Последовательность (этапы) выполнения творческого проекта.
1. Постановка проблемы.
Учитель ставит перед учащимися проблему; предлагает банк проектов; раскрывает требования к проектам, технологию их выполнения и критерии оценивания.
2. Исследование, заимствование идей.
Опираясь на собственные знания и анализируя источники информации (банк данных и предложений, книги, журналы, газеты, теле-видео-радиоинформацию, рекламные буклеты, справочники и др.), учащиеся исследуют потребности в определенных изделиях и услугах для дома, школы, организации досуга, производства, сферы обслуживания и т.д.; проводят мини-маркетинговые исследования.
3. Обоснование темы проекта.
Определение темы проекта. Анализ предстоящей деятельности - составление “опорной схемы размышления” (схематичное изображения составляющих творческого проекта).
4. Исследование объекта проектирования.
Исследование истории проекта, конспектирование. Художественное моделирование: выполнение набросков, эскизное проектирование (эскизы альтернативных моделей изделий), изготовление наглядных рисунков, чертежей. Дизайн - анализ, определение достоинств и недостатков альтернативных моделей и вариантов.
5. Развитие идей.
Анализ и синтез лучших идей. Выбор и развитие из многих вариантов наиболее подходящего решения (модели). Разработка рабочего эскиза модели с описанием. Детальное исследование и оценка возможностей (интеллектуальных, материальных, финансовых):
- выбор материалов, инструментов, оборудования;
- предварительные экономические расчеты себестоимости;
- мини-маркетинговые исследования (если изделие производится с целью реализации);
- экологические ограничения и достоинства проекта, безопасность труда и т.п.
Конструирование, техническое моделирование, изготовление выкроек.
6. Планирование.
Разработка рациональной технологии изготовления с учетом требований дизайна. Уточнение и построение четких планов. Определение критериев контроля. Разработка технологических карт.
7. Организация и технология изготовления изделия.
Организация рабочего места. Раскладка, раскрой, технологическая обработка изделия. Текущий самоконтроль и корректировка своей деятельности. Рассмотрение дизайна в качестве улучшения проекта в процессе обработки, примерок.
8. Эколого - экономическое обоснование.
Проведение экологической экспертизы изделия. Подсчет себестоимости изготовленного изделия, предполагаемых прибыли и сроков окупаемости. Разработка (при необходимости) бизнес-плана, рекламы, товарного знака изделия (услуги). Выбор рынка для реализации проекта.
Возможные идеи дальнейшего совершенствования.
9. Подведение итогов.
Подготовка документации к защите.
Самооценка проекта (достоинства и недостатка, самооценка результатов). Перспективы производства.
10. Защита проекта.
Доклад и демонстрация; ответы на вопросы.
Создание банка проектов.
Перед тем как приступить к преподаванию темы проектов надо по возможности учесть все возможные варианты интересов учащихся, согласовать их с ресурсами мастерской и возможностями учителя. Хорошая помощь в систематизации всех необходимых знаний может быть построена через формирование банка проектов.
Следует обратить внимание на то, что создание банка проектов, в основном, направлен на повышение интеллектуализации трудового образования, на стимулирование любознательности, на установление межпредметных связей. Именно поэтому ожидаемое выполнение проектов вносит интегративный характер, включающий материализацию идей и предложений.
Творческие проекты могут выполняться для дома, школы, досуга, в виде заказов предприятий (фирм).
Основными направлениями творческих проектов, представленных в банке проектов, могут быть:
1. Интеллектуальные. Описание модернизированных, оригинальных новых технологий обработки материалов, продуктов; программы для ЭВМ; дизайнерские обработки учебных, жилых и производственных помещений и т.п.
2. Материальные.Изготовление инструментов, приспособлений, бытовых устройств, средств малой механизации и автоматизации,
учебно - наглядных пособий.
3. Экологические. Очистка загрязненных производственных помещений, лесных и лесохозяйственных угодий, водоемов; сбор и использование вторичного сырья для изготовления объектов труда учащимися.
4. Сервисные.Сбор, оформление и представление информации; обслуживание и ремонт оборудования; ремонт и благоустройство жилья.
5. Комплексные. Включающие интеллектуальные, материальные, экологические и сервисные составляющие.