Применение частично-поискового метода на уроке технологии
При этом методе ученику не дается готового ответа, часть вопросов ему приходится решать самостоятельно. Открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не учителем, при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий. Область применения – выполнение изделия по шаблонам, которых дано больше или меньше, чем нужно, работа по технологической карте с неполными данными, задание на определение последовательности технологических операций и т.д.
Исследовательский методшироко применялся в опыте отечественной школы в 20-е гг. Он используется как наиболее совершенное средство обобщения знаний, но главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни.
Значение исследовательского метода раскрывается через его функции. Он обеспечивает овладение методами научного познания, формирует черты творческой деятельности, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, дает полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания.
Таким образом, сущность исследовательского метода следует определить как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуется проявить в ходе решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой деятельности.
Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки — значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации.
Этот метод приближает деятельность учащихся к научному поиску, умению сравнивать, анализировать. Такой урок организуется учителем путем постановки перед учащимися теоретических и практических исследовательских заданий имеющие высокий уровень проблемности. Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия. По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и модулирование.
Лекции 5-6 . Современные требования к урокам технологии в начальных классах.
Подготовка учителя начальных классов к урокам технологии, составление планов-конспектов
Содержание образования становится достоянием личности только в процессе ее собственной активной деятельности. Эта деятельность, осуществляемая на основе определенных приемов, должна быть рационально организована, вместиться в те или иные организационные формы форма вообще есть способ организации того или иного процесса или предмета, определяющей его внутреннюю структуру и внешние связи. Применительно к процессу обучения, это способ, характер взаимодействия педагога и учащегося, учащихся между собой, учащегося с изучаемым материалом (индивидуальное, коллективное, классно-урочное, дополняется экскурсиями, играми, домашней работой, кружки, конкурсы, олимпиады, выставки, смотры.
Под уроком «Технология» понимается занятие, на котором учащиеся, объединенные в группу (класс), под руководством учителя или самостоятельно овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками. Каждый урок представляет собой составную часть, ступень или звено в учебном процессе. Вместе с тем, урок – это относительно самостоятельный и логически завершенный этап ан пути овладения учащимися ЗУН.
В каждом конкретном случае учитель должен руководствоваться рядом особенностей в развитии личности ребенка - интенсивным формированием их мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, оценочных суждений, самосознания, отношения к себе, товарищам и коллективу в целом, волевых качеств. Знание особенностей психического развития и умелое их использование помогают учителю правильно и более эффективно осуществлять воспитательную работу с учащимися, как на уроках, так и во внеурочное время.
В отличие от других общеобразовательных предметов, уроки трудового обучения используются для организации не только учебной, но и созидательной деятельности учащихся. Нередко в этом случае говорят об учебно-трудовой или познавательно-трудовой деятельности, что является неточным: ведь учебная деятельность – это тоже трудовая деятельность по добыванию знаний, формированию умений. Когда же речь идет об учебной и созидательной деятельности, то становится ясным, что труд учащихся является не только учебным, но и общественно полезным, производительным.
Процесс трудового обучения используется для формирования у учащихся умений и навыков и усвоения ими соответствующих знаний. При этом должно обеспечиваться тесное единство обучения и воспитания. Формирование умений и навыков, усвоение знаний осуществляется на основе требований дидактики (теории обучения), которые в свою очередь, базируются на определенных психологических закономерностях.
В психологической и педагогической литературе по-разному определяются понятия – «умение», «навык», «знание». Однако, если проанализировать различные определения данных понятий, то оказывается, что они часто дополняют друг друга, указывая на следующие стороны и особенности умений и навыков: содержание умений и навыков как психических процессов; условия образований умений и навыков и особая роль упражнений; уровень развития умения или навыка; роль знаний в процессе формирований умений и навыков; психологическая структура умений и навыков; роль сознания и характер мыслительных процессов в их формировании и функционировании; функции, отводимые в деятельности умениям и навыкам.
Под формированием умения мы понимаем процесс подготовки учащихся к быстрому, точному и осмысленному выполнению определенного действия (совокупности действий). Этот процесс включает в себя активную деятельность самих учащихся (наблюдение, упражнения, самоконтроль и т.п.), направляемую учителем (объяснение, показ, исправление ошибок и т.д.).
Под формированием навыка мы понимаем сложный процесс закрепления и совершенствования умений, приводящих к тому, что ученик может автоматизировано выполнять определенные действия.
Под усвоением знаний мы понимаем процесс получения (самостоятельно и с помощью учителя), закрепления и применения научных понятий, факторов и других подобных сведений.
Приведенные выше определения понятия являются относительными, так как очень часто формирование умения – это процесс закрепления ряда навыков; приобретенные конкретные умения и навыки нередко составляют основу для формирования нового, более сложного умения или навыка. Иначе говоря, между понятиями (и, конечно, самими процессами) «умение» и «навык» существуют диалектические взаимосвязи, а формирование умений и навыков должно осуществляться на базе соответствующих знаний.
Научно установлены следующие основные условия успешного формирования умений и навыков, которые являются общими для всех их видов:
1) определенность задачи, понимание цели и способов ее достижения,
2) наличие у учащихся необходимых знаний,
3) соответствие методов обучения особенностям формируемых умений и навыков,
4) эффективность инструктажа,
5) достаточное количество упражнений,
6) своевременность и объективность оценок деятельности учащихся и знание ими результатов упражнений,
7) активный характер деятельности учащихся.
На уроках технологии учитель систематически излагает учебный материал, организует восприятие этого материала и практическую деятельность учащихся по применению, усвоению и закреплению технологических знаний, по формированию практических умений и навыков.
Урок технологии имеет свои особенности. К ним предъявляются особые требования.
1. Простановка четких учебно-воспитательных целей, которые должны быть достигнуты в результате проведения урока. По достижению целей урока судят об его эффективности.
2. Правильный подбор материала для урока, каждой его части исходя из целей, темы, уровня подготовленности учащихся.
1. Основная масса времени (не менее 30 мин) – это практическая работа;
2. Полезность изготавливаемого изделия;
3. Работа режущим инструментом – строгое соблюдение правил ТБ.
4. Выбор наиболее целесообразных форм, методов и приемов обучения.
5. Организационная четкость (время, рабочее место культуры труда.
6. Обратная связь на каждом этапе урока.
7. Межпредметные связи
Основные блоки, которые так или иначе всегда присутствуют на уроке.
1. организация урока
2. мотивация учебной деятельности
3. подготовка учащихся к практической работе, обратная связь
4. практическая работа
5. подведение итогов урока, оценка проделанной работе
6. уборка рабочего места.
1) Организационный момент1 – 2 мин.
Проверка готовности к работе, наличие материалов, инструментов, клеенки, тряпки. Дежурные. Порядок на протяжении всего урока.
2) Мотивация учебной деятельности 1 мин.
Сообщение темы, цели, содержания деятельности, области применения получаемых знаний.
3) Подготовка к практической работе 7 - 10 мин.
Актуализация тех знаний, умений, способностей учащихся, которые будут использоваться, пополняться и развиваться в процессе работы, анализ трудового задания, планирование хода предстоящей работы.
Если предусматривается творческая работа, добавляются элементы, подготавливающие конструкторскую деятельность учащихся.
Беседа, рассказ, обобщение и пополнение знаний, выполнение опытов и наблюдений за свойствами материалов и инструментов → сами, использование раздаточного материала, опрос, карточки-задания.
Связать материал урока с предыдущим, обобщать, использовать знания учащихся по другим предметам, показать необхомимость этих знаний, способ их применения.
Анализ и планирование работы проводятся для создания у учеников общего представления об объеме и характере трудных заданий для полного и четкого представления детьми конструкции изделия. При выполнении творческой работы самостоятельно.
Устно или графически по образцу, рисунку, графической иллюстрации, чертежу. Вопросы для анализа образца могут быть следующие:
1. Что это за изделие? Каково его назначение?
2. Из каких частей оно состоит? каково назначение каждой части? Какая часть самая (трудоемкая) главная? Какова форма каждой части?
3. Из каких деталей собрано изделие? Количество его частей? Сколько одинаковых из них? Сколько разных? Какова форма деталей? Как соединены детали в изделии: подвижно, неподвижно, вразъем? С помощью чего сделано соединение? Нужны ли дополнительные части или детали для сборки? Какая особенность в конструкции изделия?
4. Из каких материалов выполнено изделие? Каковы их свойства? Почему именно они использованы для изготовления изделия?
5. Какие инструменты понадобятся для работы?
Анализ помогает обосновать необходимость и назначение объекта, уточняет конструкцию изделия, развивает навыки наблюдения, выделения и сравнения частей и целого, увеличивает словарный запас. Ребенок должен четко усвоить что, как в какой последовательности следует делать, продумать образ и оформление будущего изделия.
Далее планируется предстоящие трудовые действия и операции, определяется последовательность, условия выполнения, если урок репродуктивный, нацелен на отработку практиктических приемов.
Трудные моменты. Предварительно познакомить с терминологией, уточнить словарный запас.
Усложняется от класса к классу, усложняются сами изделия, увеличивается самостоятельность учащихся.
Возможно построение чертежа развертки (выкройки) с опорой на образец. Чтение чертежей заключается в понимании детьми, прежде всего, самого изображения, затем конструкции изделия, его размеров и операций по изготовлению.
Если ученику предстоит создать новые образы, осмысливать средства их воплощения, то подготовительная работа должна пробудить художественно-образное представление, создание особого эмоционального настроения. Следовательно, подготовительный этап должен включать основу образов – аналогов, способы конструирования тех или иных форм, показ отдельных технологических приемов, музыка, стихи, слайды, специальные предложения.
Время ограничено! Занимательность должна быть для пользы дела, целесообразна, а не просто отнимать учебное время. Именно этот этап определяет весь образовательный смысл урока.
Если теоретических сведений много, они могут чередоваться с практической работой.
На данном этапе урока может осуществляться проверка домашнего задания, актуализация изученного материала.
4) Практическая работа. 30 мин.
Индивидуальная или коллективная, по группам. Это основное время урока, на котором обязательна помощь учителя, его контроль, инструктаж. Формирование практических навыков, умение контролировать свою работу, сравнивать свою деятельность с образцом. Правила ТБ.
На начальном этапе учитель обычно объясняет и показывает приемы выполнения операции, замедляя и уточняя каждое движение, обращает внимание на возможные ошибки. Эффективность этого этапа зависит от того, насколько учащиеся работали самостоятельно, справились с работой и не сделали ошибок. Возможен взаимоконтроль – осторожно.
5) Подведение итогов: проверка учащимися выполненного изделия в действии, исправление недостатков, оценка, выяснение результатов решения поставленной задачи.
Привлечение внимания детей к полученным результатам, общая оценка достижений, повторение и обобщение пройденного на уроке, формулирование умения рассматривать и оценивать свою работу друг друга, развитие интереса и внимательного отношения к труду других, оценки.
Учитель сам задает тон обсуждению. Важно работу ребенка оценивать с его же прежними достижениями. Пожелание по улучшению.