик от производства
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по организации первой учебной практики
для студентов по направлению подготовки
250400 – Технология лесозаготовительных
и деревоперерабатывающих производств
Воронеж 2013
УДК 674.05+630.81
Методические указания по организации учебной практики для студентов по направлению подготовки 250400 – Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств [Электронный ресурс] / Н.Е. Косиченко, А.О. Сафонов, И. Снегирева С. Н.; Мин. по образованию, ФГБОУ ВПО «ВГЛТА». – Воронеж, 2013. – 56 с. [Электронный ресурс]
Печатается по решению редакционно-издательского совета ВГЛТА
Рецензент: Начальник производства ЗАО деревообрабатывающая фирма
«Гранд» Ненашев С.К.
Общие положения
Важным этапом профессиональной подготовки студентов специальности 250400 – Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств, предусмотренные РОС ВПО и учебным планом специальности является учебная практика.
Практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования, сочетающей теоретические знания с практическими навыками, необходимыми будущему специалисту при решении различных задач, связанных с технологией деревоперерабатывающих производств.
Программы практик разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 940 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования», Кодексом Законов о труде Российской Федерации (в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1), постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 г. № 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием», Уставом ВГЛТА.
Определяя базы практики, кафедра «Древесиноведения» опираются на системную и непрерывную подготовку специалистов, которая тесно связана с предварительным получением специальных знаний передизучением профессиональных дисциплин курса.
В рамках сквозной программы практики студентов учитываются такие виды деятельности будущего специалиста, как организаторская, производственная, исследовательская и проектировочная.
Исходя из этого, заключаются договоры о содружестве в подготовке специалистов с передовыми деревообрабатывающими предприятиямиг. Воронежа.
Учебная практика на 1 курсе проводится в виде экскурсий на деревообрабатывающие предприятия под руководством кафедры древесиноведения.
Задачи практики:
– предварительное получение комплекса новых теоретических знаний и практических навыковпо общетехническим и специальным дисциплинам: электротехнике, подъемно-транспортным механизмам, теплотехнике, древесиноведению, технологии лесопильно-деревообрабатывающих производств, гидротермической обработке и консервированию древесины, оборудованию отрасли;
– сбор материала для выполнения лабораторных работ и курсовых проектов по специальным дисциплинам;
– изучение технологических процессов лесопильно-деревообрабатыва-ющих цехов и цехов сушки пиломатериалов;
– изучение технологического оборудования, деревообрабатывающих станков и инструментов и режимов их работы в лесопильно-деревообраба-тывающих цехах;
– изучение правил техники безопасности при работе на деревообрабатывающих станках.
В результате прохождения практики студенты должны знать:
– технологические процессы производства пиломатериалов и гидротермической обработки древесины различных древесных пород;
– организацию рабочих мест;
– содержание, инструмент и режимы выполнения основных технологических операций;
– конструкции и принципы работы оборудования;
– требования по охране труда, технике безопасности, охране окружающей среды.
В результате прохождения практики студенты должны уметь:
– читать схемы технологических процессов;
– читать чертежи схем и конструкций различных видов оборудования;
– производить выбор инструмента для различных видов оборудования.
Первая учебная практика состоит из трех этапов.
Первый, основной этап – общее знакомство с предприятием, его территорией, размещением производственных участков и вспомогательных служб. С этой целью проводятся экскурсии по основным цехам: складу сырья, лесопильному, складу пиломатериалов, сушки пиломатериалов, деревообрабатывающему, мебельному и другим.
На втором этапе студенты более подробно знакомятся с технологическим процессом конкретного цеха или участка и отражают в отчете следующие сведения:
– виды выпускаемой цехом или участком продукции (назначение, технические требования, объем);
– сырье для изготовления продукции (виды, технические требования, объем, способы доставки в цех);
– структуру цеха или участка, взаимосвязь с другими участками; оборудование цеха или участка (общие сведения о назначении станков и линий, название инструментов и приспособлений);
– технологические операции, выполняемые на отдельных участках.
Третий, заключительный этап – оформление отчета и представление отчета к защите.
При общем знакомстве с предприятием необходимо изучить и представить в отчете:
- строение и определение различных пород древесины и ее основных свойств;
- лесные сортименты: круглые и пилопродукция;
- процессы обработки резанием на деревообрабатывающих станках;
- конструкции дереворежущего инструмента;
- конструкции деревообрабатывающих станков;
- организации инструментального хозяйства и эксплуатации дереворежущего инструмента, а также приобретения практических навыков подготовки инструмента к работе и установки его на станок;
Общее административное руководство практиками осуществляет учебный отдел академии и деканат факультета в соответствии с приказом по академии.
Учебно-методическое руководство осуществляет кафедра древесиноведения, которая совместно с учебным отделом академии определяет базы (места) практики, оформляют договора с ними (с базами практик).
Кафедра в качестве руководителей практики от академии назначает наиболее квалифицированных преподавателей, имеющих опыт работы на подобных базах практики или связанных с базой практики совместной научно-исследовательской или другой работой.
Первая учебная практика включает в себя следующие части:
1.Проведение общего собрания перед практикой, на котором студентов знакомят с программой данной практики, с графиком её проведения, проводят инструктаж по охране труда, о чём студенты обязаны расписаться в журнале учёта проведённого инструктажа. Без прохождения инструктажа студент к практике не допускается.
2. Инструктаж по охране труда на базах практики.
3. Практику в соответствии с программой и графиком.
4. Теоретические занятия (лекции) на предприятиях или в академии, если база практики не работает по субботам.
5. Научно-исследовательскую работу.
6. Экскурсии.
7. Оформление студентом отчёта по практике.
8. Защита студентом отчёта после прибытия с практики в академию.
Материалы по практике студенты излагают в отчётах.
1.1. Обязанности руководителя практик от академии
Руководитель практик от академии:
– согласовывает с руководством базы практики календарный план прохождения студентами практики и график изучения технологического процессана рабочихместах;
– участвует в подготовке приказа о практике по академии;
– готовит задание и на практику;
– участвует в распределении студентов по базам практики и по рабочим местам;
– переводит студента с одного рабочего места на другое в соответствии с графиком прохождения практики и выданным индивидуальным заданием;
– несёт ответственность за качественное прохождение практики и строгое соответствие её программе;
– контролирует обеспечение студентам нормальных условий прохождения практики;
– руководит научно-исследовательской работой студентов;
– консультирует студентов по теоретическим и практическим вопросам, читает лекции, связанные с объектом практики;
– проверяет отчёт о практике и принимает зачёт;
– отчитывается на кафедре о результатах практики;
– готовит предложения по совершенствованию практики.
В случае необходимости руководитель практики может применять меры административного воздействия, вплоть до отстранения от практики, с одновременным сообщением в ВУЗ о происшедшем и принятых мерах
Сортименты»
Целью второго этапа практики является ознакомление студентов с основными видами лесных сортиментов, классификацией их по форме, размерам, способу обработки, а также приобретение навыков по измерению и учету лесных сортиментов и ознакомлению с основными их пороками, определяющими качество.
В ходе второго этапа прохождения учебной практики студент должен:
– ознакомиться с лесными сортиментами: круглыми и пилопродукцией с использованием наглядного материала лаборатории;
– провести измерения размеров круглого леса, установление номинальных размеров, определение объема круглого леса в плотных и складочных м3;
– ознакомиться с основными сортообразующими пороками круглого леса.
– изучить в УОЛ ВГЛТА пилопродукцию, согласно классификации и определения объема обрезных и необрезных пиломатериалов;
– ознакомиться с основными сортообразующими пороками обрезных и необрезных пиломатериалов.
В результате ознакомления с лесными сортиментами, пилопродукцией и проведёнными измерениями в отчёте следует представить (описать) или рассчитать:
- классификацию круглого леса по толщине и длине с указанием градаций, припусков и допусков;
- схемы способов измерения диаметра круглого леса;
- средний диаметр круглого леса, установить номинальный диаметр с учетом градации;
- фактическую длину круглого леса и установить номинальную длину с учетом градации и припусков;
- объем изучаемого круглого леса по номинальным диаметру и длине;
- пороки круглого леса конкретно на измеряемом сортименте;
- классификацию пиломатериалов по форме, толщине, длине и способу обработки с учетом градаций и допусков;
- способ измерения обрезных и необрезных пиломатериалов;
- объем обрезной и не обрезной пилопродукции;
- пороки древесины на изучаемом сортименте.
Перечень примерных тем индивидуального задания по второму этапу практики приведён в прил. 2. Тему от преподавателя студент получает индивидуально.
Библиографический список
Основная литература
1. Зотов, Г. А. Дереворежущий инструмент. Конструкция и эксплуатация [Текст] : учеб.пособие/ Г. А. Зотов. – СПб. : Лань, 2010. – 384 с.
2. Ивановский, В. П. Оборудование отрасли. Паспортизация станков [Текст] : лабораторный практикум / В. П. Ивановский, А. И. Цуриков, Е. В. Недорезова ; М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО «ВГЛТА». – Воронеж, 2010. – 96 с.
3. Косиченко, Н. Е. История анатомии древесины и коры [Текст] : учеб.пособие / Н. Е. Косиченко. - Воронеж: ВГЛТА, 2002. - 76 с. – (продлено)
4. Курьянова, Т.К. Определитель основных древесных пород. Учебн. пособ. [Текст]:/ Т.К. Курьянова, Н.Е. Косиченко, А.Д. Платонов; ВГЛТА. – Воронеж, - 2002. – 69 с. – (продлено)
5. Расев, А.И. Сушка древесины [Электронный ресурс] : рек. УМО по образованию в обл. лесн. дела в качестве учеб. пособия для подготовки студентов вузов / А.И. Расев. – СПб.; М; Краснодар : Лань, 2010 // ЭБС «Лань». – Режим доступа: http: // e.lanbook.com
6. Уголев Б. Н. Древесиноведение и лесное товароведение [Текст] : доп. УМО по образованию в обл. лесн. дела в качестве учеб. для студентов вузов / Б. Н. Уголев; МГУЛ. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М. : МГУЛ, 2007. - 351 с.
Дополнительная литература
7. Амалицкий, В. В. Оборудование отрасли [Текст] : учеб.для вузов / В. В. Амалицкий, В. В. Амалицкий. – М. : МГУЛ, 2006. – 584 с.
8. Курьянова, Т.К. Древесиноведение и лесное товароведение [Текст]: методические указания к проведению лабораторных работ по физическим и механическим свойствам древесины / Курьянова Т.К., Н.Е. Косиченко, И.Н. Вариводина, Снегирева С.Н., ВГЛТА. – Воронеж, 2012.- 39с.
9. Положение об организации и проведении практик в ВГЛТА [Текст] / Н. Н. Харченко, А. С. Черных, М. Л. Шабанов ; М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО «ВГЛТА». – Воронеж, 2011. – 28 с. – электронная версия.
10. Сафонов, А. О. Оборудование отрасли. Паспортизация станков [Текст] : методические указания к выполнению лабораторных работ для студентов специальностей 250403, 220301, 150405 / А. О. Сафонов; М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО «ВГЛТА». – Воронеж, 2009. – 56 с.
Приложение 1
Часть 1
Привести фотографии и их описание для наиболее характерных морфологических признаков побегов, листа, коры ствола и генеративных органов (шишек, плодов, семян) для основных видов древесных пород:
1. Сосна обыкновенная (Pinussylvestris);
2. Сосна веймутова (P.Strobus);
3. Сосна сибирская (кедровая) (P. sibirica);
4. Ель европейская(Piceaalba); и Ель сибирская (P. sibirica);
5. Пихта сибирская (Abiessibirica);
6. Лиственница европейская (Larixdecidua);
7. Лиственница сибирская (L. sibirica);
8. ПсевдотсугаМензиса (Pseudotsugamenziezii);
9. Тис ягодный (Taxusbaccata);
10. Можжевельник обыкновенный (Juniperuscommunis);
11. Бук восточный (Fagusorientalis);
12. Граб обыкновенный (Carpinusbetulus);
13. Береза повислая (Betulapendula);
14. Ольха клейкая (Alnusglutinosa);
15. Орех грецкий (Zuglahszegia);
16. Платан восточный (Platanusorietalis);
17. Липа мелколистная;
18. Клен (Acer);
19. Клен остролистный (Acerplatanoides);
20. Кленполевой (Acer Campestre);
21. Груша (Pyrus communis);
22. Яблонялетняя (Malus sulvestris);
23. Рябинаобыкновенная (Sorbus aucuparia);
24. Осина (Populus tremula);
25. ТопольчерныйКлен (Populus nigra);
26. Ива (Salix);
27. ИваБелая (Salix alba);
28. Иваломкая (Salix fragilis);
29. Акациябелая(Robinia psecudcacacia);
30. Шелковица (Morus);
31. Шелковицабелая (Morus alba);
32. Шелковицачерная (Morus nigra);
33. Каштанпосевной(Castanea sativa);
34. Дубчерешчатый(Quercus robus);
35. Ясеньобыкновенный (Fraxinus excelsior);
36. Бархатамурский (Phellodendron amurense);
37. Вязгладкий (Ulmus laevis);
38. Ильмгорный (Ulmus scabra);
39. Берест(Ulmusscarbra).
Часть 2
При дальнейшем обучении на 2 курсе при изучении дисциплины «Древесиноведение. Лесное товароведение» студенты должны уметь распознавать древесину основных промышленных пород.
Необходимость уметь определять древесину различных пород, вызвана тем, что каждая порода обладает только ей присущим комплексом физических, механических, химических и других свойств, обуславливающих то или иное применение древесины.
Поэтому очень важно, чтобы при прохождении практики на УОЛ ВГЛТА студенты ознакомились со строением древесины различных групп пород, научились распознавать главные разрезы ствола и макроэлементы строением древесины на разрезах, что необходимо при идентификации древесных пород.
Полученные студентами знания и навыки на практике будет способствовать более глубокому и творческому изучению дисциплины.
1. Главные разрезы ствола
Ствол дерева изучают на трех главных разрезах: поперечном (торцевом) и двух продольных: радиальном и тангенциальном (рис. П.1.1)
Рис. П.1.1. Основные части ствола и главные разрезы: П – поперечный; Р – радиальный;
Т - тангенциальный
Поперечный (торцевой) разрез образован полностью проходящей перпендикулярно к продольной оси ствола.
Плоскость продольного радиального разреза проходит по разрезу торца, через сердцевину вдоль продольной оси ствола.
Плоскость продольного тангенциального разреза проходит на некотором расстоянии от сердцевины, параллельно продольной оси ствола, по касательным к окружностям, образованным слоями годичного прироста.
2. Основные макроскопические элементы строения древесины
На главных разрезах ствола определяются макроэлементы строения древесины, которые имеют своеобразный вид и расположение, используемые в качестве признаков для идентификации древесины различных пород.
Все макроэлементы и признаки древесины разделяются на основные и вспомогательные.
К основным макроэлементам относятся: годичные слои, ядро и заболонь, спелая древесина, сердцевинные лучи, сосуды, смоляные ходы.
К вспомогательным признакам относятся:
2.1. Годичные слои – прирост древесины за один вегетационный период. Состоит из ранней, внутренней расположенной ближе к сердцевине и поздней наружной части годичного слоя. Ранняя древесина более светлая, поздняя более темная.
На поперечном разрезе годичные слои видны в виде концентрических колец более или менее правильной формы.
На радиальном разрезе годичные слои видны в виде продольных линий, более светлых и темных.
На тангенциальном разрезе годичные слои в видны виде извилистых, V - образных полосах.
Вид годичных слоев на главных разделах приставлен на рис. П.1.2.
Рис. П.1.2. Вид годичных слоев на главных разрезах: ранняя (светлая) и поздняя (темная) древесина годичных слоев на поперечном П, радиальном Р и тангенциальном Т разрезах
2.2. Ядро-темноокрашенная часть ствола (рис. П.1.1)
2.3. Заболонь периферическая светлоокрашенная часть ствола.
2.4. Спелая древесина – центральная часть некоторых пород, имеющая более низкую влажность, чем периферическая в растущем дереве.
Породы имеющие ядро называются ядровые породы, у которых нет ядра, называются безъядровами и делятся на заболонные и спелодревесные.
Заболонные породы те, у которых окраска и содержание влаги одинаковые по всему сечению.
Спелодревесные породы имеют влажность центральной части ствола ниже, чем периферийной, а окраска древесины однотонная.
2.5. Сердцевинные лучи на поперечном разрезе ствола видны в виде светлых, часто блестящих, расходящихся по разделам линий.
2.6. Сосуды – система тонкостенных продольных элементов, присущих только древесине лиственных пород.
Сосуды подразделяются на крупные, легко видимые невооруженным глазом, и мелкие не видимы без микроскопа.
По наличию и расположению сосудов лиственные породы делятся на кольцесосудистые и рассеяннососудистые.
Кольцесосудистые породы с кольцом крупных сосудов в ранней зоне, в поздней зоне расположены мелкие сосуды с различной группировкой (радиальной, тангенциальной, беспорядочной и т.п.).
Рассеяннососудистые породы имеют мелкие сосуды (кроме ореха грецкого, хурмы), которые расположены в горизонтальном слое более или менее равномерно.
2.7. Смоляные ходы (видимые вертикальные) – каналы, заполненные смолой только в древесине некоторых хвойных пород.
На поперечном разрезе, в поздней зоне годичного слоя видны в виде светлых точек и черточек. В ранней зоне - в виде желтых пятен, окрашенных смолой.
На наличие смоляных ходов указывают смоляные кармашки (трещины между годичными слоями, заполненные смолой).
3. Группы древесных пород
На основании наличия признаков макроскопического строения древесины породы делятся на три группы.
На схеме приведены основные признаки для каждой группы пород.
Рис. П.1.3. Основные признаки групп древесных пород
Индивидуальные задания для студентов по первому этапу практики.
«Древесиноведение»
Вариант № 1
Определить, к какой группе древесных пород (хвойные, лиственные рассеяннососудистые или лиственные кольцесосудистые) относится образец древесины, если он имеет следующие признаки:
- Годичные слои мало заметны;
- Сердцевинные лучи хорошо видны на радиальном разрезе;
- Сосуды не видны.
Вариант № 2
Определить, к какой группе древесных пород (хвойные, лиственные рассеяннососудистые или лиственные кольцесосудистые) относится образец древесины, если он имеет следующие признаки:
- Годичные хорошо видны на всех разрезах;
- Сердцевинные лучи очень узкие, простым глазом не видны;
- Сосуды отсутствуют.
Вариант № 3
Определить, к какой группе древесных пород (хвойные, лиственные рассеяннососудистые или лиственные кольцесосудистые) относится образец древесины, если он имеет следующие признаки:
- Годичные слои хорошо заметны;
- Сердцевинные лучи хорошо видны на всех разрезах;
- Имеются крупные сосуды в ранней зоне годичного слоя.
Вариант № 4
Определить, к какой группе древесных пород (хвойные, лиственные рассеяннососудистые или лиственные кольцесосудистые) относится образец древесины, если он имеет следующие признаки:
- Годичные слои мало заметны;
- Сердцевинные лучи хорошо видны на радиальном разрезе;
- Сосуды не видны.
Вариант № 5
Определить, к какой группе древесных пород (хвойные, лиственные рассеяннососудистые или лиственные кольцесосудистые) относится образец древесины, если он имеет следующие признаки:
- Годичные хорошо видны на всех разрезах;
- Сердцевинные лучи очень узкие, простым глазом не видны;
- Сосуды отсутствуют.
Вариант № 6
Определить, к какой группе древесных пород (хвойные, лиственные рассеяннососудистые или лиственные кольцесосудистые) относится образец древесины, если он имеет следующие признаки:
- Годичные слои мало заметны;
- Сердцевинные лучи хорошо видны на радиальном разрезе;
- Сосуды не видны.
Вариант № 7
Определить, к какой группе древесных пород (хвойные, лиственные рассеяннососудистые или лиственные кольцесосудистые) относится образец древесины, если он имеет следующие признаки:
- Годичные слои хорошо заметны;
- Сердцевинные лучи хорошо видны на всех разрезах;
- Имеются крупные сосуды в ранней зоне годичного слоя.
Вариант № 8
Определить, к какой группе древесных пород (хвойные, лиственные рассеяннососудистые или лиственные кольцесосудистые) относится образец древесины, если он имеет следующие признаки:
- Годичные слои мало заметны;
- Сердцевинные лучи хорошо видны на радиальном разрезе;
- Сосуды не видны.
Вариант № 9
Определить, к какой группе древесных пород (хвойные, лиственные рассеяннососудистые или лиственные кольцесосудистые) относится образец древесины, если он имеет следующие признаки:
- Годичные хорошо видны на всех разрезах;
- Сердцевинные лучи очень узкие, простым глазом не видны;
- Сосуды отсутствуют.
Вариант № 10
Определить, к какой группе древесных пород (хвойные, лиственные рассеяннососудистые или лиственные кольцесосудистые) относится образец древесины, если он имеет следующие признаки:
- Годичные слои мало заметны;
- Сердцевинные лучи хорошо видны на радиальном разрезе;
- Сосуды не видны.
Приложение 2
Лесное товароведение
Лесной сортимент, такой вид продукции из древесины, который получается путем не сложной механической обработки, является единым целым без каких либо соединений, и у которого полностью сохраняется химическая и физическая структура древесины.
К основным лесным сортиментам – лесоматериалам относятся круглые лесоматериалы и пиленые лесоматериалы.
Круглые лесоматериалы получают поперечным делением хлыста (хлыст – срубленное дерево, очищенное от ветвей и сучьев) на отрезки, имеющие округлую форму сечения.
Пиленные лесоматериалы, или пилопродукцию, получают продольным пилением или фрезерованием пиловочника (круглого лесоматериала) и последующим поперечным раскроем материала.
Круглые лесоматериалы
При распиловке хлыстов получают круглые сортименты в виде бревен, кряжа и балансов. Бревна называются сортименты, предназначенные для выработки пиломатериалов общего назначения или для использования в круглом виде. Кряжи - круглые толстые сортименты идущие на выработку специальных видов лесной продукции (авиационные, фанерные). Балансы – это круглые (или колотые) сортименты, предназначенные для выработки на целлюлозу и древесную массу.
По толщине (диаметру верхнего торца) круглые лесоматериалы делятся на мелкие – толщиной от 6 до 13 см, средние – от 14 до 24 см, крупные 26 см и более.
Градация (разница двух смежных размеров) для мелкого леса 1 см, для средних и крупных 2 см.
Длина лесоматериалов зависит от их назначения и колеблется в широких пределах от 0,5 до 17 м. Короткие круглые сортименты – длиной до 2 м, длине 2 м и более.
Наиболее распространенные длины в диапазоне 4-6,5 м.
Припуски по длине у круглых лесоматериалов должны составлять от 3 до 5 см.
По длине балансов допуск ±2 см.
Припуск – положительная величина, свыше номинального размера.
По качеству круглый лес делится на три сорта: 1, 2 и 3 в зависимости от норм допускаемых пороков.
В стандартах на круглые лесоматериалов находят отражение следующие технические требования к сортиментам: порода древесины, размеры, допуски и припуски к номинальным размерам, сорта, степень обработки. Кроме того, в стандартах регламентируются правила маркировки, обмера, учета, приемки и хранения лесоматериалов.
Выбор породы зависит от его назначения, требуемых свойств древесины (прочности, обрабатываемости, пропитываемости, биостойкости и др.), запасов древесины и др. Например, в качестве сырья для выработки целлюлозы сульфитным способом используют древесину только малосмолистых пород ели и пихты; для изготовления карандашной дощечки применяют мягкую древесину кедра или липы, обладающих хорошими "очиночными" свойствами. Прочную и биостойкую древесину дуба можно было бы применять для выработки очень многих сортиментов, однако из-за сравнительно небольших запасов ее используют преимущественно для изготовления облицовочного материала - строганого шпона и некоторых других видов продукции. В стандартах предусмотрены ограничения использования древесины бука, кедра и других ценных пород, что способствует их экономии.
При установлении размеров, т.е. геометрических параметров, сортиментов исходят из их назначения, технических и экономических соображений. Например, длина такого вида пилопродукции, как шпалы, определяется их назначением и должна соответствовать ширине железнодорожной колеи. Диаметр и длина круглых лесоматериалов, используемых для крепления горных выработок - рудничных стоек, назначается в соответствии с техническими расчетами на прочность и жесткость. Длина круглых сортиментов, подвергающихся последующему лущению и строганию, зависит от конструктивных особенностей оборудования. Минимальный диаметр круглых лесоматериалов для выработки пиломатериалов общего назначения 14 см установлен из соображений рационального использования сырья и удовлетворения требований лесопильного производства.
Круглые деловые лесоматериалы различного назначения. Сортименты, подлежащие распиловке, предназначены в основном для выработки пиломатериалов, заготовок, шпал и др.
Для выработки большинства видов пиломатериалов могут быть использованы круглые неокоренные лесоматериалы как хвойных, так и лиственных пород. Однако, некоторые виды пиломатериалов, предназначенных для специальных целей, изготовляются только из хвойных круглых сортиментов.
Требования к круглым лесоматериалам, предназначенным для получения пиломатериалов (и частично заготовок), для выработки шпал и переводных брусьев приведены в ГОСТ 9463-88 и ГОСТ 9462-88.
Круглые лесоматериалы, предназначенные для лущения, поставляются в виде кряжей и чураков лиственных и хвойных пород. Для изготовления фанеры используется шпон преимущественно из березы, а для спичечной соломки – в основном из осины. Для фанерного и спичечного кряжей установлены дополнительные к общесортовым требования в отношении качества периферической зоны, подвергаемой лущению.
Круглые лесоматериалы, предназначенные для строгания, используют с целью получения строганного шпона для декоративной отделки изделий из древесины, фанеры, древесных плит и т.д. Породы, из которых заготовляют кряжи, должны иметь древесину с выразительной текстурой и красивым цветом. Поэтому для указанных целей используют преимущественно лиственные породы (дуб, бук, ясень и др), а также некоторые хвойные породы (лиственница, сосна, кедр).
Круглые лесоматериалы (балансы), предназначенные для получения целлюлозы и древесной массы, заготавливают преимущественно из хвойных (ель, пихта, сосна, лиственница, кедр), а также из лиственных пород (береза, осина, тополь, ольха).
Некоторые лесоматериалы применяют в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве в круглом виде (мачты судов, сваи гидротехнических сооружений и элементов мостов, опоры линий электропередач, для строительства, рудничная стойка, для вспомогательных и временных построек). Для этой цели используют главным образом сортименты из древесины хвойных пород.
Наибольшее значение имеет рудничная стойка, на изготовление которой ежегодно расходуется большое количество древесины.
Рудничная стойка предназначена для крепления подземных горных выработок; используется в каменноугольной, сланцедобывающей и горнорудной промышленности. Изготавливают из древесины сосны, ели, лиственницы, кедра и реже пихты. Ценным качеством древесины сосны и ели является их способность при усилении давления на крепь издавать предупреждающий треск. Техн. требования в ГОСТ 616-83.
Были разработаны отдельные госты на экспортные круглые л/м. ГОСТ 22298-76 Э, ГОСТ 22297-76 Э.
Технологическое сырье.К круглым л/м относится также технологическое сырье для ряда производств, заготовляемое из низкокачественной древесины (дровяная древесина, предназначенная для использования при производстве древесных плит, гидролизе и др. целей)
Пиломатериалы, виды и учет
По форме пиломатериалы делятся на доски – если их ширина вдвое больше толщины ( рис. П.2.1, г, д, е, ж), бруски – если ширина меньше двойной толщины (рис. П.2.1, з). Виды пиломатериалов представлены на рис. П.2.1
Рис. П.2.1. Виды пилопродукции: брусья: а – двухкантный, б - трехкантный, в – четырехкантный; доски: г – необрезная, д – чисто обрезная, е – обрезная с тупым обзолом, ж – обрезная с острым обзолом, з – брусок; и – обапол горбыльный; к – обапол дощатый; л – шпала необрезная; м – шпала обрезная
Толщина досок и брусков не более 100 мм. Брусья – если ширина и толщина более 100 мм (рис. П.2.1, а, б, в). По числу пропиленных сторон брусья могут быть двухкантные, трехкантные и четырехкантные.
В пиломатериалах продольная широкая сторона называется пластью, узкая – кромка, а линия пересечения пласти и кромки ребро.
Пласть пиломатериала, обращенная к периферии бревна, называется наружной, а к сердцевине бревна – внутренней.
Пиломатериалы по способу обработки бывают необрезные, у которых кромки не пропилены (рис. П.2.1, г) и обрезные, у которых пропилены все четыре стороны (рис. П.2.1, д) или же на кромках в допустимых размерах сохранилась часть коры – обзол. Обзол может быть тупым (рис. П.2.1, е) или острым (рис. П.2.1, ж).
Ширина обрезных хвойных пиломатериалов находится в диапазоне 75 – 275 мм.
У лиственных обрезных пиломатериалов ширина может быть от 60 до 100 мм с градацией 10 мм, а также 130, 150, 180 и 200 мм.
Ширина необрезных и односторонне обрезных пиломатериалов определяют как полусумму ширины двух пластей, измеренных по средине длины сортимента, округляя результат до 10 мм.
Пиломатериалы хвойных пород изготавливают длиной от 1 до 6,5 м с градацией 0,25 м.
Пиломатериалы лиственные короткие, длиной от 0,5 до 0,9 м; средние от 1 до 1,9 м и длинные от 2 до 6,5 м. Градация по длине 0,1 м и для мягких лиственных пород 0,25 м.
Придельные отклонения (в мм) не должны превышать по длине +50 и -25; по толщине для тонких ± 1,0, а для толстых ±2,0 (у хвойных брусьев ±3,0); по ширине обрезные ±2,0 или ±3,0, если ширина пиломатериалов соответственно меньше или больше 100 мм.
В зависимости от качества древесины для хвойных пиломатериалов установлено 5 сортов, для брусьев – 4 сорта. Улиственных установлены три сорта 1-й, 2-й 3-й.
Приложение 3
Заточное хозяйство
Заточка инструментов проводится на универсальных и специализированных станках:
ТчПР, ТчПБ, ТчФА, ТчПА и других, кругами из абразивных материалов. Абразивные материалы делятся на природные и искусственные. Природные - кврц, наждак, кремень, графит, корунд (кристаллическая окись алюминия при низком содержании вредных примесей типа железа) →92Е.
Искусственные материалы: стекло марки 71 F, искусственный кремень (81 Кр), электрокорунд нормальный, электрокорунд марок 16А, 15А, 14А и 13А содержит 5-10 %сопутствующих примесей. Его получают плавкой боксита или алюминиевой руды. Электрокорунд белый марок 25А, 24А, 23А получают плавкой или кристаллизацией технического глинозема. Он лучше по своим шлифующим свойствам. Ему уступают розовый, коричневый и синий.
Легированный электрокорунд марки 38А еще называют циркониевым.
Хромистый электрокорунд марок 32А, 33А 34А - это твердый раствор небольшого количества окислов металлов в корунде, улучшающих свойства металла.
Карбид кремния - это химическое соединение кремния и углерода. Его получают в электропечах их кварцевого и углеродистого сырья. В зависимости от цвета основной массы кристаллов различают зеленый - 64С, 63С и черные 55С, 54С, 53С, 52С, черный считают более прочным, но шлифовальное свойство выше у зеленого.
Карбид бора (кб) марки В4С получают из углеродистого сырья и борной кислоты в электрических печах.
Технический алмаз может быть природным (А1...А8) и искусственным (синтетическим, алмаз состоит из чистого кристаллического углерода, соединившего небольшое количество химических элементов: алюминий (А1), кремний (Si), кальций (Са), магний (Mg), который придает окраску. По мере нарастания прочности бывают марки АС-2, АС-4, АС-6, АС-16, АС-32. Твердость алмаза в три раза выше карбида кремния, но он более хрупкий. Теплостойкость до 100 % С, а при более высоких температурах он превращается в графит.
Кубический нитрид бора (КНБ) получают из гексонального нитрида бора при больших давлениях. Фирменное название эльбор. Бывает нормальный (ЛО), повышенной прочности (ЛП), дробленный (ЛД). Кубонит (К) и Гексонит (Г).
Шлифовальными материалами являются:
- шлиф зерно: 2000-160
- шлиф порошки: 125-40
- микрошлиф порошки: 63-14
- тонкие микрошлиф порошки: 10-3
Размер шлиф материалов характеризуется зернистостью. Зернистость бывает высокая (В), повышенная (П), низкая (Н) и довольно низкая (Д). Содержание основной фракции в В — более 55 процентов П — не менее 40...55 процентов Н - 40.. .45 процентов Д - 39.. .40 процентов
Абразивные материалы делятся по убыванию своей абразивной способности; электрокорунд, карбид, карбид кремния, эльбор, алмаз.
Чем меньше номер зернистости, тем меньше шероховатость обрабатываемой поверхности.
Зерна соединяются между собой с помощью связки. Она бывает следующих видов:
1. Керамическая (К)
2. Бакелитовая (В)
3. Вулканитовая (В)
4. Металлическая (Ml - 80-% меди и 20 % олова, М2)
5. Мездровый и синтетический клей.
Твердость образованного инструмента характеризует способность связки удерживать образованные зерна от выкрашивания под действием внешних сил. Абразивные материалы и инструменты по твердости классифицируются:
- мягкие Ml, М2, МЗ
- средне-мягкие - СМ1, СМ2
- средние