Обучение технике бега на уроках

ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ БЕГА НА УРОКАХ

ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ В ШКОЛЕ

Учебно-методическое пособие

Киров

УДК

Рекомендовано к изданию методическим советом

педагогического института ВятГУ

Допущено редакционно-издательской комиссией методического совета ВятГУ в качестве учебного пособия для студентов направления 49.03.01 «Физическая культура»

Рецензент:

кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспитания ФГБОУ ВПО «ВятГУ»

М. С. Авдеева

Стрельникова, И. В.

Авторская рукопись. Обучение технике бега на уроках легкой атлетики в школе: учебно-методическое пособие / И. В. Стрельникова. – Киров: ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2017. – 82 с.

В работе подробно раскрываются основы техники бега, где важная роль отводится описанию технике бегового шага и беговой осанки. Широко представлена технология обучения беговым упражнениям, в основе которых лежит типовая схема обучения легкоатлетическим упражнениям с последовательным изучением элементов целостного действия по задачам, а также описанием средств, методических указаний, двигательных установок и наиболее часто встречающихся ошибок при выполнении. Разбираются все этапы обучения технике бега. Данная работа предназначена для учителей, тренеров, преподавателей и студентов факультета физической культуры.

ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

Развитие легкой атлетики……………………………………………4

Проблема допинга в легкой атлетике………………………………12

Техника безопасности на уроке по легкой атлетике……………..14

Классификация бега и его основы………………………………….15

Технология обучения специальным беговым упражнениям…….21

Методическая карта № 1: Обучение технике семенящего бега…23

Методическая карта № 2: Обучение технике высокого

поднимания бедра…………………………………...………………28

Подводящие упражнения к высокому подниманию бедра……….32

Методическая карта № 3: Обучение технике

захлестывания голени……………………………………………...35

Основы техники бега………………………………………………37

Методика обучение технике бега………………………………….40

Методическая карта № 4: Обучение технике низких стартов

на короткие дистанции…………………………………………….40

Методическая карта № 5: Обучение технике бега на

короткие дистанции………………………………………………...53

Методическая карта № 6: Обучение технике бега на

средние и длинные дистанции……………………………………..56

Методическая карта № 7: Обучение технике высоких стартов

на короткие дистанции……………………………………………...58

Методическая карта № 8: Обучение технике высоких стартов

на средние и длинные дистанции………………………………….66

Методическая карта № 9: Обучение технике высоких стартов

с опорой на руку…………………………………………………….69

Эстафетный бег……………………………………………………..72

Методическая карта № 10: Обучение технике

эстафетного бега……………………………………………………..74

Список литературы…………………………………………………82

РАЗВИТИЕ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ

Легкая атлетика – наиболее массовый вид спорта, способствующий всестороннему физическому развитию человека, так как объединяет распространенные и жизненно важные движения (ходьба, бег, прыжки, метания).

Лёгкая атлетика относится к весьма консервативным видам спорта. Так программа мужских дисциплин в программе Олимпийских игр (24 вида) не менялась с 1956 года. В программу женских видов входит 23 вида. Единственная разница – это ходьба на 50 км, которой нет в женском списке. Таким образом, лёгкая атлетика является наиболее медалеёмким видом среди всех олимпийских видов спорта.

В спортивной классификации по легкой атлетике у женщин насчитывается 50 видов спорта, проводимых на стадионах, шоссе и пересеченной местности, и 14 видов спорта, проводимых в помещении, у мужчин – 56 и 15 видов спорта, соответственно. Программа чемпионатов в помещении состоит из 26 видов (13 мужских и 13 женских).

На официальных соревнованиях мужчины и женщины не участвуют в совместных стартах.

В системе физического воспитания легкая атлетика занимает главенствующее место благодаря разнообразию, доступности, дозируемости, а также ее прикладному значению. Различные виды бега, прыжков и метаний входят составной частью в каждый урок физической культуры образовательных учреждений всех ступеней итренировочный процесс многих других видов спорта.

История развития легкой атлетики начинается с Олимпийских игр древности. Один из поэтических мифов древней Греции повествует о том, как возник олимпийский стадион. По легенде, первые состязания были организованы Гераклом, примерно в 17 в. до н. э. В честь победы над царём Авгием проводились они в беге между четырьмя братьями. По преданию Геракл начертил место для начала бега, затем отмерил 600 ступней. Эта дистанция стала длиной стадиона и называлась стадией (192 м 27см), или как тогда её называли – дромос.

Есть сведения, что Олимпийские игры проводились уже в 1580 г. до н. э., судя по надписи на диске известного атлета Поплиоса Асклепидеса. Однако первая исторически достоверная запись об Олимпийских играх относится к 776 г. до н. э. Тогда впервые было записано имя победителя Корэба, повара из Элиды, в беге на 1 стадию. В дальнейшем состязания проводились каждые 4 года.

На Играх 14-й Олимпиады (724 г. до н. э.) впервые были разыграны награды в беге на дистанции, равной двум стадиям (384, 54 м) – диаулос и бег на длинную дистанцию 24 стадии (4614, 5 м) – долихос. Старт в беге давали по сигналу, и совершивший фальстарт подвергался наказанию плетью. Древние атлеты применяли не только высокий, но и низкий старт, используя для этого особые специальные упоры для ног в виде каменных или мраморных плит (балбис).

Сейчас трудно оценить достижения греческих спортсменов, так как каких-либо приборов для фиксации времени бега тогда не существовало. О юном бегуне Полимнестроне, первом олимпийском чемпионе среди юниоров, рассказывали, что он не только догонял козу из стада, но и зайца (!).

Уже в ту пору участники Игр специализировались в отдельных видах программы состязаний. Например, бегуны на длинные дистанции, как правило, очень редко стартовали в беге на короткие дистанции. Зато очень часто один и тот же атлет выступал на двух коротких дистанциях и нередко оказывался сильнейшим на обеих сразу.

Не менее древним является и эстафетный бег. Чрезвычайно популярным у греков был «лампадериомас» или эстафетный бег с факелами. В состав команды входило 40 участников. Египтяне также имели бегунов, которые служили гонцами.

В 394 г. н. э. Римский император Феодосий I издал указ, запрещающий дальнейшее проведение Олимпийских игр. Император принял христианство и решил искоренить антихристианские игры, прославляющие языческих богов. В последующие века спорт потерял то демократическое значение, которое ему придавали в Древней Греции и полторы тысячи лет игры не проводились.

Современная лёгкая атлетика берёт своё начало на британских островах. Уже в манускриптах 17 в. упоминаются легкоатлетические соревнования лондонцев. Состязались бегуны на ипподромах или на больших дорогах между городами. В 1770 г. был зафиксирован I результат часового бега – 17 км 300 м. Также имеются данные об отдельных попытках в разных странах проводить соревнования по легкой атлетике. Зафиксированы результаты в беге: на 1 милю (1609, 34 м) в 1792 г.– 5.52.0 (Ф. Поуэлл, Великобритания) и 440 ярдов (1 ярд 91,4 м) в 1830 г. – 2.06.0 (А. Вуд, Великобритания) и др.

Считается, что началом истории развития легкой атлетики стали соревнования в беге на 2 км учащихся колледжа в г. Регби (Англия) в 1837 г., после чего подобные соревнования стали проводиться и в других заведениях Англии. Позднее в программу стали включать бег на короткие дистанции, бег с препятствиями и другие виды легкой атлетики. Интересно, что в Англии в те годы «профессионалами» считались люди, которые занимались физическим трудом, а «любителями» представители высших сословий.

Позднее лёгкая атлетика стала развиваться в США. В 1868 г. был создан атлетический клуб в Нью-Йорке, а в 1875 г. организовался студенческий спортивный союз, который быстро распространяется в университетах. Это позволяет в последующие годы (до 1952 г.) обеспечить американцам ведущее положение на спортивной арене в мире. К 1880-1890 гг. всё больше стран организуют легкоатлетические ассоциации и вступают в борьбу за первенство в этом виде спорта.

Подлинное развитие современной легкой атлетики связано с возрождением Олимпийских игр. Большую роль в этом сыграл французский педагог и общественный деятель Пьер де Кубертен (1863–1937), который в 1889 г. выступил с идеей возрождения Олимпийских игр. 23 июня 1894 года, спустя ровно 1500 лет после запрета Олимпийских игр по его инициативе был созван Международный спортивный конгресс. Конгресс принял решение о возрождении игр и о создании Международного Олимпийского комитета (МОК). Президентом МОК был избран Пьер де Кубертен.

Первые Олимпийские игры нашего времени состоялись в 1896 г. в Афинах, на родине древних Олимпийских игр. На реконструированном мраморном стадионе собрались 80 тысяч зрителей, и греческий король объявил игры первой Олимпиады открытыми. В программе Игр были девять видов спорта – классическая борьба, велогонки, гимнастика, легкая атлетика, плавание, пулевая стрельба, теннис, тяжелая атлетика и фехтование.

В центре внимания был марафонский бег. Старт был дан в страшную жару в 12 часов дня, что вполне могло закончиться трагически. Спортсмены бежали 40 км по той самой каменистой дороге, по которой около 2500 лет назад пробежал из селения Марафон в Афины эллинский воин-гонец с вестью о победе греков над персами. По преданию, гонец прибежал в город, не останавливаясь в пути, и с возгласом «Мы победили!» упал замертво. В честь подвига этого солдата в программу Олимпийских игр и был включен пробег от Марафона до Афин. Бегунов сопровождали всадники с секундомерами, которые должны были сообщать лидерам время после каждого километра. Однако на тридцатом километре лошади выбились из сил, и секундометристы вынуждены были пересесть на велосипеды.

Для Греции, хозяйки I Олимпиады, победа в этом виде программы была вопросом национальной гордости и чести. Тысячи болельщиков разочарованно вздохнули, когда с середины дистанции пришло сообщение: в числе лидеров нет греческих бегунов. Но затем ситуация на дистанции изменилась. Прежние лидеры, не выдержав жары, сошли, и первым на стадион вбежал грек Спирос Луис, скромный почтальон из поселка Марузи. Последний круг вместе с победителем пробежал сам король Греции, в порыве чувств покинувший королевскую ложу. Луис стал национальным героем своей страны.

Заслуживает внимания такой эпизод олимпийских состязаний. На старт дистанции 100 м большинство бегунов вышли в коротких белых брюках и сапогах с короткими голенищами. И только один спортсмен – американец Томас Бэрк – был в трусах и в обуви полегче, напоминавшей современные шиповки. Если его соперники принимали старт стоя, то Бэрк опустился на одно колено и уперся в землю руками. Зрители даже посмеивались над этим оригиналом. Но каково же было их изумление, когда именно этот спортсмен финишировал первым. С тех пор низкий старт стал общепринятым в соревнованиях спринтеров. Надо отметить, что низкий старт был предложен в 1887 г. известным американским тренером Мерфи и впервые был применен его соотечественником Шеррилом. Стартовали они из небольших ямок, вырытых в грунте. В течение многих лет велись эксперименты по совершенствованию низких стартов. В 1926 г. американцами впервые были применены стартовые колодки, которые позволили усовершенствовать технику низкого старта. Колодки и стартовые станки обеспечивают стабильную расстановку ног, твердую опору при отталкивании, дают возможность быстрее набрать максимальную скорость.

В целом же олимпийский дебют «королевы спорта» прошел в Афинах весьма скромно. Всего на старт вышло менее ста спортсменов.

Четких правил соревнований в этот период еще не было, поэтому на каждом соревновании они устанавливались по договоренности между спортсменами. Техника бега также мало чем напоминала отточенные движения современных бегунов. Спортсмены бежали скованно, напряженно. И лишь со временем стало ясно, что быстрота несовместима с напряженными мышцами, что, чем свободнее бег, тем выше скорость.

Бег на короткие дистанции раньше других видов легкой атлетики был признан доступным для женщин и включен в программу Олимпийских игр 1928 г.

Началом развития лёгкой атлетики в России считается организация «Кружка любителей спорта», созданная в 1888 г. в местечке Тярлово под Петербургом. Организатором кружка был П.П. Москвин. Членами кружка была в основном учащаяся молодежь, проводившая в Тярлево летние каникулы. Этот спортивный кружок сыграл большую роль в развитии легкой атлетики. Его участники первыми в России начали систематически заниматься бегом, а затем прыжками и метаниями. В 90-х годах XIX в. кружок провел ряд крупных для того времени соревнований.

Спринтерский бег в России получил распространение позже, чем в западных странах. В первых официальных соревнованиях по легкой атлетике в России (1897 г.) в программу был включен бег на 300 футов (91,5 м) и на 188, 5 сажени (401, 5 м).

С 1908 г. проводится первенство России по легкой атлетике, где принимает участие около 50 спортсменов, а с 1913 г. Всероссийские олимпиады. В 1910 г. состоялись соревнования с участием петербургских студентов. В этом же году были проведены соревнования для женщин.

В 1912 г. русские спортсмены (47 человек) впервые приняли участие в V Олимпийских играх в Стокгольме, но их выступление было неудачным, из-за слабой подготовленности никто не занял призового места.

После революции 1917 г., благодаря созданию в нашей стране всех условий для физического воспитания советских людей и подготовке молодого поколения к службе в рядах Красной Армии, лёгкая атлетика стала развиваться как массовый вид спорта. Несмотря на бойкот стран НАТО, многие советские спортсмены показывали результаты, превосходившие европейские и мировые рекорды. В 1923 г. состоялись 1 международные соревнования со спортсменами рабочего спортивного союза Финляндии.

Значительным стимулом роста спортивных достижений стала начавшаяся в 1924 г. официальная регистрация рекордов.

Важными событиями для развития легкой атлетики стал первый Всероссийский праздник ФК в Москве в 1925 г., а в 1928 г. прошла первая всесоюзная спартакиада. В этих соревнованиях особенно отличились Д. Марков, А. Дёмин, Е. Егорова, Н. Озолин и др.

В 30-е гг. начали создаваться научно-методические основы современной системы подготовки легкоатлетов, и развитию легкой атлетики в большой мере способствовало введение в 1931 г. комплекса ГТО, в которой широко представлены основные виды легкой атлетики. Известные во всём мире легкоатлеты братья Знаменские, Т. Быкова и другие начали свой спортивный путь со сдачи этого комплекса. Впервые в 1937 году за большие спортивные достижения были награждены орденом «Знак почёта» выдающиеся легкоатлеты: Серафим и Григорий Знаменские, Николай Озолин, Тамара Быкова (всего 8 легкоатлетов). В 1934 г. в стране учреждено почётное звание «Заслуженный мастер спорта».

В период 1927–1940 гг. по уровню лучших спортивных результатов легкоатлеты СССР, занимавшие в 1925 г. 28 место в мире, вышли в 1940 г. на 5-е место.

В годы ВОВ многие легкоатлеты ушли на фронт в том числе и братья Знаменские, а заслуженному мастеру спорта Н.Копылову, за проявленное мужество и отвагу присвоено звание Героя Советского Союза.

С 1946 г. легкоатлеты участвуют в чемпионатах Европы (проводятся с 1934 г. в четные годы между Олимпийские игры). Впервые выступив на чемпионате Европы в Осло, советские легкоатлеты занимают 2-е общекомандное место, завоёвывая 6 золотых, 6 серебряных и 4 бронзовых медалей. В 1948 г. федерация л/а СССР вступила в члены ИААФ.

В 1951 году в СССР создается Национальный Олимпийский комитет (НОК), который признается МОК. На VI Олимпийские игры в Хельсинки (Финляндия) в 1952 г. впервые были направлены советские спортсмены. В общекомандном зачете наши спортсмены поделили 1 и 2 места с командой США. Тогда наш земляк Виктор Казанцев завоевал серебряную медаль в стипль-чезе (3000 м с препятствиями).

Среди победителей можно особенно отметить тех, кто завоевал 2 золотые медали в одних Олимпийских играх: В. Куц (5000 и 10000 м), В Борзов (1972 г. в Мюнхене – 100 и 200 м – золото и 1серебро в эстафете 4х100 м), Т. Казанкина (1976 г. в Монреале – 800 и 1500 м). Завидное долголетие показали наши спортсмены, добиваясь победы в нескольких Олимпийских играх и устанавливая олимпийские рекорды в ожесточённой борьбе: И. Пресс (б/бег, пятиборье), Л. Брагина, (1500 м, тренер В. Казанцев, наш земляк) и др.

В настоящее время популярность легкой атлетики во всем мире существенно возросла, так как не требует дорогостоящих условий для занятий. Этим обусловлена её столь высокая распространённость, в том числе, и в экономически слаборазвитых странах Азии, Африки и Латинской Америки, главным образом в беге на средние и длинные дистанции. В последние годы на международную арену вышли женщины из стран, которые ранее, в силу религиозных и национальных предрассудков, не участвовали в спортивной жизни.

Наиболее развита лёгкая атлетика, как вид спорта в таких странах как: США, Россия, ФРГ, Великобритания, Кения, Эфиопия.

Возрастающая популярность легкой атлетики привлекает к себе прессу, радио и телевидение. Различные фирмы становятся спонсорами легкоатлетических соревнований. Многие города имеют свои фирменные состязания для сильнейших легкоатлетов мира. Очень популярны соревнования серии Гран-при. Огромным успехом пользуются, собирающие тысячи участников, традиционные марафоны в Нью-Йорке, Лондоне, Токио, Чикаго, Фукуоке, Роттердаме и других городах. Крупные призовые фонды делают эти пробеги особенно привлекательными. Количество участников этих марафонов исчисляется десятками, а зрителей – сотнями тысяч.

ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ

В любой деятельности существуют определенные правила для ее успешного выполнения, которые необходимо соблюдать. В спортивной деятельности есть свои меры безопасности, которые зависят от вида спорта и условий, где эта деятельность выполняется. В многообразных видах легкой атлетики каждому виду присуши свои меры безопасности, которые можно разделить на общие и частные.

Общие меры безопасности

Не начинайте основную часть урока без предварительной подготовки всего организма либо определенных групп мышц. Внимательно осмотрите место и условия, где будет проходить занятие, и если есть помехи, то устраните их. Изучите упражнение или какое-либо двигательное действие, соразмерьте его со своими возможностями, ведь всегда существует риск получить травму.

Контролируйте свои действия на всем протяжении спортивной деятельности, особенно, когда начинает наступать утомление, и когда приступаете к разучиванию новых, сложных по технике упражнений.

Частные меры безопасности

Бег. При беге на стадионе надо соблюдать следующие правила:

– не бегать против движения (против часовой стрелки);

– не стоять на рабочей дорожке (по которой бегут);

– обгонять всегда справа;

– при обгоне нельзя резко принимать влево;

– после быстрого бега не тормозить резко, это приводит к травам суставов ног;

– после прекращения бега по отдельным дорожкам и перехода на общую дорожку, посмотреть влево, т. к. рядом еще кто-то может бежать, и вы явитесь причиной помехи;

– помнить, что первая дорожка для всех бегунов.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ВЫСОКОГО

ПОДНИМАНИЯ БЕДРА

Задача № 1.Создать правильное представление о технике выполнения высокого поднимания бедра (ВПБ).

Средства:

1. Сообщение сведений, где, с какой целью применяется специально-беговое упражнение ВПБ.

2. Рассказ о технике и основных требованиях к правильному выполнению упражнения в целом.

3. Показ упражнения в полной координации преподавателем или наиболее подготовленным учеником в полной координации и с акцентом на различные детали техники.

4. Опробование.

Методические указания:

а) ВПБ – это СБУ, которое используется для формирования правильной беговой осанки, становления и совершенствования техники бегового шага, для укрепления и развития силы мышц стопы и бёдер, силовой выносливости, а также для развития подвижности в суставах;

б) ВПБ – сложное координационное упражнение, требующее специальной физической подготовленности, поэтому его выполнение без постоянного исправления ошибок приведёт к их закреплению, формированию неправильных двигательных навыков, а значит, к таким перегрузкам на организм, как «удары» по позвоночному столбу.

Двигательные установки к выполнению:

а) те же, что и к формированию правильной беговой осанки;

б) следует обратить внимание на работу стопы. Выполняется так же, как в СБ – стопа «заряжена» и активно «отскакивает» от дорожки (как мячик, пружинка и т.д.);

в) опорная нога полностью выпрямлена во всех суставах;

г) бедро поднимается до горизонтали и выше за счёт «включения» мышц бёдер и тазобедренного сустава;

обучение технике бега на уроках - student2.ru д) плечевой пояс расслаблен, руки «работают» по широкой амплитуде: впереди до уровня подбородка, сзади – до отказа, одновременно с отработкой скрестного движения плечевого и тазобедренного поясов во встречных направлениях – «колено-локоть».

Задача № 2.Учить правильной работе стоп и ног.

Средства:

И. п. – стоя правым боком у опоры, левую согнутую ногу поднять до горизонтали и взять рукой за колено, голень расслаблена, слегка под себя. Выполнить подъёмы на стопе илипокачивания (рис. 4).

2. То же, стоя к опоре левым боком. Рис. 4

3. То же без поддержки рукой, но с опорой.

4. То же с быстрым отскоком от грунта и подъёмом бедра до горизонтали и выше.

5. В подскоке поднимание бедра вверх или в сторону, без выпуска голени («канкан согнутой ногой»).

Методические указания:

а) при выполнении упражнений, обращать внимание на вертикальное положение туловища или его небольшой наклон вперёд;

б) опорная нога находится на передней части стопы и напряжена («натянута» как струна);

в) голень согнутой ноги свободно опущена вниз, стопа расслаблена;

г) нога на опору ставится упруго, точно «под себя», выпрямленной во всех суставах;

д) в 4–5 упражнениях бедро поднимается за счёт отскока стопы (пружинка) и включения мышц бёдер и тазобедренного сустава.

Задача № 3.Учить технике работы рук.

Средства:

1. И.п.– стоя на передней части стопы, руки согнуты в локтевых суставах под острым углом. Выполнить движение руками, как в беге, с зафиксированным отведением локтя назад-в сторону и вперёд до уровня подбородка.

2. «Работа» рук в медленном темпе.

3. То же в быстром темпе.

4. «Работа» рук по 10 сек. на количество повторений.

Методические указания:

а) руки работают по широкой амплитуде – впереди до уровня подбородка, сзади до отказа, локоть направлен слегка в сторону;

б) плечевой пояс расслаблен или плечи опущены вниз;

в) кисти рук «подобраны», но не расслабленны;

г) подбородок приподнят;

обучение технике бега на уроках - student2.ru д) сохранять небольшой наклон туловища вперёд;

е) в упражнении 1 обязательно проверить правильность выполнения у каждого ученика.

Задача № 4.Учить в сочетании технике работы рук и ног.

Средства:

1. ВПБ в ходьбе (рис. 5).

2. То же в беге с незначительным продвижением вперёд.

3. То же с акцентом на максимальный подъём бедра вверх.

Методические указания:

а) сохранять беговую осанку; Рис. 5

б) не наклонять туловище сильно вперёд и не отводить плечи назад;

в) «вырасти» на опорной ноге;

г) не опускаться на пятки;

д) поддерживать встречную работу рук и ног – «колено-локоть»;

е) в последнем упражнении почувствовать зафиксированное положение колена и локтя.

Задача № 5. Учить ВПБ в полной координации.

Средства:

1. ВПБ с незначительным продвижением вперёд и переходом в свободный бег.

2. ВПБ с максимальной частотой и переходом в ускорение.

3. ВПБ с максимальным подъёмом бедра вверх и переходом на широкий бег.

Задача № 6.Закрепить технику выполнения ВПБ. Оценить технику выполнения ВПБ.

Средства:

1. ВПБ с различной амплитудой движения бёдер – выше горизонтали / ниже, и с переходом в свободный бег.

2. ВПБ в сочетании с СБ и переходом в свободный бег.

3. ВПБ в упоре у гимнастической стенки.

Методические указания к задачам № 5 и 6:

а) при переходе в бег сохранять темп и ритм выполнения упражнения;

б) стараться удерживаться на высокой стопе;

в) следить за оптимальным наклоном туловища вперёд;

г) широкий шаг выполняется за счёт движения от таза, в беге ноги как бы «распустить»;

д) ВПБ в упоре рекомендуется выполнять сериями по 10–15 секунд на максимальное количество подъёма бедер.

ПОДВОДЯЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ К ВПБ

Подводящие упражнения не являются сложными координационными действиями, поэтому их можно выполнять и в подготовительной части урока.

К ним относятся:

– ВПБ боком;

– ВПБ спиной вперёд;

– ВПБ «колесом».

Двигательные установки к выполнению ВПБ боком(рис. 6):

а) все методические указания к беговой осанке и к технике ВПБ сохраняются;

б) при выполнении упражнения правым боком, правая нога ставится как можно дальше на опору, левая «подставляется» к правой;

в) то же другим боком;

г) необходимо поддерживать ритм и амплитуду движений ног;

д) ноги работают, как «автомат»;

е) недопустимы перекрёстные движения ног («лебединое озеро»);

ж) во время выполнения рекомендуется изменять ритм и амплитуду движений.

обучение технике бега на уроках - student2.ru обучение технике бега на уроках - student2.ru обучение технике бега на уроках - student2.ru

Рис. 6

Двигательные установки к выполнению ВПБ спиной вперёд (рис. 7):

а) все методические указания к беговой осанке и к технике ВПБ сохраняются;

б) во избежания падения назад можно слегка наклонить туловище вперёд;

обучение технике бега на уроках - student2.ru обучение технике бега на уроках - student2.ru в) при выполнении необходимо развернуть голову в сторону и смотреть назад через плечо;

г) упражнение также можно выполнять с максимальной или с незначительной амплитудой.

Рис. 7

Двигательные установки к выполнению ВПБ «колесом»:

а) также является подводящим упражнением в обучении технике барьерного бега;

б) более технически сложное упражнение, рекомендуется разучивать у опоры.

Средства:

1. Сохраняя беговую осанку, взять ногу за голеностоп. Выполнить вынос бедра до горизонтали и выше с последующим опусканием голени вниз «по себя».

2. «Велосипед». Нога быстрым движением «складывается» и выносится бедром вперёд-вверх до горизонтали, затем свободно «падает» вниз загребающим движением «под себя»(рис. 8).

3. «Колесо» в ходьбе со встречным движением рук – «носок-ладонь».

4. То же в медленном беге.

5. ВПБ с переходом в «колесо».

Методические указания:

а) в данном упражнении туловище удерживается вертикально;

б) остальные методические указания по положению туловища, ног и стопы сохраняются;

в) чем выше поднимается нога, тем легче после этого сделать «загребающее» движение голенью;

обучение технике бега на уроках - student2.ru обучение технике бега на уроках - student2.ru обучение технике бега на уроках - student2.ru

Рис.8

г) разноимённая рука вместе с движением плеча вперёд «тянется» к носку «выпущенной» голени.

МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА № 3:

ОСНОВЫ ТЕХНИКИ БЕГА

Беговые дисциплины в легкой атлетике делят на:

– бег на короткие дистанции;

– бег на средние и длинные дистанции;

– бег на сверхдлинные дистанции и марафонский бег;

– эстафетный бег;

– барьерный бег;

– бег с препятствиями.

Условно процесс бега можно разделить на старт, стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование. Основы техники бега являются наиболее консервативными, и они существенно не изменялись на протяжении веков. Проводимые исследования в индивидуальной технике среди ведущих спортсменов вносили лишь небольшие изменения. В основном определялось влияние различных факторов на технику бега, работа определенных мышц в процессе создания скорости бега, определялись биомеханические параметры основных характеристик техники бега.

В основе современной техники бега лежит стремление добиться:

1) высокой скорости передвижения;

2) сохранения этой скорости на протяжении всей дистанции бега при минимуме затрат энергии;

3) свободы и естественности в каждом движении.

В каждой возрастной группе учеников имеются свои различия, которые зависят как от их индивидуальных антропометрических данных (рост, вес, соотношение частей тела, рост сидя, размах рук, размер стопы), так и от уровня развития и темпов роста основных двигательных качеств. Главным процессе овладения и совершенствования техники бега является наиболее совершенная, рациональная техника движений.

В любом виде бега необходимо говорить об оптимальной длине шага. В беге на средние дистанции она меньше, чем в беге на короткие дистанции, и больше, чем на длинные и сверхдлинные дистанции.

Одними из главных показателей техники бега являются мощность усилий и экономичность движений. Они связаны, с одной стороны, со скоростно-силовой подготовленностью, а с другой – с экономичностью расхода энергетических ресурсов. С увеличением дистанции значение фактора экономичности движений преобладает над значением фактора мощности работы, так как происходит уменьшение длины и частоты шагов. Здесь на первое место выступает способность спортсмена к продолжительной работе оптимальной мощности.

Обучение технике беговых видов лучше всего начинать с техники бега на средние и длинные дистанции. Скорость в этих видах относительно невысокая, но в то же время здесь сохраняется общая визуальная техника бега, присущая всем его разновидностям.

Техника бега зависит от многих факторов. Наиболее существенными являются:

– индивидуальные особенности;

– уровень физической подготовленности спортсмена;

– дистанция бега;

– покрытие, на котором выполняется бег;

– конфигурация местности;

– климатические условия.

К индивидуальным особенностям необходимо отнести: 1) длину ног; 2) подвижность в суставах, особенно в тазобедренном, коленном и голеностопном; 3) врожденное соотношение красных и белых мышечных волокон, которые влияют на такие физические качества, как быстрота и выносливость.

С повышением уровня физической подготовленности будет меняться и техника бега, приобретая более рациональные и экономичные формы и содержание.

От дистанции бега и двигательных задач будет зависеть в первую очередь скорость бега, которая будет влиять на технику бега. Покрытие, на котором выполняется бег (мягкий грунт, асфальт, песок, дорожка стадиона), также оказывает влияние на технику бега. Различные покрытия будут оказывать влияние на определенные параметры техники бега и тем самым изменять ее в зависимости от качества покрытия. Бег по пересеченной местности, бег под гору и в гору, различные повороты будут предъявлять свои требования к технике бега. Даже относительно ровная поверхность дорожки стадиона будет влиять на технику бега, разделяя ее на технику бега по прямой, и технику бега по виражу. В спортивных манежах особое внимание надо уделять технике бега по виражу, так как вираж в манеже существенно отличается от виража на стадионе.

Климатические условия оказывают существенное влияние на технику бега на открытой местности. Сила и направление ветра могут как отрицательно, так и положительно влиять на изменение техники бега. Различного рода осадки, температура воздуха также оказывают влияние на изменение техники бега.

В настоящее время многие тренеры согласны с тем, что техника бега сугубо индивидуальна и, несмотря на определенные биомеханические характеристики, зависит от конкретных индивидуальных особенностей спортсмена, а также от достигаемых им уровней мощности и быстроты. Это, конечно, не исключает общих для всех рациональных элементов техники, совершенствованием которых занимаются и по сей день.

НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ

Задача № 1. Создать правильное представление о технике низких стартов. Настроить занимающихся на активное и сознательное изучение техники данного упражнения.

Средства:

1. Сообщение сведений о значении и технике низких стартов, об истории возникновения. Ознакомить с правилами соревнований.

2. Рассказ о технике и основных требованиях к правильному выполнению упражнения в целом.

3. Показ упражнения в полной координации преподавателем или наиболее подготовленным учеником в полной координации и с акцентом на различные детали техники.

4. Опробование.

Методические указания:

Низкий старт позволяет быстрее начать бег по сравнению с высоким стартом и развить максимальную скорость на коротком отрезке. Для лучшего упора ногами при старте применяются стартовые станки или колодки. При низком старте общий центр массы (ОЦМ) тела бегуна сразу оказывается далеко впереди опоры, как только спортсмен отделит руки от дорожки. От умения выполнять бег с низкого старта зависит результат в спринте, успешность сдачи школьниками учебных нормативов на скорость.

Задача № 2.Учить постановке стартовых колодок или постановке ног на старте.

Средства:

1. Рассказ о вариантах расстановки колодок.

2. Установка учащимися колодок для обычного старта, сближенного и растянутого стартов.

3. Опробование и выбор варианта старта для себя.

Методические указания:

При разметке вариантов низкого старта и для повышения плотности урока вместо колодок можно использовать мел или другие отметки. При обычном старте передняя колодка устанавливается для сильнейшей ноги на расстоянии 1,5 стопы от стартовой линии, а задняя – 1,5 стопы от передней колодки. При сближенном старте сзади стоящая колодка приближается к стартовой линии и ставится ближе к передней колодке (на расстоянии стопы и меньше). При растянутом старте – от стартовой линии отмеряют 2–2,5 стопы для толчковой ноги, а для маховой – расстояние стопы и меньше от передней. Опорная площадка передней колодки обычно наклонена под углом 40–50 градусов, а задняя – 60–80 градусов. Расстояние между осями колодок в среднем 18–20 см. Колодка с меньшим (более пологим) углом предназначена для сильнейшей ноги, а с большим углом – для ноги, расположенной сзади. В зависимости от видов старта угол наклона опорных площадок изменяется: с приближением колодок к стартовой линии он уменьшается, с удалением их – увеличивается. Колодки должны быть установлены так, чтобы бегун мог занять наиболее удобное положение для быстрого выбегания.

Двигательные установки:

Постановка колодок осуществляется строго по направлению бега, чтобы отталкивание происходило правильно.

Основные ошибки и приёмы их исправления:

а) если стартовые колодки расположены далеко от линии старта, то по команде "Внимание!" бегуну придется значительно выпрямить ноги в коленных суставах, а это не позволит ему по

Наши рекомендации