Раздел 1. Итоги и потенциал развития края
Введение
Стратегия социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года (далее также – Стратегия развития края и край соответственно) разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 июня
2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и законом Хабаровского от 29 июля 2015 г. № 96 "О стратегическом планировании в Хабаровском крае".
Стратегия развития края является документом целеполагания, базой региональной системы стратегического планирования. Положения Стратегии развития края в дальнейшем развиваются и конкретизируются в документах прогнозирования, планирования и программирования. На ее основе разрабатываются план мероприятий по реализации Стратегии развития края, государственные программы края, схема территориального планирования края. Основные параметры прогнозов социально-экономического развития края на среднесрочный и долгосрочный периоды, бюджетного прогноза края на долгосрочный период формируются исходя из сценарных условий, определенных Стратегией развития края.
Стратегия развития края представляет собой видение желаемого будущего края в 2030 году, определяет долгосрочные цели, приоритеты и задачи, к которым будет стремиться край в своем поэтапном развитии, предлагает основные направления и механизмы достижения поставленных целей и задач с учетом достигнутого уровня и выявленных проблем развития.
Стратегия развития края отражает специфику региона и направлена на реализацию его основных конкурентных преимуществ. Одновременно с этим Хабаровский край является частью единого экономического пространства Российской Федерации, вследствие чего Стратегия развития края разработана с учетом стратегических ориентиров и целей социально-экономического развития страны и ее регионов, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до
2020 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, Основах государственной политики регионального развития на период до 2025 года, Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, государственной программе Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона", Указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г., Концепции Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года, послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также в других федеральных документах стратегического планирования.
В Стратегии развития края использованы результаты научно-исследовательской работы по теме "Разработка проекта Стратегии социально-экономического развития Хабаровского края до 2030 года", выполненной Федеральным государственным бюджетным учреждением науки "Институт экономических исследований Дальневосточного отделения Российской академии наук".
В оценках стратегических приоритетов, целей и задач Стратегии развития края принимали участие эксперты из ведущих научных центров Российской Федерации и зарубежных стран, в том числе представители организаций и университетов Владивостока, Иркутска, Братска, Улан-Удэ, Якутска, Биробиджана, Новосибирска, Екатеринбурга, Саратова, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Мурманска, Вологды, а также Японии, КНР, Республики Корея, США, Германии, Австралии, Казахстана, Украины. Осуществлялась кооперация с ведущими научно-экономическими школами Российской Федерации, в том числе Институтом экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук, Институтом народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, Институтом экономики Российской академии наук, Институтом системного анализа Российской академии наук, Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Советом по изучению производительных сил при Российской академии наук и Министерстве экономического развития Российской Федерации.
Проект Стратегии развития края прошел общественное обсуждение. В процессе его разработки ключевые принципы и положения рассматривались при проведении круглых столов, рабочих совещаний, экспертных панелей с представителями экспертного сообщества, бизнеса, органов власти края и общественных советов, созданных при органах исполнительной власти края.
Общая характеристика края
Хабаровский край образован в 1938 году. Является одним из крупнейших по размерам субъектов Российской Федерации. Площадь его территории составляет 787,6 тыс. кв. км, или 4,6 процента территории России (3 место в Российской Федерации) и 12,8 процента территории Дальневосточного федерального округа (далее также – ДФО) (2 место в ДФО).
Население края на 01 января 2017 г. составило 1 333,3 тыс. человек
(0,9 % от численности населения Российской Федерации, 21,6 % в ДФО).
По численности населения край занимает 2 место в Дальневосточном федеральном округе и 37 – в Российской Федерации.
Хабаровский край – административный, промышленный, научный, образовательный и культурный центр Дальнего Востока, входит в состав Дальневосточного федерального округа.
Расстояние до Москвы по железной дороге – 8 533 км, по воздуху –
6 075 км.
Экономический потенциал
Хабаровский край является одной из наиболее развитых в экономическом отношении территорий российского Дальнего Востока. По объему валового регионального продукта край занимает 4 место в Дальневосточном федеральном округе и составляет 0,9 процента в сумме валовых региональных продуктов по Российской Федерации за 2015 год. Край занимает 20 место в Российской Федерации по объему валового регионального продукта на душу населения.
Хабаровский край обладает важным структурным преимуществом перед большинством субъектов Дальнего Востока. Структура его экономики диверсифицирована. Не имея в рамках этой структуры явно выраженного, как в моноотраслевых экономиках, локомотива роста, край опирается на сбалансированный "эшелон роста", в составе которого входят природно-ресурсные отрасли, обрабатывающие производства, сервисные отрасли – транспорт, торговля, услуги по государственному управлению и операций с недвижимым имуществом.
В структуре валового регионального продукта Хабаровского края
(далее также – ВРП) основное место занимает промышленное производство – 22,3 процента, 19,7 процента приходится на транспорт и связь, 16,3 процента – на торговлю и общественное питание, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 8,3 процента, строительство –
5,7 процента, сельское и лесное хозяйство – 5,5 процента, рыболовство –
1,2 процента, другие виды экономической деятельности – 21,0 процента (рисунок 3).
Рисунок 3
Структура валового регионального продукта Хабаровского края в 2015 году (процентов)
Особенностью промышленности в крае является сравнительно высокий уровень диверсификации и высокий удельный вес обрабатывающих производств (более 62 %).
Хабаровский край исторически является центром обрабатывающей промышленности Дальнего Востока (рисунок 4). Главным преимуществом края является сосредоточение на его территории предприятий оборонно-промышленного комплекса, осуществляющих производство высокотехнологичной продукции с высокой долей добавленной стоимости.
По объемам производства, накопленному производственному, научно-техническому, кадровому потенциалу ведущими в промышленности края являются: машиностроение, нефтепереработка, добыча руд цветных металлов, производство пищевых продуктов, включая напитки, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, электроэнергетика.
Рисунок 4
Удельный вес производства по отдельным видам экономической
деятельности Хабаровского края в ДФО в 2016 году
Хабаровский край |
ДФО (без Хабаровского края) |
По объемам добычи золота Хабаровский край занимает 7 место в России, платины – 2 место, край является единственным субъектом Российской Федерации, в котором ведется добыча олова.
Хабаровский край производит более пятой части электрической и тепловой энергии в ДФО, основную долю машиностроительной продукции, лесных материалов, нефтепродуктов, весь прокат черных металлов в ДФО.
Сельскохозяйственное производство в крае ведется в суровых природно-климатических условиях при значительной удаленности от основных районов производства материально-технических ресурсов, потребляемых в процессе производства (семян, удобрений, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники и т.д.).
Край производит более 14 процентов сельскохозяйственной продукции Дальнего Востока. В структуре валовой продукции сельского хозяйства доля продукции растениеводства составляет 54,3 процента, доля продукции животноводства – 45,7 процента.
Большая часть территории края относится к зоне рискованного земледелия, что препятствует выращиванию здесь широкого разнообразия сельскохозяйственных культур. На территории края выращиваются зерновые культуры, горох, фасоль, масленичные культуры, картофель, овощи, бахчевые культуры и другие.
Сельскохозяйственным производством в крае занимаются сельхозтоваропроизводители различных форм собственности, расположенные в южных районах края. Основные виды деятельности сельскохозяйственных организаций – молочное скотоводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, растениеводство. Созданы предприятия индустриального типа (птицефабрики, мясные и молочные комплексы). В северных районах края занимаются традиционным видом деятельности для коренных малочисленных народов Севера – оленеводством.
Невысокая рентабельность сельскохозяйственного производства (порядка 6 %) компенсируются бюджетными субсидиями, из которых 75 процентов – предоставляются краевым бюджетом.
Хабаровский край занимает четвертое место в Дальневосточном федеральном округе по объему добычи водных биологических ресурсов и пятое место в Российской Федерации. Рыбохозяйственный комплексявляется одним из главных источников жизнеобеспечения населения северных районов края.
Количество используемых промысловых судов на протяжении ряда лет является достаточно стабильным и составляет 70 единиц.
Максимальный объем вылова определяется квотами на каждый промысловый объект. Общий уровень освоения квот составляет более 90 процентов.
На протяжении последних лет рыбная отрасль края демонстрирует стабильную положительную динамику, наращивая объемы добычи водных биологических ресурсов и производства рыбной продукции.
Удельный вес Хабаровского края по добыче водных биологических ресурсов в Дальневосточном федеральном округе ежегодно растет и составляет 11,3 процента, а по отношению к российскому рыбохозяйственному комплексу – 7,3 процента, что свидетельствует о возрастающей роли края в формировании национального рыбного рынка.
В Хабаровском крае проводится работа по воспроизводству тихоокеанских лососей и осетровых видов рыб. Здесь действует 7 лососевых рыбоводных заводов, 1 предприятие занимается разведением осетровых видов.
Строительная отрасль обеспечивает производство 4,8 процента валового регионального продукта, создаваемого в Хабаровском крае. По вводу жилья в 2016 году Хабаровский край занимает 3 место среди субъектов ДФО.
Развивается материально-техническая база строительного комплекса края. За 2010 – 2015 гг. количество строительных машин в строительных организациях увеличилось до 874 единиц (более чем в 1,5 раза). Их общее техническое состояние улучшается. Наращиваются производственные мощности по выпуску основных строительных материалов.
Среди объектов производственного назначения наиболее динамично вводятся в строй автомобильные дороги, волоконно-оптические линии, мосты, газопроводы, номера подвижной радиотелефонной связи.
Среди объектов социально-культурного значения основной упор делается на амбулаторно-поликлинические учреждения, линии теплоснабжения, дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения в сельской местности, плоскостные спортивные сооружения и многофункциональные спортивные комплексы, торгово-развлекательные центры.
Транспортная система края представляет один из ключевых транспортных узлов Дальневосточного региона. Транзитные функции края, располагающегося в центре Дальнего Востока, имеют большое значение не только в региональном, но и в общероссийском и международном планах. По территории края проходят две железнодорожные магистрали – Транссибирская и Байкало-Амурская, обеспечивающие выходы к основным тихоокеанским портам страны. Между Хабаровским краем и островом Сахалин действует круглогодичная морская железнодорожная грузопассажирская паромная переправа Ванино – Холмск.
Морское побережье края – это прежде всего порты: Ванино, Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре, Де-Кастри, Охотск. Через эти порты Хабаровский край и Россия связаны практически со всеми странами мира. Порт Ванино входит в число 10 крупнейших портов России.
Железнодорожный транспорт Хабаровского края обеспечивает около
40 процентов грузооборота железнодорожного транспорта ДФО, 31 процент – грузооборота всего транспортного комплекса ДФО.
На территории края эксплуатируется 16 аэропортов различных классов, из них 12 являются аэропортами общего пользования, 4 используются для корпоративных перевозок.
Международный аэропорт Хабаровск (Новый), относится к классу "А", является крупнейшим на Дальнем Востоке и находится на пересечении мировых трансконтинентальных авиакоридоров, связывающих Европу с Японией, странами АТР и Северной Америкой. Аэропорт может обслуживать все типы пассажирских и грузовых воздушных судов.
Внутренний водный транспорт является одним из важных элементов транспортного комплекса Хабаровского края и занимает особое место в жизнеобеспечении северных районов, осуществляет значительные объемы перевозок социально-значимых грузов и пассажиров.
Протяженность автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения составляет 3 990 км.
Динамично развивающаяся экономика и диверсифицированный производственный потенциал, комплексная государственная поддержка инвестиционной деятельности, наличие квалифицированного кадрового потенциала формируют благоприятный инвестиционный климат и делают территорию края привлекательной для инвесторов.
В 2016 году в экономику Хабаровского края привлечено
117,6 млрд. рублей инвестиций. По объему инвестиций в основной капитал край занимает 35 место среди 85 субъектов Российской Федерации.
Основной объем инвестиций в экономику края приходится на такие виды экономической деятельности, как транспорт и связь (30,1 %), обрабатывающие производства (26,3 %), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (11,6 %), добыча полезных ископаемых (8,8 %), строительство
(6,8 %).
Развитие межрегионального сотрудничества с субъектами Российской Федерации и внешнеэкономического сотрудничества с зарубежными партнерами является одним из основных факторов развития краевой экономики.
Хабаровский край имеет 45 действующих соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с регионами Российской Федерации.
В 2015 году товарооборот между Хабаровским краем и субъектами Российской Федерации составил 143,1 млрд. рублей, в том числе: вывоз краевой продукции – 76,7 млрд. рублей, ввоз в край товаров из российских регионов – 66,4 млрд. рублей.
Наиболее активно Хабаровский край осуществляет торгово-экономическое сотрудничество с регионами Дальневосточного федерального округа (63,8 % от общего товарооборота с субъектами Российской Федерации).
В структуре вывоза краевой продукции преобладают товары производственно-технического назначения – 66,4 процента, продовольственные товары – 13,2 процента, фармацевтические препараты (лекарственные средства) –
2,3 процента.
В структуре ввозимой в край продукции наибольший удельный вес приходится на товары производственно-технического назначения – 34,6 процента, продовольственные товары – 26,8 процента, товары народного потребления – 8,5 процента.
Экономика Хабаровского края имеет экспортную направленность. По ряду ключевых отраслей экспортная квота составляет 50,0 процентов и более.
В перечне внешнеторговых партнеров края около 100 стран. Однако наиболее интенсивно торговое сотрудничество осуществляется со странами Северо-Восточной Азии: Китаем, Республикой Корея и Японией.
В 2015 году внешнеторговый оборот Хабаровского края составил
1 959,3 млн. долл. США, экспорт – 1 545,7 млн. долл. США, импорт –
413,6 млн. долл. США.
Хабаровский край занимает четвертое место среди субъектов Дальневосточного федерального округа по объему внешнеторгового оборота (доля в общем объеме внешнеторгового оборота Дальнего Востока составляет
6,0 %), уступая Сахалинской области, Приморскому краю и Республике Саха (Якутия).
В структуре краевого экспорта наибольший удельный вес имеют древесина и изделия из нее (включая круглый лес и пиломатериалы), топливно-энергетические товары (включая нефтепродукты и каменный уголь), рыба и морепродукты, металлы и изделия из них.
В структуре краевого импорта преобладают машины и оборудование, продукция химической промышленности, металлы и изделия из них, продовольственные товары, текстиль, одежда и обувь.
Объем накопленных прямых иностранных инвестиций (с учетом выбытия, переоценки и прочих изменений активов и обязательств) в экономике Хабаровского края по состоянию на 01 июля 2016 г. составляет 773 млн. долл. США.
Основными странами-инвесторами в экономику Хабаровского края являются Кипр, Республика Корея, КНР, Япония, Багамские острова, Виргинские острова, Малайзия, Германия, США.
Распределение накопленных прямых иностранных инвестиций в Хабаровском крае по отраслям достаточно стабильно. Наиболее востребованной отраслью у иностранных инвесторов является добыча полезных ископаемых, на ее долю приходится 30,6 процента всех накопленных инвестиций в экономике региона. Также иностранные инвестиции привлекаются в сферы транспортно-логистических услуг (7,5 %), сельского хозяйства (4,6 %), недвижимости (3,8 %), предоставления услуг (2,6 %).
Деятельность малого и среднего предпринимательства оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие территории, создавая конкурентную рыночную среду, обеспечивая занятость населения, особенно в отдаленных районах края, смягчая социальные проблемы.
Поддержка малого и среднего бизнеса – неизменный приоритет в социально-экономической политике Правительства Хабаровского края. Около
60 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также – СМСП) обеспечивают занятость более 200 тысячам трудоспособного населения края.
Среди наиболее востребованных мер поддержки СМСП: льготные микрозаймы под низкие проценты, гарантии (поручительства), гранты начинающему бизнесу, субсидии на компенсацию части затрат действующего бизнеса.
В помощь малому бизнесу работают средства созданных в крае объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства, основными из которых являются Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края, Гарантийный фонд Хабаровского края, АНО "Краевое агентство содействия предпринимательству", АНО "Дальневосточное агентство содействия инновациям".
По результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации в 2015 году край получил оценку "С" (по пятибалльной системе – "А", "В", "С", "D", "Е") по показателю эффективности работы институтов для бизнеса.
Инновационный потенциал
Среди субъектов ДФО Хабаровский край выделяется инновационным потенциалом. Об этом свидетельствует сосредоточение на территории края промышленных предприятий оборонно-промышленного комплекса, являющихся ядром инновационной экономики, в которых сконцентрирован мощнейший интеллектуальный и научно-технический потенциал.
Согласно рейтингу инновационного развития субъектов Российской Федерации, подготовленному Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", Хабаровский край стал единственным дальневосточным регионом, который вошел в двенадцать самых инновационно развитых субъектов Российской Федерации, поднявшись по значению российского регионального инновационного индекса с 32 места в 2008 году на 9 место в 2014 году.
Сформирована система экспертных и координационных органов по реализации краевой инновационной политики: Координационный совет по модернизации и инновационному развитию при Губернаторе Хабаровского края и Межведомственная комиссия по комплексному оцениванию инновационных программ и проектов при Правительстве Хабаровского края.
Созданы основы региональной инновационной экосистемы.
Основной упор делается на формирование и развитие региональной инфраструктуры поддержки и продвижения инноваций, поддержки и продвижения субъектов инновационной деятельности и, в большей степени, развитие и расширение компетенций регионального института развития автономной некоммерческой организации "Дальневосточное агентство содействия инновациям" и реализацию этих компетенций через механизм государственной, финансовой поддержки.
Созданы и оказывают различные услуги Региональный центр инжиниринга, Центр кластерного развития, Региональный консультационный пункт Фонда "Сколково", автономная некоммерческая организация "Агентство содействия инвесторам и разработчикам". В 2016 году создан Центр сертификации, стандартизации и испытаний.
В 2015 году объектами инновационной инфраструктуры оказано
736 консультаций, сопровождено 19 инновационных проектов, 57 проектов представлены на международных выставках. Оказано 58 профильных инжиниринговых услуг производственным компаниям. В результате в крае создано 15 новых инжиниринговых компаний, модернизировано 35 производственных предприятий малого и среднего бизнеса, разработано 24 новых продуктов/услуг, запущено 12 новых производств.
Организуются мероприятия в инновационной сфере. Одним из таких мероприятий является Дальневосточный конгресс инженеров "Наука – Инженер – Промышленность, ежегодно проводимый в г. Комсомольске-на-Амуре.
В рамках конгресса поднимаются вопросы высокотехнологичного промышленного производства, перспективы и условия функционирования инжиниринговой отрасли Дальнего Востока, продвижения кластерных инициатив и поддержки инновационного предпринимательства, развития непрерывного инновационно-ориентированного инженерного образования.
Осуществляется активное взаимодействие и консалтинговая поддержка вузовской инновационной инфраструктуры, на базе которой проводятся различные совместные мероприятия, в том числе направленные на повышение инновационной активности молодежи.
Реализуется новый формат образования, опирающийся на поиск талантливой молодежи и максимальное ее вовлечение в научные, технологические и бизнес процессы.
Проводится работа по реализации Национальной технологической инициативы (далее – НТИ), объявленной Президентом Российской Федерации одним из приоритетов государственной политики. Хабаровский край принял участие в региональном конкурсе НТИ, проводимом Агентством стратегических инициатив и Российской венчурной компанией, и вошел в число 16 регионов – победителей.
Социальная система
Хабаровский край является одним из центральных образовательных регионов на Дальнем Востоке. Обеспечена стопроцентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Тем не менее, остается потребность в развитии вариативных форм дошкольного образования, услуг по присмотру и уходу за детьми, обеспечивающих шаговую доступность, повышение качества дошкольного образования.
Система общего образования в крае отличается высокими показателями эффективности – в течение последних лет победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников в крае больше, чем в других субъектах дальневосточного округа, средний тестовый балл ЕГЭ по большинству предметов в крае выше, чем в среднем по России. Продолжается работа по уменьшению разрыва в качестве образования в малокомплектных удаленных сельских школах и образовательных организациях городов – все школьники края обеспечены бесплатными учебниками, имеют безлимитный доступ к сети Интернет, реализуются дистанционные технологии обучения. Расширение инфраструктуры общего образования позволило ликвидировать в крае третью смену обучения, снизить долю учеников, занимающихся во вторую смену, до 11,2 процента. Однако увлечение численности детского населения края требует наращивания объемов строительства новых школ и реконструкции существующих, а также расширения реализации новых образовательных технологий.
На базе средних профессиональных организаций края созданы ресурсные центры, обеспечивающие непрерывное профессиональное образование (переподготовку и повышение квалификации) работников, исходя из кадровой потребности предприятий и организаций края. В перспективе необходимо выстраивание слаженной системы ранней профориентации в рамках системы "дошкольное образовательное учреждение – школа – учреждение среднего профессионального образования – вуз – высокотехнологичное производство", что позволит создать условия для всестороннего развития, осознанного профессионального самоопределения и выстраивания образовательной траектории молодого поколения в соответствии со стратегическими приоритетами края.
Медицинскую помощь населению оказывают 92 самостоятельных государственных учреждения с рядом филиальных отделений центральных районных больниц, в том числе 8 центров здоровья, где ежегодно обслуживается почти 100 тыс. жителей края, в том числе более 20 тыс. детей, 5 краевых и
3 федеральных центра высокотехнологичной медицинской помощи. Объемы медицинской помощи в амбулаторном звене растут при сокращении нагрузки на круглосуточную койку, благодаря развитию стационарозамещающих технологий и амбулаторно-поликлинического обслуживания. С учетом стоящих перед краем задач по сокращению смертности, укреплению здоровья населения, увеличению продолжительности активной жизни необходимо обеспечить повышение доступности медицинской помощи жителям всех уголков края за счет расширения возможностей медицинских организаций первичного звена, наращивания объемов высокотехнологичной помощи, развития системы медицинской реабилитации.
Хабаровский край – признанный культурный центр Дальнего Востока, насчитывающий более 600 учреждений культуры, в которых заняты свыше
6,7 тыс. человек. Ежегодно растет число реализуемых в крае выставочных проектов, все большее количество детей и молодежи принимают активное участие в культурной жизни края, музеи и театры расширяют свой диапазон под культурные запросы различных возрастных групп. Между тем, обеспеченность учреждениями культуры в крае, особенно в отдаленных районах, в значительной мере отстает от социальных нормативов и директивных норм, не соответствуя возрастающим потребностям населения. Для поддержания уровня в сфере культуры ежегодный прирост квалифицированных специалистов должен составлять 8 – 9 процента. Однако ежегодно численность работающих в учреждениях культуры продолжает снижаться.
Хабаровский край славится богатыми спортивными традициями,
17 спортсменов становились чемпионами и призерами Олимпийских игр.
Различными формами физической культуры охвачено более 400 тыс. человек, или 35,0 процентов населения края (данный показатель составляет по РФ – 34,2 %).
В последние годы Хабаровский край стал площадкой проведения международных спортивных соревнований и участником мировых спортивных событий (Олимпийских проектов). Так, на высоком организационном уровне проведены: XXXV чемпионат мира по хоккею с мячом, чемпионат мира по киокусинкай, международный турнир по боксу, посвященный памяти героя Советского Союза Константина Короткова.
Положительную тенденцию имеет и развитие материально-технической базы спортивной отрасли. Однако современные требования, предъявляемые к спортивным сооружениям, требуют существенной модернизации существующих объектов спорта, увеличения шаговой доступности спортивных объектов.
В рамках социальной политики реализуется большой комплекс мер социальной защиты населения, в том числе граждан пожилого возраста, инвалидов, многодетных семей. По состоянию на 01 января 2017 г. получателями мер социальной поддержки и социальной помощи являются 581,7 тыс. граждан.
Постепенно снижается уровень бедности – численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума снизилась в 2016 году по сравнению с 2008 годом (наибольшее значение показателя с
2008 года) на 34 процента, и составила 12,6 процента от общей численности населения края. Впервые с 2000 года показатель по краю сложился ниже, чем в среднем по России (13,9 % – оценка), улучшив (за 2016 год по сравнению с 2015 годом) позицию в рейтинге среди субъектов Российской Федерации на 11 мест (3 место среди субъектов ДФО от наименьшего значения, и 23 место – по России). Среднедушевые денежные доходы населения Хабаровского края в 2008 – 2016 годах увеличились в 2,5 раза, достигнув 37,4 тыс. рублей в месяц на человека, однако с учетом потребительской инфляции рост реальных денежных доходов составил 12,8 процента.
С учетом изменения возрастной структуры населения необходимо качественное изменение социальной среды, в том числе, за счет развития мер социальной поддержки с усилением адресности и нуждаемости их предоставления, а также расширение возможностей социального обслуживания граждан.
Несмотря на определенные относительные преимущества Хабаровского края (особенно по сравнению с северными регионами Дальнего Востока), для формирования устойчиво высокой оценки уровня и качества жизни в крае и изменения миграционной ситуации в пользу края необходимо активное развитие его социального потенциала.
1.2. Оценка достигнутых целей социально-экономического развития
края
Культурная среда
Позиционирование Хабаровского края в качестве культурного полюса роста на Дальнем Востоке предполагает создание в крае условий для культивирования и трансляции на весь дальневосточный регион и соседние страны сложившейся в крае уникальной культурной среды, объединяющей в себе самобытные культуры народов края, в том числе коренных малочисленных народов, природные памятники, а также инфраструктурные объекты культуры (архитектура, театры, музеи, концертные залы).
В целях создания единого культурно-информационного пространства, дальнейшего развития культуры, расширения научного и творческого потенциала необходимо обеспечить взаимодействие музеев и театров края с театрами и музеями федерального уровня, других субъектов Российской Федерации в целях реализации совместных проектов, обмена экспозициями, культурно-образовательными программами, обеспечения гастрольной деятельности.
Также необходимо развивать инфраструктуру культурной среды за счет строительства и реконструкции объектов культуры. В г. Хабаровске и г. Комсомольске-на-Амуре должны быть созданы условия для проведения культурных мероприятий, включая крупные форумы и конференции общенационального и международного уровня.
Необходимо обеспечить доступность услуг культуры для населения всех территориальных образований. Решение данной задачи возможно благодаря развитию дистанционных форм обслуживания населения Хабаровского края.
Более перспективными направлениями по обеспечению доступности услуг культуры для населения Хабаровского края являются:
- последовательное расширение функций действующих учреждений культуры, кинопоказа, учреждений образования в сфере культуры, направленных на удовлетворение разнообразных интересов жителей региона;
- модификация структур учреждений культуры – создание на их базе культурных образований нового типа: центров поддержки творческих инициатив, креатив-центров, молодежных клубов, этнокультурных центров, фольклорных формирований и других форм.
Укрепление и модернизация материально-технической базы, развитие информационных ресурсов и технологий, развитие скоростного автомобильного сообщения между пространственными полюсами роста создаст возможности для обеспечения беспрепятственного доступа к историческим памятникам, расширит межрегиональные и международные связи и взаимодействия региона в культурной сфере, увеличит охват населения данными услугами.
Развитие социального благополучия в обществе предполагает создание необходимых условий для поддержания и развития в Хабаровском крае творческой атмосферы, обеспечения притока молодых творческих сил, развития инновационных направлений в сфере культуры в связи с чем, в крае необходимо создать многоуровневую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров отрасли культура.
Ресурсная модернизация
Горнодобывающий комплекс.Стратегическими задачами развития горнодобывающего комплекса Хабаровского края, согласованные с целевыми ориентирами развития Российской Федерации в области недропользования и развития базовых отраслей промышленности, являются:
- развитие минерально-сырьевой базы и увеличение объемов добычи благородных и цветных металлов преимущественно за счет освоения рудных месторождений;
- внедрение современных технологий, в том числе для комплексной переработки полиметаллических руд оловорудных месторождений с извлечением попутных металлов;
- вовлечение в переработку отходов хвостохранилищ и техногенных образований горнодобывающих предприятий;
- обеспечение прироста утвержденных запасов полезных ископаемых в объемах, превышающих уровень их погашения;
- соблюдение высоких стандартов охраны окружающей среды на основе использования наилучших доступных технологий.
Развитие и модернизация в отрасли будет определяться стратегией, направленной на:
- замещение выбывающих из-за истощения балансовых запасов разрабатываемых золоторудных месторождений для поддержания добычи золота на уровне 20 – 25 тонн в год;
- формирование новой отрасли национальной специализации в горнодобывающем комплексе края – добыча и переработка меди в результате строительства горно-обогатительного комбината на Малмыжском золото-меднопорфировом месторождении (Нанайский район);
- восстановление промышленной добычи олова за счет строительства новой обогатительной фабрики на Правоурмийском оловорудном месторождении (Верхнебуреинский район) мощностью 400 тыс. тонн руды в год и переработки хвостохранилища объемом 4500 тыс. куб. м., а также освоения Соболиного оловорудного месторождения (Верхнебуреинский район);
- формирование межрегионального "золотого хаба" дальневосточного значения на базе Амурского горно-металлургического комплекса по извлечению золота из концентратов, пол