Оценка уровня реализации Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года
Долгосрочные цели и сценарные параметры социально-экономического развития Хабаровского края определены Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. № 1-пр
(далее – Стратегия-2025).
Главной целью Стратегии-2025 определено формирование такой территориальной социально-экономической системы, которая обеспечивала бы высокий жизненный уровень и качество жизни населения для реализации геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке на основе формирования и развития высоко конкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических ограничений.
Стратегия-2025 предусматривает выполнение поставленной цели в два этапа.
Первый этап по реализации Стратегии-2025 завершен в 2015 году. Уровень достижения целевых показателей представлен в таблице 1.
На первом этапе реализации Стратегии-2025 в рамках развития экономической системы края определенных успехов удалось достигнуть в промышленном производстве и транспортной сфере.
Уровень целевых показателей инновационного сценария
Стратегии-2025 достигнут и даже превышен по демографическим показателям: рождаемость и смертность на 1 тыс. чел. населения, ожидаемая продолжительность жизни при рождении.
Достижение целевых показателей социально-экономического развития
Хабаровского края
Таблица № 1
(процентов в сопоставимых ценах)
А. Среднегодовой темп роста за 2008 – 2015 гг., процентов
Показатель | Факт | Целевое значение | |
Инерционный вариант | Инновационный вариант (основной) | ||
Уровень развития экономики | |||
Валовой региональный продукт | 100,6 | 103,0 | 105,2 |
Инвестиции в основной капитал | 99,1 | 104,9 | 109,0 |
Промышленность | 103,2 | 101,6 | 106,5 |
Продукция сельского хозяйства | 100,2 | 100,8 | 103,0 |
Оборот розничной торговли | 104,4 | 105,1 | 106,3 |
Грузооборот транспорта | 112,9 | 106,2 | 111,2 |
Услуги связи | 101,5 | 110,0 | 112,6 |
Уровень жизни | |||
Реальные денежные доходы населения | 102,0 | х | 108,5 |
Реальная начисленная заработная плата | 102,6 | х | 109,6 |
Б. Социальные индикаторы
Показатель | 2008 год | 2015 год | Целевое значение |
Численность населения (среднегодовая), тыс. чел. | 1353,0 | 1336,4 | 1398,0 |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в процентах от общей численности населения | 18,8 | 13,3 | 12,5 |
Доля среднего класса, в процентах от общей численности населения | 18,0 | 19,0 | 27,0 |
Соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума, раз | 2,4 | 2,8 | 4,5 |
Рождаемость, случаев на 1 тыс. населения | 12,6 | 14,3 | 12,2 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет | 65,0 | 68,7 | 66,0 |
Смертность, случаев на 1 тыс. населения | 14,5 | 13,4 | 14,0 |
Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год, в процентах | 8,6 | 5,3 | 4,9 |
Относительная неудача с выходом на предусмотренные
Стратегией-2025 целевые показатели в области экономики и доходов населения связана с выбранными ожиданиями сохранения сложившихся в период 2000 – 2008 гг. тенденций и пропорций в экономической, социальной и институциональной сферах. Предположение о высокой скорости восстановления национальной и региональной экономики после кризиса 2008 – 2009 гг. и при фундаментальном осложнении общеэкономической ситуации в стране в 2014 – 2015 гг. оказалось неосуществимым.
Тенденции экономического роста и инвестирования в экономический рост в крае претерпели существенное изменение. Если в 2000 – 2008 гг. средний за год темп прироста ВРП составлял 7,4 процента, что формировало высокую интенсивность прироста доходов бюджета и увеличения совокупного спроса, то под воздействием кризисных явлений мирового масштаба среднегодовой темп прироста ВРП в 2009 – 2015 гг. составлял только 0,6 процента, что существенно изменило возможности как краевого бюджета, так и в целом ухудшило конъюнктуру и ожидания экономических агентов. Кардинально изменились также тенденции инвестирования, что отражало необходимость пересмотра инвестиционных мотиваций.
В то же время стоит отметить, что основные макропоказатели за период 2008 – 2016 гг. имели положительную динамику (рисунок 5). Это отражает способность экономики региона противостоять внутренним и внешним вызовам, а при сопоставлении значений макропоказателей региона со среднероссийским уровнем подтверждается эффективность выбранной Хабаровским краем экономической и социальной политики.
Рисунок 5
Динамика основных макроэкономических индикаторов Хабаровского края
в 2016 году, в процентах к 2008 году
К 2017 году наибольших успехов удалось добиться в решении следующих задач Стратегии-2025:
- обеспечении загрузки предприятий оборонно-промышленного комплекса;
- развитии лесопромышленного и рыбоперерабатывающего комплексов;
- развитии транспортного сектора, в том числе трубопроводного транспорта;
- внедрении новых, высокотехнологичных услуг в сфере здравоохранения;
- повышении качества и доступности услуг общего и профессионального образования;
- улучшении демографических показателей (рост рождаемости, снижение смертности, замедление миграционного оттока населения).
Успешно реализованы крупные отраслевые проекты, направленные на создание новых производств и модернизацию экономики края:
- масштабная модернизация нефтеперерабатывающих заводов в
гг. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре;
- в целях реализации программы строительства Российского регионального самолета Сухой Суперджет 100 проведена масштабная программа по техническому перевооружению Комсомольского-на-Амуре филиала АО "Гражданские самолеты Сухого": приобретено, смонтировано и введено в эксплуатацию оборудование ведущих мировых производителей в области производства самолетов;
- проекты по добыче и переработке полезных ископаемых (горно-обогатительный комбинат производительностью 100 тыс. тонн золотосодержащего концентрата на месторождении "Албазино" в районе им. Полины Осипенко, гидрометаллургический комбинат в г. Амурске, обогатительная фабрика на Ургальском каменноугольном месторождении в рп. Чегдомын);
- производства по переработке древесины (деревообрабатывающий комплекс по производству 150 тыс. куб. м. пиломатериалов в п. Березовый Солнечного района, деревообрабатывающий комплекс по производству 550 тыс. куб. м пиломатериалов, 140 тыс. куб. м ДСтП, 240 тыс. тонн топливных гранул в пос. Октябрьский Ванинского района, завод по производству 150 тыс. куб. м пиломатериалов в п. Хор, завод по производству 300 тыс. куб. м лущенного шпона Дальневосточного центра глубокой переработки древесины в г. Амурске);
- развитие транспортного комплекса (наращивание портовых мощностей по перевалке грузов в порту Ванино, ввод в эксплуатацию второй очереди железнодорожного мостового перехода через реку Амур у г. Хабаровска, строительство Кузнецовского тоннеля, строительство автодорожного моста через протоку Амурская);
- проекты по развитию агропромышленного комплекса (модернизация и наращивание мощностей ЗАО "Переясловский молочный завод" и ОАО "Комбинат детского питания "Молочный край", ПЭТ линия для увеличения производственной мощности филиала ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" "Балтика – Хабаровск", тепличные комплексы в гг. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, проекты по птицеводству, рыбоперерабатывающие комплексы и цеха в гг. Хабаровске, Николаевске-на-Амуре, Комсомольске-на–Амуре, в Советско-Гаванском, Нанайском и Амурском муниципальных районах).
За период 2008 – 2016 гг. построено около 500 км автомобильных дорог с твердым покрытием общего пользования. Введено около 3,4 млн. кв. м жилья (в 2015 году построено 449,5 тыс. кв. м жилья – максимальный объем строительства с 1990 г.).
В целях улучшения качества жизни населения введены социально значимые объекты:
1) образования (более 35 детских садов, школы, в том числе Краевой центр образования в г. Хабаровске);
2) здравоохранения (консультативно-диагностические центры в гг. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, Перинатальный центр в г. Хабаровске, больница
в п. Ягодный, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями в гг. Бикин и Советская Гавань, Центр позитронно-эмиссионной томографии краевого клинического центра онкологии, центр амбулаторного диализа г. Хабаровске, хирургический блок онкодиспансера
в г. Комсомольске-на-Амуре);
3) культуры и спорта (краевое государственное бюджетное учреждение культуры "Краевой Дворец культуры и спорта "Русь", детско-юношеский клуб "Спарта" п. Переяславка района им. Лазо, крытый ледовый дворец для хоккея с мячом – арена "Ерофей", спортивное сооружение с искусственным льдом рп. Ванино, плавательные бассейны в гг. Комсомольске-на-Амуре и Николаевске-на-Амуре, дом культуры в с. Верхняя Эконь Комсомольского муниципального района, социально-культурный центр в с. Датта Ванинского муниципального района).
В Хабаровском крае ведется переход на новую экономическую модель роста, которая включает в себя в том числе формирование и развитие территорий опережающего социально-экономического развития (далее также – ТОСЭР), режим Свободного порта, комплексное развитие г. Комсомольска-на-Амуре, реализацию закона о "дальневосточном гектаре".
В крае созданы три ТОСЭР: "Хабаровск" (предусмотрено развитие производства строительных материалов, металлургии, пищевой промышленности, логистики), "Комсомольск" (развитие высокотехнологичных производств, производства деталей для воздушных судов, механообработки, переработки древесины, пищевой перерабатывающей промышленности) и ТОСЭР "Николаевск" (предполагает создание производств в рыбной и судоремонтной областях).
Определена роль г. Комсомольска-на-Амуре как индустриального и инженерного центра на Дальнем Востоке. Реализуется долгосрочный план комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре[1].
Таким образом, несмотря на недостижение значений ряда целевых параметров, определенных Стратегией-2025, Хабаровскому краю удалось достичь нового уровня развития. Однако, существенное изменение общих условий функционирования национальной и региональной социально-экономических систем требует пересмотра как целевых ориентиров, так и системы приоритетов Стратегии-2025.
1.2.2. Оценка реализации "майских указов" Президента Российской Федерации
Заметное влияние на динамику и приоритеты социально-экономического развития Хабаровского края оказали целевые показатели и мероприятия, определенные указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года (далее – "майские указы").
"Майские указы" предусматривают достижение 43 показателей.
Система целевых показателей и мероприятий, установленная "майскими указами", на уровне Хабаровского края интегрирована в систему государственных программ края.
За 5 лет реализации "майских указов", несмотря на сложности экономической ситуации, в крае проведена серьезная работа и отмечены значительные успехи:
- с 2015 года обеспечена 100 % доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. В течение 2011 – 2016 годов в крае за счет строительства, капитального ремонта и выкупа помещений создано более 7,3 тыс. новых дошкольных мест. На эти цели направлено почти 4 млрд. рублей, в том числе 2,1 млрд. рублей – из краевого бюджета. Ведется работа по сокращению очереди для детей от 1 года до 3-х лет;
- "с нуля" сформирована сеть многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. По состоянию на 01 января 2017 г. – открыто 329 окон. Обеспечена доступность получения государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" для более 99,0 процентов населения края;
- значительные изменения произошли и в сфере здравоохранения. Улучшены показатели по смертности от кровообращения, онкологии, туберкулеза. Практически в 2 раза снизилась младенческая смертность (с 10,5 до 5,9 умерших на 1000 родившихся живыми). Все эти изменения существенным образом сказались на росте продолжительности жизни: по итогам 2016 года она оставила 69,13 года (в 2011 г. – 66 лет);
- меры по поддержке многодетных семей, реализуемые в крае, позволили увеличить в 2015 году суммарный коэффициент рождаемости до 1,854 (Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 606
"О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" установлено значение к 2018 г. – 1,753);
- обеспечивается выполнение плановых показателей по заработной плате отдельных категорий работников образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения.
Проделанная работа отмечена и рейтинговыми агентствами. Так, согласно медиарейтингу, составленному в 2016 году компанией "Медиалогия", Хабаровский край стал одним из 10 лучших регионов России по исполнению "майских указов". По их реализации в сфере экономики регион занял 5 место, в сфере государственного управления – 8 место.
В соответствии с государственными программами края будет продолжена работа по выполнению установленных "майскими" указами целевых значений показателей.