Обобщение или резюмирование.
Это выражение основной идеи нескольких мало связанных между собой утверждений или долгого запутанного высказывания. Если перефразирование охватывает только что высказанные утверждения клиента, то обобщению подлежит целый этап беседы или даже вся беседа.
Специфические цели обобщения:
помогает клиенту:
1. Систематизировать свои мысли, вспомнить то, что было сказано, побуждает к рассмотрению значимых тем
2. Способствует соблюдению последовательности консультирования.
Чаще всего обобщение используетсяв ситуациях (по Ivey (1971)):
- начало беседы, чтобы структурировать ее, объединить ее с прежними беседами;
- при стремлении придать некое направление беседе;
- когда клиент говорит очень долго и запутанно;
- для перехода к другой теме - когда одна тема беседы уже исчерпана и намечается следующая тема или этап;
- в конце встречи при стремлении подчеркнуть существенные моменты беседы и дать задание на промежуток времени до следующей встречи.
5. Отражение содержания и чувств – происходит через перефразирование и обобщение
Отражать содержание высказываний клиента - перефразировать их или обобщить несколько мыслей клиента.
Ошибка: чрезмерное внимание отражению содержания.
Нередко поддавшись страсти выспрашивания, консультант начинает игнорировать чувства клиента.
Отражение чувств - разница лишь в том, что здесь внимание сосредоточивается не на содержании, а на том, что скрыто за содержанием.
Значение техники отражения чувств - одна из главнейших техник консультирования в том аспекте, что является глубокой техникой.
Считается, что она открыта К.Роджерсом, но признается, используется во всех направлениях консультирования.
А именно всеми направлениями признается роль чувств в процессе консультирования.
Образное представление о роли чувств в консультировании:
1) Психотерапию часто сравнивают с речным потоком, где рябь на поверхности соответствует содержанию высказываний. Но гораздо важнее подводные течения — чувства, обусловливающие содержание.
2) Эмоции, чувства в консультировании и психотерапии подобны крови в хирургии (Bugental (1987)), т.к.:
· они неизбежны;
· выполняют очистительную функцию (очищают душу);
· стимулируют заживление (заживляют душевные раны).
Динамика изменений чувств в консультировании:
1. Клиент вначале имеет тенденция объективировать свои чувства, рассматривать их объектно, как о чем-то отдельном от себя - говорит о своих чувствах «оно» или «они». Поначалу соответствует полезной защитной функции.
2. Многие его чувства остановлены - человек не дает себе их переживать. Чувства – энергия.
Если чувство-энергия остановлено, происходит блокировка потока психической энергии.
Остановка чувств имеет последствия:
1) часть человека отсутствует в контакте, он не может быть эффективным: результативность деятельности падает, отношения страдают (отсутствует понимание и полнота, удовлетворенность);
2) чувство никуда не девается, а дает о себе знать в самый неподходящий момент (усталость, болезнь, увеличение внешних факторов, когда становится много всего, тогда невозможно контролировать, расслабленность (резко меньше всего) сопротивление падает).
3. Подавленное чувство дает о себе знать:
· либо в адекватной ситуации, но неожиданно для самого человека, несмотря на то, что он решил не показывать свое чувство или не допускать его в душе, но с неадекватно преувеличенной силой, т.к. человек его давил;
· либо часто вообще неадекватно - совершенно в другой ситуации - на непредсказуемый заранее стимул (может на незначительный – еще что-то добавилось и переполнило чашу терпения - прорвало, на тот стимул, где человек может себе позволить, меньше сдерживает себя, на новый стимул, напоминающий и др.)
· Высказывая чувства, обозначая их – клиент проделывает, так называемую, «работу чувств» – проживает их, в результате либо происходит катарсис – очищение, т.е. клиент освобождается от них, они его больше не волнуют, не беспокоят, либо начинает ими владеть, а не они им.
Возникновение к-л чувств человек не может контролировать, но может и должен научиться контролировать выражение и протекание этих чувств, на это и нужно направить все свои усилия и постоянно совершенствоваться в этом, т.к. способы выражения безграничны – это жизнетворчество, а некоторые люди стараются копировать к-л, или найти прямые рекомендации, шаблоны, образцы, они м.б., но примерные, а расширять и прикладывать к ситуации необходимо самим. Кроме того, часто важнее нюансы чувств, они играют определяющую роль в ситуации и точность определения именно разных чувств в один момент – тогда важна полнота их выражения для другого человека, чтобы он верно вас понял, правильно отнесся.
На чувства не распространяются оценочные категории; чувства не могут быть «правильными» или «нeправильными». А вот на идеи распространяются категории «истинного» и «ложного». Однако оценивание мыслей возможно только после того, как прояснены чувства.
В целом, чувства требуют:
1. Принятия – какие бы они ни были (неудобные, неуместные, неприятные, слишком приятные, тревожащие, непредполагаемые)
2. Точного, адекватного выражения – ситуации, важности контакта с другим человеком, учета своих ценностей, потребностей.
Однако, специалисты подчеркивают, что хотя чувства очень важны в процессе консультирования, но они не являются самоцелью, их выражение является в консультации все же средством, условием достижения целей консультирования.
Сущность метода отражения чувств:
· Консультант воспринимает скрытые чувства, лежащие в основе того, что говорит клиент, т.е. что стоит за содержанием
· Передавать клиенту то, что замечает с помощью фразы и местоимения «вы» — «вы чувству и «вы думаете...».
Например: «Вы, по-видимому, чувствуете, что вам пора принять решение; однако вам трудно это сделать».
Правила техники:
· консультант должен быть очень чутким
· необходимо обращать внимание не только на рассказ клиента, но и на невербальные, околоречевые средства: его эмоциональный тон, позу, выражение лица, на различные намеки,
· обращать внимание на умалчивания, паузы - чувства и мысли могут таиться не только в том, что рассказано, но и в том, что не рассказано, поэтому
· учитывать все эмоциональные реакции клиента — положительные, отрицательные и амбивалентные; направленные на самого себя, других людей и консультанта.
· особенно важно прояснение, проживаниесильныхчувств: страх, боль, тревога, жалость, надежда, злость и др. Например, выявление сильных негативных чувств удерживает от реализации антисоциальных намерений.
·
Например:
Клиентка: Об этом трудно не только говорить, но даже думать: уже давно я не имею никаких отношений с мужчинами, а теперь не знаю, как отнестись к появившейся возможности.
Консультант; Грустно смотреть, как Вы боитесь и избегаете того, чего, по Вашим словам, хотелось бы.
Клиентка: Без сомнений. Я не знаю, подходит ли он мне. Он кажется очень милым и имеет все, чего мне хотелось бы. Я не знаю...
Консультант: Ваши чувства теперь в смятении. Вы не можете решить, действительно ли хотите этого мужчину.
Клиентка: Да. И так бывает всегда, когда я думаю об этом. Если кто-то заботится обо мне и всем хорош, я бегу от него, когда некто не хочет меня, я хочу его. Что за каша! Смогу ли я когда-нибудь изменить положение?
Консультанту Вы чувствуете себя растерявшейся, думая, всегда ли должны стараться убежать, когда кто-либо заботится о Вас.
Специфические функции, цели отражения чувств:
2. Помогает клиенту погрузиться вглубь себя (проникнуть через систему эго-защиты) прикоснуться к своим неизведанным, неосознанным чувствам, лучше осознать их и эффективней регулировать.
3. Отражение полезно тем, что побуждает клиента присвоить себе свои чувства и стать их хозяином, начать думать о выражаемых им чувствах и идеях как о части собственной личности, а не как о чем-то внешнем для него. Фокусируется внимание клиента на сугубо субъективной компоненте его чувств.
4. Консультант стремится помочь клиенту разобраться в своих нередко противоречивых чувствах, испытать их полнее, интенсивнее, глубже. Отражение чувств означает, что консультант является как бы зеркалом, в котором клиент может увидеть смысл и значение своих чувств.
5. Обобщение чувств позволяет определить эмоциональный тон беседы, синтезировать эмоциональные аспекты опыта клиента. Особенно важно обобщение амбивалентных, полярных чувств по отношению к значимым для клиента ситуациям или объектам любви.
6. Прояснение чувств ведет к прояснению бессознательных идей и опыта, лежащих в основе этих чувств.
Когдаобязательнообращать внимание на чувства:
1. Когда они вызывают проблемы в консультировании.
Например, "Сегодня Вы кажетесь довольно злым", чтобы обсуждение способствовало устранению препятствия для поддержания консультативного контакта. Такое обсуждение также помогает ему допустить нормальность своих отрицательных чувств, а также уменьшить их интенсивность, Важно помочь клиенту выразить отрицательные чувства еще и потому, что самому клиенту легче контролировать открыто выраженные чувства.
2. Могут поддержать клиента, помочь ему.
Особенно выделяются страх, тревога, злость, враждебность.
Например, если клиенту трудно уйти с работы раньше времени, но он приходит на консультативную встречу вовремя, следует это отметите: «Как хорошо, что Вы смогли прийти вовремя!"
Или когда клиентка с затянувшейся депрессией говорит, что смогла подняться с кровати, убрать в комнате и приготовить себе обед, мы, понимая значимость события, должны порадоваться вместе с ней удачному "продвижению" в преодолении депрессии.