Дидактическая познавательная игра на уроках технологии
Игра таит в себе огромные потенциальные возможности для развития детей. Через игру на уроках труда может происходить психологическая подготовка учащихся к будущему труду, воспитание любви к работе, формирование интереса детей к технике.
Дидактическая игра как метод обучения имеет свои отличительные особенности. С одной стороны, в ее сущности – игре – заложено игровое действие, с помощью которого формируются определенные качества личности: внимание, наблюдательность, память, развивается мышление, проявляются творческие наклонности школьника, самостоятельность, инициатива. С другой – игра на уроке решает определенную дидактическую задачу: изучение нового материала, повторение и закрепление пройденного, формирование трудовых умений и навыков, использование знаний на практике.
Дидактическая игра стимулирует познавательную деятельность учащихся, вызывая положительные эмоции по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Поэтому руководство игровой деятельностью должно включать заботу о том, чтобы дети получили максимум радости, наслаждения. Внимание школьников направлено, прежде всего, на игровое действие. При этом к процессам запоминания, осмысления подключаются глубокие переживания личности, которые делают процессы интенсивно протекающими и оттого более результативными, и обучение происходит без особых усилий при большом эмоциональном подъеме. Эффективность использования дидактических игр зависит от ряда педагогических условий:
1. соответствие игры дидактическим целям урока.
2. разнообразие игр по содержанию и формам проведения.
3. активная творческая позиция каждого участника в игре.
4. доступность и привлекательность игры для детей.
5. эмоциональность игры.
Исходя из содержания программного материала, педагог продумывает различные по содержанию дидактические игры: это игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования. Затем учитель определяет место игровой ситуации в структуре урока, методику ее проведения. Условия игры должны быть понятны и доступны детям, а цель – привлекательной для них, только в этом случае можно достичь активной позиции каждого играющего, вызвать хорошее настроение у детей, удовлетворение от удачного ответа. Немаловажное значение имеет и внешнее оформление, оно должно быть красочным и разнообразным в зависимости от содержания игры. Особую педагогическую нагрузку несет элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Соревнование содействует четкому соблюдению правил игры, выработке самоконтроля у учащихся.
В содержании игр учитель старается отразить мир современной техники. В игровом действии (особенно в ролевой игре) воссоздать те отношения, которые складываются между взрослыми.
Чтобы придать более привлекательную, эмоциональную окраску трудовой деятельности, учитель организует в классе «конструкторское бюро», и сам руководит им. Для 3 класса самое трудное в моделировании объемного сувенира – правильно сделать разметку. И вот ее делают уже не ученики, а конструкторы: они берут тонко отточенный карандаш, проводят четкие линии, ведут расчет.
- Итак, нужно провести окружность и вырезать круг. А почему нельзя вырезать окружность?- спрашивает руководитель конструкторского бюро – педагог.
Пришлось вспомнить, что «у круга есть одна подруга, известна всем ее наружность, она идет по краю круга и называется окружностью».
Эта веселая присказка не нарушает деловой атмосферы КБ: отвлекаться некогда, иначе сделаешь работу небрежно. А аккуратность – непременное качество конструктора. Из конструкторского бюро ученики переходят в цех завода, где трудятся рабочие. Они вырезают из заготовки зубчики. Мастер участка – учитель предлагает рабочим – ученикам придумать способ, сокращающий время на эту операцию. И вот вносится предложение: сначала вырезать зубчики с одной стороны, затем с другой. К концу смены – урока рабочие поощряются медалями.
В такой ролевой игре на первое место выступают качества тех людей, которых изображают ученики. И подражая рабочим, школьники стремятся выполнить свою работу на «хорошо» и «отлично». Поэтому в каждой игровой ситуации важно найти такие моменты, которые развивали бы у детей точность, сообразительность, инициативу, ответственность.
Так, создавая аппликацию автомобиля из геометрических фигур, второклассники превращаются в закройщиков. Им надо определить последовательность выполнения работы, рассчитать необходимое количество геометрических фигур для изделия, суметь их экономно вырезать из бумаги. Работу одного закройщика директора фабрики – учитель признал нерациональной: неэкономно расходует материал, много бумаги уходит в отбросы. На это педагог обращает внимание класса.
- Бумагу, из которой можно было вырезать фары для автомобиля, номера машины, ты выбрасываешь. Значит, зря рубили деревья в лесу, зря стояли рабочие у станка…
-Технологи, - обращается директор к учащимся, разложите еще раз фигурки, проверьте, экономно ли вы расходуете материал.
Так у детей формируется умение планировать свою работу, чувство ответственности и бережливости к народному добру.