ТЕМА: Дефектация распределительного вала
Цель работы: научиться выполнять дефектацию распределительного вала.
Содержание работы: подготовка исходных данных для дефектации; определение технического состояния дефектуемых конструктивных элементов; сортировка деталей по результатам контроля; назначение способов ремонта и содержания операций по дефектной технологии; оформление отчета о работе.
Оборудование и материалы: микрометр МК-50 ГОСТ 6507-90, штангенциркуль ШЦ 1-125-0,1 ГОСТ 166-89, стойка универсальная с индикатором часового типа ИЧ 10-1 ГОСТ577-68, распределительный вал автомобиля ____________, компьютер.
Характеристика распределительного вала
Материал___________________________________________________
Таблица 1 - Номинальные диаметры опорных шеек, мм.
1 шейка | 2 шейка | 3 шейка | 4 шейка | 5 шейка |
Номинальная высота кулачков, мм __________
Допустимое биение средней шейки, мм __________
На рабочих поверхностях кулачков не допускается износ свыше, мм _______
Название, место расположения и краткое описание дефектов коленчатого вала, выявленных внешним осмотром.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результаты замеров опорных шеек и кулачков
Результаты замеров опорных шеек и кулачков распределительного вала и расчётов представлены в таблицах 2 и 3.
Таблица 2 - Результаты замеров опорных шеек распределительного вала
Отверстие под штифт А-А – параллельно, Б-Б – перпендику-лярно плоскости расположения оси отверстия под штифт | Пояс замера | Плоскости замеров | Номер шейки распределительного вала | |||
А–А | ||||||
Б–Б | ||||||
Овальность | ||||||
А–А | ||||||
Б–Б | ||||||
Овальность |
Таблица 3 - Результаты замеров кулачков распределительного вала
Схема замеров | Наименование кулачка | Пояс замеров | Номер кулачка | |||
1, 2 | 3, 4 | 5, 6 | 7, 8 | |||
Впускной 2, 3, 6, 7 | ||||||
Высота кулачка | ||||||
Выпускной 1, 4, 5, 8 | ||||||
Высота кулачка |
Выводы: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7
ТЕМА: Дефектация шатуна
Цель работы:научиться выполнять дефектацию шатуна.
Содержание работы: подготовка исходных данных для дефектации; определение технического состояния дефектуемых конструктивных элементов; сортировка деталей по результатам контроля; назначение способов ремонта и содержания операций по дефектной технологии; оформление отчета о работе.
Оборудование и материалы:верстак слесарный с тисками, динамометрический ключ, штангенциркуль ШЦ 2-250-0,1 ГОСТ 166-89, микрометры МК-25 и МК-75 ГОСТ 6507-90, нутромеры индикаторные с пределами измерений 18-50 и 50-100 ГОСТ 868-82, дефектуемые шатуны, компьютер.
Характеристика шатуна
Вид заготовки __________________________________
Материал детали __________________________________
Номинальный диаметр отверстия верхней головки шатуна, мм, D = ____
Номинальный диаметр отверстия нижней головки шатуна, мм, d = ____
Расстояние между осями отверстий верхней и нижней головок, мм, L = _____
Вид, место расположения и краткая характеристика дефектов установленных внешним осмотром.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результаты замеров шатунов
Таблица
№ шатуна | Диаметр верхней головки, мм | Диаметр нижней головки, мм | Расстояние между осями отверстий головок, мм |
Выводы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите конструктивные элементы шатуна, подлежащие дефектации, и технологические параметры их характеризующие.
2. Как определить состояние отверстия нижней головки?
3. Как определить изгиб шатуна? Причины деформации шатуна.
4. Как определить скручивание шатуна?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8
ТЕМА: Дефектация пружин
Цель работы: научиться выполнять дефектацию пружин.
Содержание работы: изучение конструкций пружин клапанов двигателя, условий их работы и возможных дефектов; изучение способов и средств дефектации пружин; изучение устройства прибора для проверки упругости пружин; дефектация пружин; оформление отчета.
Оборудование и материалы: пресс винтовой; приспособление для контроля пружин; пружина эталонная; пружины, подлежащие дефектации; компьютер.
1. Характеристика пружины
Вид пружины:
Длина пружины в свободном состоянии, L _______ мм
Длина пружины под нагрузкой _______Н, L1 ______ мм
Длина пружины под нагрузкой _______Н, L2 ______ мм
2. Результаты дефектации пружин внешним осмотром
Пружина № 1 ______________________________________________________
__________________________________________________________________
Пружина № 2 ______________________________________________________
__________________________________________________________________
Пружина № 3______________________________________________________
__________________________________________________________________
Пружина № 4______________________________________________________
__________________________________________________________________
1. Результаты замеров при испытании пружин под нагрузкой
№ пружины | Длина пружины L, мм без нагрузки | Длина L1, мм при нагрузке _____ Н | Длина L2, мм при нагрузке ___ Н | |
Выводы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы и задания
1. К каким последствиям в работе механизмов двигателя, сцепления, тормозов могут привести дефекты пружин?
2. Перечислить технические требования чертежа к элементам пружин.
3. Назовите возможные дефекты пружин и способы дефектации.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
ТЕМА: Расчёт размерных групп при комплектовании поршней с гильзами цилиндров
Цель работы: научиться выполнять расчёт размерных групп поршней и гильз цилиндров при комплектовании.
Содержание работы: подготовка исходных данных, согласно индивидуального задания; расчёт ремонтных размеров и классов деталей; оформление отчета о работе.
Оборудование и материалы: методическое пособие, справочная литература, компьютер.
Индивидуальное задание. Определить ремонтные размеры и выполнить расчёт размерных групп сопрягаемых деталей (поршень-цилиндр) для двигателя _______________. Номинальный диаметр поршня dн __________ мм, номинальный диаметр цилиндра Dн _______ мм. Имеются ___ ремонтных размеров с межремонтным интервалом (γ) через ____мм, каждый ремонтный размер имеет ____ групп (А, В, С, D, Е), с интервалом через б = ___ мм.
1. Расчёт ремонтных размеров гильз цилиндров двигателя
1.1. Определяем первый ремонтный размер гильз цилиндра Dp1, мм.
Dp1 = Dн + γ = (1)
1.2. Определяем классы первого ремонтного размера.
А = Dp1 + б = (2)
В = Dp1 + 2×б = (3)
С = Dp1 + 3×б = (4)
D = Dp1 + 4×б = (5)
Е = Dp1 + 5×б = (6)
1.3. Определяем второй ремонтный размер гильз цилиндра Dp2, мм.
Dp2 = Dн + 2×γ = (7)
1.4. Определяем классы второго ремонтного размера.
А = Dp2 + б = (8)
В = Dp2 + 2×б = (9)
С = Dp2 + 3×б = (10)
D = Dp2 + 4×б = (11)
Е = Dp2 + 5×б = (12)
2. Расчёт ремонтных размеровпоршней двигателя
2.1. Определяем первый ремонтный размер поршней dр1, мм.
dр1 = dн - γ = (13)
2.2. Определяем классы первого ремонтного размера.
А = dр1 + б = (14)
В = dр1 + 2×б = (15)
С = dр1 + 3×б = (16)
D = dр1 + 4×б = (17)
Е = dр1 + 5×б = (18)
2.3. Определяем второй ремонтный размер поршня dр2, мм.
dр2 = dн - 2×γ = (19)
2.4. Определяем классы второго ремонтного размера.
А = dр2 + б = (20)
В = dр2 + 2×б = (21)
С = dр2 + 3×б = (22)
D = dр2 + 4×б = (23)
Е = dр2 + 5×б = (24)
Выводы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3