Методы по способу познавательной деятельности учащихся
§ Репродуктивные методы.
Они направлены на воспроизведение готовых знаний. Выделяют два основных репродуктивных метода:
Объяснительно-иллюстративный.
Сущность объяснительно-иллюстративного, или информативно-рецептивного, метода состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино- и диафильмы), практического показа способов деятельности (показ опыта, работы на станке, примеров склонения, способа решения задачи и т.п.).
При этом методе используются все источники информации, логика изложения может развиться как индуктивным, так и дедуктивным путем. Управляющая деятельность педагога ограничивается организацией восприятия знаний.
Данный метод применяется, например, при изготовлении изделия из конструктора.
Собственно репродуктивный.
Репродуктивный метод предполагает воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя. Он используется для приобретения учащимися умений и навыков.
Применению репродуктивного метода, как правило, предшествует объяснительно-иллюстративный. Эта цель достигается другими методами.
В репродуктивном метод е обучения уделяются следующие признаки:
1) знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;
2) учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;
3) учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний;
4) необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний.
Главное преимущество данного метода — экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.
Человеческая деятельность может быть репродуктивной, исполнительской или творческой. Репродуктивная деятельность предшествует творческой, поэтому игнорировать ее в обучении нельзя, как нельзя и чрезмерно увлекаться ею. Репродуктивный метод должен сочетаться с другими методами [12, c. 315].
На уроках технологии применяется, например, при изготовлении открытки в точности по готовому образцу.
§ Активные методы.
Активные методыориентированы на формирование у обучаемых умений решать не типовые, а творческие задачи, на формирование оперативного мышления. Активные методы обучения предполагают последовательное и целенаправленное включение учащихся в решение познавательных задач различной сложности, в процессе которого они активно усваивают новые знания и умения. Применение этих методов позволяет успешно развивать у учащихся навыки учебно-познавательной творческой и трудовой деятельности, способствует более осмысленному и самостоятельному усвоению знаний.
По сравнению с репродуктивными эти методы имеют ряд преимуществ. Во-первых, создание проблемных ситуаций формирует исходную учебную мотивацию; во-вторых, усвоение материала происходит в ходе активной деятельности самого учащегося по решению проблемных задач, в ходе самостоятельного поиска; в-третьих, сама деятельность организуется с максимальным использованием имеющихся у обучаемых знаний. Именно с активным обучением связывается возможность формирования у учащихся технического мышления, конструкторско-технических навыков, возможностей вести самостоятельный поиск и т.д.
Содержание активных методов обучения
Активные методы обучения делятся на:
v Проблемный или метода проблемного изложения материала;
v Эвристический или частично-поисковый;
v Исследовательский.
Проблемное обучение основано на создании особого типа мотивации - проблемной, поэтому требует соответственного конструирования содержания учебного материала, который должен быть представлен как система проблемных ситуаций.
Проблемные ситуации могут быть различными: по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации и др.
Проблемная ситуация- это психологическое состояние затруднения, характеризующееся тем, что учащийся хочет решить проблему, но не может этого сделать при помощи тех знаний, которые у него есть. Это ситуация противоречия между желаемым и действительным.
Проблема - это нестандартная задача, для решения которой требуется поиск новых путей применения прежних знаний. Проблему еще называют поисковой задачей.
Учебная проблема- это поисковая задача, для решения которой учащимся необходимы новые знания и в процессе решения которой эти знания должны быть ими самостоятельно или с помощью педагога добыты. Учебная задача, которую учащийся в состоянии решить привычными способами на основе имеющихся знаний, проблемной для него не является.
Проблемная ситуация создается с помощью специфических действий преподавателя, мастера, их вопросов, подчеркивающих новизну, важность, оригинальность и другие отличительные качества изучаемого объекта.
Планировать проблемные ситуации можно на различных этапах учебного занятия: на этапе введения в учебную деятельность, на этапе изложения материала, на этапе контроля.
Сущность метода заключается в следующем: учитель вызывает проблемную ситуацию; направляет учащихся на ее решение. Учащиеся попадают в ситуацию, когда человек сам себя обучает. Результатом этого являются новые знания и способы деятельности.
Несмотря на вышеперечисленные достоинства поисковых методов, они не могут быть единственно применяемыми в практике учебного процесса.
Более высокий уровень самостоятельности несет в себе частично-поисковый метод. Эвристический, как его по-другому называют, метод выражается в следующих его характерных признаках:
1) знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;
2) учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;
3) учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.
Этот метод требует от учителя привлечения учащихся к выполнению отдельных шагов поиска. Учитель конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги помощи, а сами шаги выполняют учащиеся. Пользуясь этим методом, учитель применяет разные средства (устное слово, таблицы, опыт и т.п.), как и при других методах. По способам, характерным для данного метода, ученик воспринимает задание, осмысливает его условие, решает часть задачи, актуализируя наличные знания, осуществляет самоконтроль в процессе выполнения шага решения, мотивирует свои действия. Но при этом его деятельность не предполагает планирования этапов исследования (решения), соотнесения этапов между собой. Все это делает учитель.
Метод получил название частично-поискового потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала и до конца. Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: учитель — учащиеся - учитель — учащиеся и т.д. Часть знаний сообщает учитель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Одной из модификаций данного метода является эвристическая (открывающая) беседа.
Этот метод приближает учеников к поисковой деятельности.
Создать проблемную ситуацию на уроке технологии можно, используя следующие приемы:
1. Подвести обучаемых к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения.
2. Столкнуть противоречия практической деятельности.
3. Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос.
4. Предложить обучаемым рассмотреть явление с различных позиций.
5. Побудить обучаемых сделать сравнение, обобщение, выводы из ситуации, сопоставить факты.
6. Поставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.
7. Определить проблемные теоретические и практические задания.
8. Поставить проблемные задачи.
Решение проблемных задач на уроке технологии осуществляется в несколько этапов:
1. наблюдение и изучение фактов и явлений;
2. выяснение непонятных явлений, постановка проблемы;
3. выдвижение гипотез;
4. формулирование решения, объяснения;
5. проверка решения;
6. практические выводы о возможном и применении полученных знаний.
Требованияк проблемным ситуациям и проблемам:
1. Создание проблемной ситуации должно, как правило, предшествовать объяснению или самостоятельному изучению учащимися нового учебного материала.
2. Познавательная задача составляется с учетом того, что проблема должна основываться на знаниях и умениях, которыми учащийся владеет. Она должна быть достаточной для понимания сути вопроса или задания, конечной цели и путей решения.
3. Проблема должна быть интересной для учащихся, стимулировать мотивацию их активной познавательной деятельности.
4. Решение проблемы должно вызывать определенную познавательную трудность, требующую активной мыслительной деятельности учащихся.
5. Содержание проблемы по трудности и сложности должно быть доступным для учащихся, соответствовать их познавательным возможностям.
6. Для усвоения сложной системы знаний и действий проблемные ситуации и соответствующие проблемы должны применяться в определенной системе: сложное проблемное задание расчленяется на более мелкие и частные; в каждой проблеме выделяется один неизвестный элемент; материал, сообщаемый преподавателем и усваиваемый учащимися самостоятельно, должен быть дифференцирован.
При проведении проблемного урока следует руководствоваться следующимиметодическими приемами:
§ Умелый отбор учебного материала, имеющего «естественную проблемности», и создание на этой основе соответствующих проблемных ситуаций.
§ Анализ совместно с учащимися возникшей проблемной ситуации и формулировка основной проблемы; обеспечение условий осознания и принятия ее учащимися.
§ Руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся в процессе выполнения проблемного задания путем анализа данных, сравнений, сопоставлений, применения направляющих, корректирующих, мобилизующих «подсказок», проведения с учащимися эвристических бесед и т. п.
§ Выделение по ходу урока частных познавательных задач различной сложности с учетом индивидуальных возможностей учащихся.
§ Подведение учащихся к частным и общим выводам; соотнесение их с основной познавательной задачей, проблемой; корректировка выводов.
§ Формулирование совместно с учащимися основного вывода, решения, утверждения на основе обобщения результатов проведенной на уроке работы.