Обучение технике высоких стартов
НА СРЕДНИЕ И ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ
Задача №1. Создать правильное представление о технике высокого старта на короткие дистанции. Настроить занимающихся на активное и сознательное изучение техники данного упражнения.
Средства:
1. Сообщение сведений, где, с какой целью применяется высокий старт. Ознакомить с правилами соревнований.
2. Рассказ о технике и основных требованиях к правильному выполнению упражнения в целом.
3. Показ упражнения в полной координации преподавателем или наиболее подготовленным учеником в полной координации и с акцентом на различные детали техники.
4. Опробование.
Методические указания:
Высокий старт применяется в беге на средние и длинные дистанции (после 600 м) и подаётся на две команды: «На старт!», «Марш!» (или по стартовому выстрелу). Команда «Внимание» не произносится. По команде «На старт!» бегун занимает вначале правильное положение стартующего, затем сразу же положение команды «Внимание». По команде «Марш» происходит выбегание (рис. 11–13).
Методика обучения высокому старту по прямой и основы техники те же, что при обучении высокому старту на короткие дистанции (задачи №2–7), см. выше. Обучение проводится фронтально для всех учащихся.
Двигательные установки:
По команде «На старт!» бегуны вначале принимают и. п. высокого старта, затем, сгибая впереди стоящую ногу, переносят вес тела на нее, туловище при этом незначительно подается вперед за линию старта. По команде «Марш!» (или по стартовому выстрелу) спортсмен активно начинает бег.
Задача №8.Учить выбеганию с высокого старта с поворота.
Средства:
1. Объяснение и показ особенности техники выполнения высокого старта по повороту.
2. Выбегание с высокого старта с ускорением по виражу с большим радиусом (на 6–8 дорожках).
3. Выбегание с высокого старта с ускорением по виражу на первой дорожке (50–80 м) в ¾ интенсивности.
4. Выбегание с высокого старта по кругу радиусом 20–10 м с различной скоростью.
5. Выбегание с высокого старта по виражу с выходом на прямую (80–100 м) с различной скоростью.
6. Многократные выбегания с высокого старта с переходом от максимальных усилий к свободному бегу по инерции.
Методические указания:
В процессе обучения бегу по повороту необходимо следить за наклоном тела в сторону поворота. Наклон туловища внутрь круга зависит от крутизны поворота и скорости бега. Обратить внимание на выполнение стартового разгона сразу по касательной к бровке.
Двигательные установки:
1) необходимо бежать, сохраняя наклон туловища вперед-влево к центру круга, постепенно выпрямляя туловище и занимая беговое положение, при котором сохраняется беговая осанка;
2) во время бега по повороту левая рука сохраняет прямолинейное движение, а правая рука, работая шире, выполняет встречное движение к левой, стопы ног следует поворачивать в сторону поворота, причем в большей степени поворачивается внутрь правая нога.
Основные ошибки и приёмы их исправления:
а)недостаточный наклон туловища влево или сгибание в пояснице. Указывать на конкретную ошибку;
б) учащийся выставляет вперед левое плечо, а не грудь, и разворачивает его вправо, при этом локоть правой руки отводится вправо. Рекомендуется увеличить амплитуду встречного движения правой руки.
в) на вираже занимающегося выбрасывает на соседнюю дорожку. Необходимо увеличить наклон туловища влево и усилить толчок правой ногой.
МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА №9:
ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ВЫСОКИХ СТАРТОВ
С ОПОРОЙ НА РУКУ
Задача№1. Создать представление о технике высокого старта с опорой на руку.
Средства:
1. Сообщение сведений, где, с какой целью применяется высокий старт с опорой на руку. Ознакомить с правилами соревнований.
2. Рассказ о технике и основных требованиях к правильному выполнению упражнения в целом.
3. Показ упражнения в полной координации преподавателем или наиболее подготовленным учеником в полной координации и с акцентом на различные детали техники.
4. Опробование.
Методические указания:
Высокий старт с опорой на руку применяется в эстафетном беге 4х100 м на 2,3,4 этапах. Это позволяет быстрее начать бег и развить максимальную скорость на коротком отрезке, равную скорости передающего эстафету.
В других беговых дисциплинах правилами соревнований по легкой атлетике высокий старт с опорой на руку запрещен для выступлений на соревнованиях. Однако он используется как тренировочное средство для высокого старта на длинные и средние дистанции и подается на две команды «На старт!», «Марш!» или к низкому старту и подаётся на три команды: «На старт!», «Внимание!», «Марш!». Иногда этот старт называют «низкий старт с одной руки».
Задача№2.Учить положению бегуна по команде «На старт!»
Средства:
1. Дать представление о технике выполнения высокого старта с опорой на руку.
2. Выполнение команды «На старт!».
Методические указания:
Обучение проводится фронтально. По команде «На старт!» занимающиеся подбегают к линии старта, толчковая нога устанавливается на расстоянии 1.5–2 стопы от стартовой линии, маховая также на 1–2,5 стопы от носка толчковой. Тяжесть тела распределена на обе ноги, стопы параллельны (рис. 14). По команде «Внимание» туловище наклоняется, противоположная толчковой ноге рука ставится перед линией старта посередине Рис. 14
туловища, другая отводиться максимально назад (рис. 15).
Рис. 15 Рис. 16
По команде «Марш!» бегун начинает стартовое ускорение, которое продолжается до достижения максимальной скорости (рис. 16). Для спортсмена высокого класса – это 45 м и более, а для начинающих – 10–20 м.
Двигательные установки и основные ошибки те же, что при выполнении высокого старта на короткие дистанции.
Задача№4. Учить положению бегуна по команде «Внимание!».
Средства:
1. Рассказ и показ.
2. Выполнение команды «На старт!», «Внимание!» с исправлением ошибок.
3. Многократное выполнение стартовых положений.
Методические указания:
При выполнении команд «На старт!» и «Внимание!» необходимо принимать устойчивое и удобное положение. Важно не перенести чрезмерно тяжесть тела на руку и ноги.
Двигательные установки:
1) по команде «Внимание!» туловище наклоняется, противоположная толчковой ноге рука ставиться перед линией старта, образуя высокий свод (4 пальца вместе-наружу, большой внутрь) посередине линии туловища, другая, согнутая в локтевом суставе, отводиться максимально назад.
2) в этом положении ноги согнуты. Оптимальный угол сгибания в коленном суставе составляет 90–100 градусов, у другой ноги – 100–140 градусов, голени при этом параллельны.
3) взгляд направлен вперед-вниз, на расстояние 40–50см впереди стартовой линии. Плечи слегка выведены вперед за линию опоры рук (не более 5–10 см).
4) тяжесть тела равномерно распределяется на три точки опоры – ноги и руку.
Основные ошибки и приёмы их исправления:
– плечи недостаточно выведены вперед. Для устранения ошибки вывести плечи до перпендикуляра к дорожке. Распределить вес тела на руку и ноги.
– голова поднята, спина прогнута. Рекомендовать опустить голову, смотреть вперед-вниз.
Задача №5.Далее обучение команде «Марш!» и технике стартового разгона соответствует задачам из методической карты «Обучения технике высокого старта на короткие дистанции»(см. выше).
Методические указания:
По команде «Марш!» (или по стартовому выстрелу) опорная рука снимается с одновременным отталкиванием ногами и сразу следует быстрая смена положения рук.
ЭСТАФЕТНЫЙ БЕГ
Эстафетный бег – это командный вид легкой атлетики, который по эмоциональности и увлекательности превосходит остальные виды. Эстафетный бег проводится на стадионе и вне его. Главным в эстафете является то, что во время бега участники команды поочередно пробегают определенные правилами соревнований отрезки дистанции, передавая друг другу эстафетную палочку в выделенной 20-метровой зоне.
Рис. 17
Эстафетный бег как легкоатлетическое соревнование начал культивироваться в XIX в. Впервые он был включен в программу IV Олимпийских игр (Лондон, 1908 г.). На этих соревнованиях эстафетный бег включал различные дистанции – 200+200+400+800 м.
В легкой атлетике различают следующие виды эстафетного бега:
– эстафетный бег, проводимый на стадионе (4х100 м, 4x400 м – это классические, т.е. олимпийские виды);
– эстафеты на любые дистанции и с любым количеством этапов, а также «шведские» эстафеты, например: 800 + 400 + 200 + 100 (или в обратном порядке);
– эстафеты, проводимые вне стадиона, например, на улицах городов. Они отличаются разной длиной и количеством этапов, могут состоять только из мужчин или женщин, а также быть смешанными, где бегут и мужчины, и женщины.
По скорости техника бега по дистанции в эстафетах не отличается от техники бега соответствующих видов. Особенностью эстафетного бега является техника передачи эстафетной палочки в ограниченной зоне на высокой скорости. В соответствии с правилами соревнований в эстафетном беге палочку нужно передавать в коридоре длиной 20 м. В эстафете 4х100 м бегунам II, III и IV этапов дается дополнительный разбег от начала коридора в пределах 10 м, что позволяет набрать более высокую скорость к месту передачи эстафетной палочки. С учетом зон разбега и передачи палочки спортсмены пробегают на I этапе 110 м, на II – 130 м, на III – 130 м, на IV – 120 м. Поэтому при расстановке участников команды по этапам необходимо учитывать их индивидуальные особенности.
В эстафетном беге 4х400 м и всех остальных эстафетах дополнительного разбега не дается, и участники должны стартовать, находясь в 20-метровом коридоре. Скорость бега в этих эстафетах ниже, и поэтому не дается дополнительного разбега.
На I этапе эстафетного бега 4х100 м бегун стартует с низкого старта в вираж, как при старте на 200 м. Эстафетная палочка держится тремя пальцами правой руки, а указательный и большой пальцы выпрямлены и упираются в дорожку у стартовой линии. Для того чтобы бегун I этапа бежал у бровки дорожки, он должен всегда держать палочку в правой руке, а передавать в левую руку своему партнеру. Когда бегун, передающий эстафету, достигает контрольную отметку, принимающий бегун начинает стартовый разгон. Вбегая в зону передачи эстафеты, оба бегуна сближаются, первый догоняет второго, передающий бегун за 2 беговых шага должен дать краткую команду голосом для того, чтобы принимающий бегун выпрямил и отвел руку назад для передачи эстафеты. После выполнения передачи бегун, принявший эстафету, выполняет быстрый бег по своему этапу, а бегун, передавший эстафету, постепенно замедляя бег, останавливается, но не выходит за боковые границы своей дорожки. Только после пробегания зоны передачи другими командами он покидает дорожку.
Бегун II этапа несет эстафетную палочку в левой руке и осуществляет передачу бегуну III этапа в правую руку. На III этапе бегун бежит по виражу как можно ближе к бровке и передает эстафету на IV этапе с правой руки в левую руку. В зоне передачи бегуны должны бежать, не мешая друг другу, т.е. по краям беговой дорожки в зависимости от руки, осуществляющей передачу.
При рациональной технике передачи эстафеты принимающий палочку должен осуществлять бег и прием эстафеты не оглядываясь назад, сохраняя высокую скорость. Обычно он стартует с высокого старта или с низкого старта с опорой на одну руку. При высоком старте бегун поворачивает голову немного назад, чтобы видеть контрольную отметку и подбегающего к ней бегуна. При старте с опорой на одну руку бегун смотрит назад через плечо неопорной руки, или, опустив голову, смотрит назад под неопорной рукой. Очень важный элемент техники в момент передачи – бег в одном ритме, т.е. бежать надо в ногу. Также важно найти оптимальную «фору» для начала бега, начиная бег при такой длине «форы», когда совпадение скоростей передающего и принимающего происходит на середине зоны передачи.
МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА №11: