Актуальность использования аромакологии в pr

Влияние запахов на человека

Самые важные исследования в аромакологии - это создание феромонов - запахов, управляющих сексуальным поведением человека. Обнаружить феромоны человека - заветная мечта менеджеров индустрии производства ароматических веществ. Ведь тогда поведением человека можно будет управлять эффективнее, чем в настоящее время.

Многочисленными исследованиями показано, что феромоны оказывают сильное воздействие на поведение и физиологические реакции млекопитающих. По обонятельным сигналам млекопитающие распознают видовую и половую принадлежность особей, их физиологическое состояние, возраст, социальный статус, состояние здоровья. По сравнению с другими высшими приматами человек, обладая достаточно хорошо развитыми кожными железами и выделяя большое количество секретов и экскретов, по мнению некоторых исследователей, является наиболее пахучей высшей обезьяной.

Секреты человеческих желез и экскреты содержат андростенон, причем у мужчин его содержание выше, чем у женщин. Андростенон и близкие к нему соединения могут изменять поведение людей, действуя как половые аттрактанты или оказывая воздействие на эмоциональное состояние людей и их сексуальные реакции.

Роль обонятельных сигналов в стимуляции тех или иных эмоциональных состояний человека, значение гедонической оценки запахов и ее взаимосвязь с эмоциями – наиболее популярные и вызывающие особый интерес современные направления изучения роли запахов в жизни людей.

При сравнительном изучении связи различных сенсорных чувств (зрения, слуха, обоняния) с эмоциями и взаимосвязи роли запахов, звуковых и зрительных сигналов с эмоциональной памятью и эмоциональными состояниями человека получены противоречивые результаты.

Экспериментальные исследования показали, что восприятие запахов у людей всегда связано с гедонической их оценкой в отличие от восприятия сигналов других модальностей.

Запахи могут непосредственно влиять на настроение: простое ощущение того или иного запаха может приводить к изменению настроения человека. При этом определенные одоранты могут оказывать специфическое воздействие на настроение, вызывая расслабление, возбуждение (в том числе и половое) или усиление чувственности.

Так, например, некоторые соединения, содержащиеся в мускатном орехе (мускат, валериана и др.), оказывают вполне специфическое воздействие, снимая стресс. Эти вещества широко используются в ароматотерапии: они снижают систолическое давление, снимают ощущения страха, подавленности, усиливают ощущения счастья, спокойствия и оказывают расслабляющее действие. В ароматотерапии известно влияние целого ряда эфирных масел на эмоциональное состояние человека (лаванда, жасмин и др.).

Кроме специфических воздействий, запахи могут оказывать неспецифическое влияние на настроение человека. Приятные запахи улучшают настроение, а неприятные могут его ухудшить. Поэтому люди активно изменяют запаховую среду, в которой они находятся: проветривают помещения, окуривают их благовониями, используют парфюмерию.

Запахи могут надолго сохраняться в эмоциональной памяти человека и активизировать эмоциональную память. Поэтому запахи часто используются как стимулы при изучении долговременной памяти человека. Запоминается взаимосвязь запаха с определенным контекстом. Запаховые стимулы обладают способностью возбуждать память и воображение, что часто сопровождается сильными эмоциями, сходными с теми, которые были испытаны в ситуации, связанной с определенным запахом.

Запахи, связанные с эмоциями, оказывают воздействие на поведение человека в зависимости от индивидуального опыта. Например, запах, присутствовавший во время решения сложной задачи, может вызвать стресс, если испытуемый встретится с ним позже. В одном из исследований испытуемым предлагали 254 запаха, связанных с пищей, домом, другими людьми и т.д. Оказалось, что предъявление запахов часто вызывало в памяти людей определенные эпизоды и образы, имеющие эмоциональную окраску. Запахи человека часто вызывали ассоциации с матерью, любимым человеком, родителями, друзьями.

Запахи обладают мощным мотивационным воздействием. Они могут оказывать сильный аттрактивный или репеллентный эффект, привлекая или отталкивая людей. У человека аттрактивность или репеллентность запаха в значительной степени определяется их гедонической оценкой. Эта проблема непосредственно связана с использованием парфюмерии, и практически ни одно из совещаний по химической коммуникации не обходится без выступления парфюмеров, так как искусственные запахи приобретают для человека вполне определенное сигнальное значение.

Запаховый опыт оказывает влияние на подсознание и поведение, сходное с тем, какое оказывают те или иные эмоции. Основываясь на идее, что приятные запахи вызывают положительную оценку других людей, было проведено исследование, в котором у мужчин выяснялось первое впечатление о женщинах. Оказалось, что надушенные женщины больше привлекали мужчин и навевали романтическое настроение, если были одеты «неформально». Надушенные обычно одетые женщины не вызывали таких оценок.

Установлено, что запах средне неприятный в большей степени усиливает агрессивность людей, чем сильно неприятный запах. В другом исследовании студентам предлагали по фотографиям дать оценку сфотографированных людей. Оказалось, что при наличии неприятного запаха (этилмеркаптан), положительные оценки давались реже, чем без этого запаха.

Запахи могут действовать как катализаторы, усиливая то или иное эмоциональное состояние. Например, нанесение на тело любимого (любимой) приятного запаха может сильно увеличить его (ее) привлекательность как полового партнера.

Важной проблемой является определение того, какие эмоции вызовет запах у того или другого человека (исходя из его опыта). Одним из решений является та группа ароматов, которые действуют на всех одинаково, т.е. не специфические, воздействие которых основано больше на физиологии, чем на психологии.

Вторым вариантом решения является проведение социологических исследований, чтобы вычислить, какой запах больше всего нравится целевой аудитории.

Третье решение заключается в тестировании. Калер Халим, индонезийский ученый, разделил людей на 10 групп по их предпочтению к определенным запахам. Он разработал тест, который позволит за пару минут определить: к какому типу относится человек. При помощи этого теста можно легко манипулировать людьми на более глубоком уровне, зная их предпочтения в ароматах.

Номенклатура новой науки

Аромакологию в различных источниках называют по-разному (ароматерапия, ароматика, ароматология, аромалогия), поэтому мы постараемся привести все её составляющие в систему.

У аромакологии, как и у PR много определений:

Аромакология(aromacology) – это наука о влиянии синтетических душистых веществ на психоэмоциональное состояние человека;

Аромакология– это наука, изучающая благотворное воздействие ароматов и запахов на самочувствие человека;

Аромакология – наука, которая изучает влияние ароматов на настроение и самочувствие;

Аромакология – наука, изучающая влияние запахов на психофизическое состояние человека;

Мы считаем, что самое подходящее определение аромакологии– это наука, изучающая влияние запахов на человека.

Многие ошибочно называют ароматерапию наукой, изучающей влияние запахов на человека. Дело в том, что ароматерапия зародилась около пяти тысяч лет назад в Египте, поэтому ей часто придают главенствующую роль в изучении запахов. Но границы ароматерапии давно закреплены, и не стоит путать метод профилактики и лечения заболеваний с помощью ароматических растений с понятием «аромакология». В литературе можно встретить такой термин, как аромалогия. Его использует ароматерапевт Миргородская С. А. в своей книге «Аромалогия». Эта книга издана для широких масс, и, видимо, автор не захотела «пугать» своих потенциальных читателей научным термином «аромакология». Помимо перечисленных названий, нужно особо выделить ароматологию – название, данное российским исследователем Ольгой Вайнштейн. Ароматология – это самый русифицированый с латинского термин. В данной работе мы стремимся внести ясность в изучаемую проблему, а не запутать корни исследуемого вопроса, поэтому используем общепризнанный во всем мире термин «аромакология» (от английского aromacology).

Чтобы работа была полноценна, необходимо определиться с терминологией, используемой в изучаемой науке. Так как аромакология новая наука, многие её направления накладываются друг на друга. Поэтому постараемся дать определения тех терминов, которые используются в нашей работе. Классификация разделов аромакологии:

Аромапсихология– способ управления с помощью средств и методов ароматерапии психическим состоянием.

Аромадизайн– воздействие с помощью ароматических растений, эфирных масел и других ароматов с определённой целью: увеличения производительности труда, гармонизации отношений в трудовом коллективе, привлечения клиентов и т.д.

Аромакультура– применение производных ароматических растений, синтетических, полусинтетических эфирных масел для комфорта. Аромакультура применяется для ароматизации помещений, уборки, устранения неприятных запахов и т.д.

Ароматерапия – это метод профилактики и лечения заболеваний с помощью ароматических растений и производных из них. Ароматерапия – это, в первую очередь, метод сохранения здоровья, профилактики и, во вторую, – лечения.

Аромакосметология– метод применения средств и способов ароматерапии для лечения и профилактики косметологических проблем и кожных заболеваний.

Аромамассаж– специальная методика массажа с натуральными эфирными маслами, применяемая для профилактики и лечения.

Парфюмерия– искусство составления композиций из натуральных, полусинтетических и синтетических компонентов. Парфюмерия – это наука изготовления духов, одеколонов, ароматических композиций для косметики, бытовой химии и пищевой промышленности.

Аромакология как наука

2 ноября 2002 года в Париже завершился Глобальный симпозиум по аромакологии. На симпозиуме прозвучали выступления нейробиологов, биофизиков, биохимиков, психиаторов (как, например, Сюзанн Шифман, профессора отделения психиатрии Дьюкского университета или профессора дерматологии из Университета Сан-Франциско Питера Элиаса). Эти представители естественнонаучных дисциплин изучают, как именно запах воздействует на человеческий мозг и какой реальный эффект оказывает на наш организм. Во второй части симпозиума своим опытом делились руководители известных парфюмерно-косметических компаний, которые пытаются внедрить в производство разработки ученых: «Kenzo» (Одиль Лобадовски), «Shiseido» (НакаоМаксумура), «L’Artisan Parfumeur» (Мари Дюмон), «Aveda» (Доминик Нилс Консей) и многих других.

О связи эмоционального плана человека и его обоняния известно давно. На протяжении всей истории человечества неотъемлемой частью самых различных культов и религий было и остается создание определенного душевного настроя среди верующих посредством воздействия на их обоняние. Вспомните сожжение драгоценного фимиама на алтарях языческих богов, курение благовоний в азиатских храмах или ладана в католических соборах и православных церквях.

Из глубины веков дошли до нас первые благовония, сохранившие ароматы древности в усыпальницах египетских фараонов. Библейская Суламифь, соблазнявшая Соломона, плясала перед ним, излучая ароматы возбуждающих масел, пропитавших ее гибкое тело. В древних Афинах любая красавица знала, что руки должны пахнуть мятой, а лицо – пальмовым маслом. Изнеженные патриции гордого Рима буквально купались в благовониях, они опрыскивали ими не только свою одежду, но даже улицы, по которым должен проехать император.

Ароматерапия зародилась в Древнем Египте и растения стали использовать для лечения за 3 тысячи лет до Рождества Христова. Существует много свидетельств о повседневном использовании благовоний египтянами. Около 3 тысяч лет до н. э. король Джосер воздвиг ступенчатую пирамиду в Сахаре. Ее главным архитектором был гений по имени Имхотеп — выдающийся врач, астроном и мудрец. Имхотеп много работал над распространением медицинских знаний среди своих современников. Иногда его даже называют праотцом ароматерапии.

Впервые в мире с научной точки зрения на влияние ароматов взглянули в Японии.

В 1872 году бывший флотский аптекарь Yushin Fukuhara (Юшин Фукухара), приобретший за границей богатый опыт по части медицины, основал аптеку Fukuhara-Shiseido в Токио, в новом роскошном “европейском” квартале Гинза.

Члены семейства Фукухара поняли, что одного лечения недостаточно, нужно еще доставить удовольствие. С самого начала они стремились создать в своей аптеке атмосферу уюта и ожидания гостей: устроили там фонтан с содовой водой, угощали чаем, затем придумали блокнотики с советами. При входе в магазин Shiseido открыли цветочный магазинчик, витринам которого уделялось самое тщательное внимание. Shiseido идет еще дальше и в 1922 г. на втором этаже магазина косметики (с 1916 г. он был отделен от аптеки) открывает парикмахерский салон, косметический салон и даже магазин одежды.

“В этом - вся философия Shiseido: не просто продать товар, а доставить удовольствие покупателям. Этот принцип издавна пронизывает маркетинговую политику Shiseido. Все должно способствовать хорошему самочувствию и удовлетворению: вскрытие упаковки, открывание флакона, применение косметического средства, ощущение флакона в руке и даже возвращение флакона в упаковку. «Качество, эстетика, звуки и запахи всех этих элементов должны быть приятными для пяти чувств» - подчеркивают ответственные за связи с общественностью сотрудники фирмы. В теории эту идею разделяют все известные фирмы, а Shiseido, воодушевляемая ею с очень давних пор, создала единственный в мире научно-исследовательский институт. В 1939 г. фирма собрала исследователей из различных отделов в Научно-исследовательском центре (сейчас таких несколько), который занимался фундаментальными исследованиями и передовыми технологиями. В 1953 г. она создает в Токио Институт косметологии, цель которого - развивать исследования в области косметики в интересах конечного пользователя. Основываясь на принципе глобального подхода к косметике, он ведет работы с учетом перспектив в области психологии и физиологии. В нем подвергается научному анализу все, что относится к косметике, а также воздействие запахов, изображений или звуков на поведение или психологическое состояние. Проводятся тесты с участием покупателей, всегда направленные на анализ удовлетворения. Для гармоничного выстраивания духов Shiseido занимается исследованиями пяти чувств, и в первую очередь обоняния. Удивительные результаты этих исследований доказали, что некоторые запахи стимулируют работу мозга, дают улучшение при депрессивных состояниях и помогают организму постоянно поддерживать деятельность иммунной системы. Например, было доказано, что у группы студентов, которые занимались устным счетом, результативность повышалась на 10-20% при работе в помещении, обработанном цитрусовыми (лимон, апельсин, бергамот) или цветочными парами (роза и ирис), причем женщины оказались более чувствительны к цветочным запахам. При распространении древесного запаха, а еще лучше - запаха зелени группа машинисток начинает печатать намного быстрее и с меньшим количеством опечаток!

На западе пионером исследования запахов в современной психологии стал американский психиатр А. Хирш. Он установил, что определенные запахи вызывают конкретные действия и поведение человека. Начинал он с простого, но очень выгодного для бизнеса дела. Он распространял специально разработанную эссенцию в розничных отделах магазинов и установил, что там резко возрастает продажа товаров по сравнению с «неопыленными» секциями. Потом он набрал 3 тыс. добровольцев, страдающих избытком веса, и заставил их за полгода похудеть в среднем на 12,7 кг. Все было очень просто: как только люди чувствовали голод, Хирш разрешал им есть, но предлагал при этом понюхать специальный ароматизатор. Чем чаще испытуемые нюхали его, тем больше веса они сбрасывали. Некоторые худели настолько интенсивно, что их пришлось выводить из эксперимента.

Позднее клинические эксперименты показали, что ароматы лаванды, ромашки, лимона и сандалового дерева ослабляют активность головного мозга быстрее, чем любой депрессант. А жасмин, роза, мята и гвоздика возбуждают клетки серого вещества мощнее, чем крепкое кофе.

Следует отметить, что на общие для всех людей рефлексы восприятия запаха всегда накладывается специфика конкретной культуры. Так, европейца может взволновать запах церковного ладана, создаст у него особый духовный настрой. Но этот запах ничего не говорит индийскому буддисту, над которым властвуют непонятные и странные для европейца ароматы азиатских курений. У людей различных культур один и тот же запах может вызывать разные ассоциации. На отношение к запахам влияет не только культура, но и: географическое положение страны, её уровень развития, менталитет и многое другое.

К сожалению, воспитанный в европейской рациональной традиции человек очень часто не придает значения роли запахов в поведении людей. Мы знаем, как пахнут некоторые цветы и фрукты. Еще можем обратить внимание на аромат духов любимой женщины, вызывающий у нас эротические фантазии. И, конечно же, резкий неприятный запах заставляет нас брезгливо наморщить нос и быстрее отойти подальше от его источника. Обычно на этом наше внимание к запахам исчерпывается. И напрасно.

Из-за такой детской наивности порой мы вообще не замечаем целой сферы приемов, которая является средством манипуляции нашим поведением. За ширмой этой наивности давно уже ведутся специальные исследования. Сегодня развиты мощные отрасли промышленности — парфюмерии и косметики, табачных изделий, напитков. В них запах играет ключевую роль.

Современное западное общество явно тяготеет к тому, чтобы не только наложить табу на нежелательные ароматы окружающей среды (кстати, по данным ЕЭС самой дурнопахнущей страной Западной Европы является Германия, за которой следуют Франция, Великобритания и Италия) и даже человеческого тела, но и окружить себя подобающими комфортными запахами в самой различной обстановке - от больничной палаты и рабочего помещения, до зала супермаркета и кинотеатра. И это по большому счету не удивительно. Ведь именно обоняние осуществляет самую непосредственную связь между нами и внешним миром. Нервные окончания, расположенные в носовой полости, напрямую связаны с головным мозгом. К тому же его отдел, обрабатывающий и классифицирующий запахи, ведает также нашими эмоциями и памятью. Таким образом, эмоции, обоняние и память связаны между собой теснейшим образом. Оттого и исследования в области использования запахов и аромакологии идут в последнее время семимильными шагами.

Глава 2. Практическая часть

Аромадизайн для магазинов

Крупные магазины и супермаркеты охотно насыщают торговые залы ароматами свежеиспеченного хлеба, или яблочного пирога. К подобной практике прибегла и всемирно известная кожевенная фирма «Луи Виттон» («Louise Vitton»). Во вновь открытом магазине фирмы, помимо изысканного интерьера от Анушки Хемпель (Anouska Hempel), используется принудительная ароматизация торгового зала специально разработанным составом, в основе которого лежит тонкий запах дорогой кожи.

Для магазина, торгующего галстуками, был выбран запах хорошо выдубленной кожи. Он отлично сочетается с деревом, использованным в оформлении интерьера.

Французское туристическое агентство «Havas» частично воспроизводит в офисах фирмы атмосферу будущих мест отдыха, подавая запах нагретого морского песка и экзотических тропических зарослей.

Сегодня разработаны оптимальные запахи для магазинов, продающих розничные товары. Для продуктовых магазинов наибольший эффект дает свежий запах, например, огурца или арбуза. В магазинах одежды увеличить продажи помогают запахи ванили, лаванды, базилика, мяты и лимона. В магазинах кожевенных товаров — запах кожи, особенно если в ассортименте представлены товары из ее заменителей. Благодаря ароматизации воздуха можно увеличить объем продаж магазина на 10-15%.

Каждый менеджер должен задуматься о возможности использования этой технологии. Ведь она нашла применение на западе. Эффективность доказана опытом наших современных западных коллег. Область применения будет расширяться в зависимости от креативности дизайнеров.

Аромакультура в PR

Область аромакультуры лежит близко с аромадизайном, но всё-таки мы решили посвятить ей отдельный раздел.

Аромакультура– применение производных ароматических растений, синтетических, полусинтетических эфирных масел для комфорта. Аромакультура применяется для ароматизации помещений, уборки, устранения неприятных запахов.

«Холидей Инн», вторая по величине гостиничная сеть мира, знает, как ублажить клиента: интерьеры от лучших дизайнеров мира, тончайшее белье, кухня, способная повергнуть в смущение самого утонченного гурмана. Однако в борьбе за клиента необходимо использовать все каналы коммуникации. Так справедливо рассудили в руководстве «Холидей Инн» и провели исследование, чтобы выяснить, что не устраивает клиентов. Воспользовавшись результатами опроса, проведенного среди 2.000 гостей Wyndham Hotels & Resorts, менеджеры «Холидей Инн» обнаружили, что самым непростительным упущением с точки зрения постояльца являются не влажные простыни или убогое меню, а неприятный запах в номерах. Управляющие «Холидей Инн» ввели в обязательную принадлежность фирменного стиля ее отелей принудительное одорирование гостиничных номеров. Чтобы придать гостиничным номерам желаемый аромат, через систему кондиционирования воздуха решили распылять водные растворы ароматизированных спиртов. Даже чрезвычайно малой концентрации аромата болгарской розы вполне достаточно для того, чтобы постоялец почувствовал себя уютнее, чем в обычном гостиничном номере. Новый метод обработки помещений, разработанный и запатентованный известным «гуру» в мире запахов - ИвомПрива (Yves Privas), был опробован в парижском «Холидей Инн» и рекомендован для дальнейшего распространения во всех отелях сети.

В данном примере аромакультура нашла применение в обеспечении комфорта постояльцам отелей. Но область применения аромакультуры намного шире. Ведь современному человеку комфорт необходим во всем и везде: начиная от ложи в театре и заканчивая кабинетом директора зоопарка.

Заключение

Проведенный анализ технологии воздействия дал ответы на все вопросы, которыми мы задались, приступив к работе. Те несколько месяцев, которые мы посветили данному исследованию, не прошли даром. Нам удалось выяснить, что аромакологию можно выделить в отдельную науку, что обоняние – это эффективный канал коммуникации, а технологии аромакологии являются эффективными при воздействии на реципиента и могут применяться при формировании паблицитного капитала наравне с использованием аудиального и визуального каналов коммуникации.

Мы нашли применение аромакологии почти во всех направлениях PR.

Сфера применения аромакологии постепенно выходит за рамки профилактических и лечебных целей. В ближайшее время, благодаря нашим единомышленникам, обоняние как канал коммуникации будет использоваться на все 100%. Данное направление должно произвести переворот во взглядах современных теоретиков, изучающих каналы коммуникации.

Список использованной литературы

1. Шевнин И.А. 7-я специализированная выставка-семинар МЕДИА (полиграфия & реклама)// внутрикорпоративная газета «PR-брейк», 01.10.2003

2. В Париже представлен первый в мире пахнущий интернет-сайт.- по материалам NEWSru.com, 25.02.2002

3. Джедулла Анна. Апельсиновый аромат помогает победить страх перед бормашиной// «Facty i kommentarii», 19.01.2001

4. Жирицкая Е. Аромакология: миф или будущее индустрии?

// «Новости в мире косметики», 20.05.2003

5. Котенкова Е.В. Запахи и их значение в жизни человека// Человек и его здоровье, 20.03.2003

6. Материалы сайта косметической фирмы «Shiseido» http://www.hermitage.msk.ru

7. Материалы сайта косметической фирмы «Dermajetics» http://www.dermajetics.samara.ru

8. Миргородская С. А. Аромалогия: QUANTUM SATIS. — М.: “НАВЕУС”, 1999. —272с.

9. Молчанов И. Мир запахов и управление человеческим поведением.- http://www.dere.ru/library/psy_factor/molchanov_zapah.html

10. Москалев С.Э. АТТАР// Наука и Религия, 28.07.1998

11. Найдено объяснение механизму выбора сексуального партнера.- Lenta.Ru, 15.03.2002

12. Плужников М.С., Рязанцев С.В. Среди запахов и звуков.- М.: Мол. гвардия, 1991.

13. Пощупай это через интернет! - по материалам сайта Утро.Ru, 31.10.2002

14. Скорикова Е.Л. Участие в выставках: как привлечь на стенд клиентов и спрогнозировать эффект от участия, «7-я специализированная выставка-семинар МЕДИА (полиграфия & реклама)», 03.09.2003

15. Скурихов И.М. Нечаев А.П. Всё о пище с точки зрения химика.- М.: Высш. шк., 1991.- 85с.

16. Сумеет ли аромакология доказать свое право на жизнь? - Информационное агентство cosmopress.com, 02.11.2002

17. Тимохов В. Чем дело пахнет? Возможности применения запахов в рекламе и бизнесе//«Рекламное Измерение», № 1 1994, № 13-14 1995

18. Atkins P.W. «Molecules»/ Scientific American Library, A Division of HPHLP, New York, 1998

19. Ben-Arie N, Lancet D, Taylor C, Khen M, Walker N, Ledbetter DH, Carrozzo R, Patel K, Sheer D, Lehrach H, North MA. Olfactory receptor gene cluster on human chromosome 17: possible duplication of an ancestral receptor repertoire.- Hum Mol Genet, 1994.- 3: 229–235p.

20. Brand-Arpon V, Rouquier S, Massa H, de Jong PJ, Ferraz C, loannou PA, Demaille JG, Trask BJ, Giorgi D. A genomic region encompassing a cluster of olfactory receptor genes and a myosin light chain kinase (MYLK) gene is duplicated on human chromosome regions 3q13-q21 and 3p13.- Genomics, 1999.- 56: 98–110p.

21. Buck L, Axel R. A novel multigene family may encode odorant receptors: a molecular basis for odor recognition.- Cell 1991.- 65:175–187p.

22. Buck LB. The olfactory multigene family.- Curr Biol, 1992.- 2: 467–473p.

23. Buck LB: Information coding in the vertebrate olfactory system.- Annu Rev Neurosci, 1996.- 19:517–544p.

24. Buettner JA, Glusman G, Ben-Arie N, Ramos P, Lancet D, Evans GA. Organization and evolution of olfactory receptor genes on human chromosome 11.- Genomics, 1998.- 53: 56–68p.

25. Fan W, Liu YC, Parimoo S, Weissman SM. Olfactory receptor-like genes are located in the human major histocompatibility comples.- Genomics, 1995.- 27: 119–123p.

26. Glusman G, Clifton S, Roe B, Lancet D. Sequence analysis in the olfactory receptor gene cluster on human chromosome 17: recombinatorial events affecting receptor diversity.- Genomics 1996.- 37: 147–160p.

27. Hildebrand JG, Shepherd GM. Mechanisms of olfactory discrimination: converging evidence for common principles across phyla.- Annu Rev Neurosci 1997.- 20:595–631p.

28. Kendall «Hunt Publishing Company» American Chemical Society Shepherd GM: Discrimination of molecular signals by the olfactory receptor neuron – Neuron: 1994.- 771–790p.

29. Lancet D, Ben-Arie N. Olfactory receptors.- Curr Biol,1993.- 3:668–674p.

30. Mombaerts P: Molecular biology of odorant receptors in vertebrates.- Annu Rev Neurosci, 1999.-22:487–509p.

31. Parmentier M, Libert F, Schurmans S, Schiffmann S, Lefort A, Eggerickx D, Ledent C, Mollereau C, Gerard C, Perret J. Expression of members of the putative olfactory receptor gene family in mammalian germ cells.- Nature 1992.- 355: 453–455p.

32. Peter Mombaerts. Odorant receptor genes in humans. «Current Opinion in Genetics & Development», Vol. 9, No. 3, P. 315-320. 1999

33. Rouiquier S, Taviaux S, Trask BJ, Brand-Arpon V, van den Engh G, Demaille J, Giorgi D. Distribution of olfactory receptor genes in the human genome.- Nat Genet, 1998.- 18: 243–250p.

34. Rouquier S, Friedman C, Delettre C, van den Engh G, Blancher A, Crouau-Roy B, Trask BJ, Giorgi D. A gene recently inactivated in human defines a new olfactory receptor family in mammals.- Hum Mol Genet, 1998.- 7: 1337–1345p.

35. Schurmans S, Muscatelli F, Miot F, Mattei MG, Vassart G. The OLFR1 gene encoding the HGMPO7E putative olfactory receptor maps to the 17p13 > p12 region of the human genome and reveals an Mspl restriction fragment length polymorphism.- Cytogenet Cell Genet, 1993.- 63: 200–204p.

36. Selbie LA, Townsend-Nicholson A, lismaa TP, Shine J. Novel G-protein-coupled receptors: a gene family of putative human olfactory receptor sequences.- Mol Brain Res, 1992.- 13: 159–163p.

37. Skoufos E, Healy MD, Singer MS, Nadkarni PM, Miller PL, Shepherd GM. Olfactory receptor database: a database of the largest eukaryotic gene family.- Nucleic Acids Res,1999.- 27:343–345p.

38. Sullivan SL, Adamson MC, Ressler KJ, Kozak CA, Buck LB. The chromosomal distribution of mouse odorant receptor genes.- USA: Proc Natl Acad Sci, 1996.- 93: 884–888p.

39. Trask BJ, Friedman C, Martin-Gallardo A, Rowen L, Akinbami C, Blankenship J, Collins C, Giorgi D, ladonato S, Johnson F. Members of the olfactory receptor gene family are contained in large blocks of DNA duplicated polymorphically near the ends of human chromosomes.- Hum Mol Genet, 1998.- 7: 13–26p.

40. Trask BJ, Massa H, Brand-Arpon V, Chan K, Friedman C, Nguyen TO, Eichler E, van den Engh G, Rouquier S, Shizuya H, Giorgi D. Large multi-chromosomal duplications encompass many members of the olfactory receptor gene family in the human genome.- Hum Mol Genet, 1998.- 7: 2007–2020p.

Приложение №3 Анкета №1

ВОПРОС ДА НЕТ
1. Как Вы думаете, обоняние – это эффективный канал коммуникации?    
2. Вы сталкивались с литературой по аромакологии?    
3. Хотели бы Вы больше знать об этой технологии манипулирования?    
4. Вы когда-нибудь слышали, что воздействие на обоняние используют в рекламных акциях?    
5. Вы когда-нибудь слышали, что воздействие на обоняние используют в PR-акциях?    
6. Вы когда-нибудь использовали технологии аромакологии в PR?    

Приложение №4 Анкета №2

ВОПРОС ДА НЕТ
1. В привлекательности противоположного пола запах играет большую роль?    
2. «ЛИМОН» - сейчас вы почувствовали вкус и аромат цитрусовых?    
3. Когда Вы совершаете покупку, то сознательно выбираете её по запаху?    
4. Вы когда-нибудь покупали вещь, только потому, что она хорошо пахнет?    
5. Вы когда-нибудь замечали, что офис фирмы сознательно ароматизируют (поддерживая корпоративный имидж посредствам аромакологии)?    
6. Посещая магазин, кинотеатр, учреждение, Вы замечали запахи, применяемые в рекламных (PR) целях?    

Приложение №5 Текст памятки, которая прилагалась к японским курительным палочкам — "Ко" фирмы "Morning star"

Когда и где использовать:

ü Используйте Ко, когда у вас дома собирается компания или семейное собрание, или когда вы слушаете музыку, читаете, или желаете расслабиться, или медитировать.

ü Используйте их просто, когда вы отходите на отдых – это поможет вашему сну.

ü Используйте их в офисах, в конференц-залах и в приемных для создания настроения покойного или мирного удобства, для создания атмосферы приятной неофициальности, веселья и праздничности на бизнес встречах.

ü Используйте их в одежных шкафах для придания аромата одежде и белью.

ü Используйте Ко везде и во всяком случае. Элегантный аромат создаст настроение спокойствия, покоя ума и расслабит дух и тело.

Влияние запахов на человека

Самые важные исследования в аромакологии - это создание феромонов - запахов, управляющих сексуальным поведением человека. Обнаружить феромоны человека - заветная мечта менеджеров индустрии производства ароматических веществ. Ведь тогда поведением человека можно будет управлять эффективнее, чем в настоящее время.

Многочисленными исследованиями показано, что феромоны оказывают сильное воздействие на поведение и физиологические реакции млекопитающих. По обонятельным сигналам млекопитающие распознают видовую и половую принадлежность особей, их физиологическое состояние, возраст, социальный статус, состояние здоровья. По сравнению с другими высшими приматами человек, обладая достаточно хорошо развитыми кожными железами и выделяя большое количество секретов и экскретов, по мнению некоторых исследователей, является наиболее пахучей высшей обезьяной.

Секреты человеческих желез и экскреты содержат андростенон, причем у мужчин его содержание выше, чем у женщин. Андростенон и близкие к нему соединения могут изменять поведение людей, действуя как половые аттрактанты или оказывая воздействие на эмоциональное состояние людей и их сексуальные реакции.

Роль обонятельных сигналов в стимуляции тех или иных эмоциональных состояний человека, значение гедонической оценки запахов и ее взаимосвязь с эмоциями – наиболее популярные и вызывающие особый интерес современные направления изучения роли запахов в жизни людей.

При сравнительном изучении связи различных сенсорных чувств (зрения, слуха, обоняния) с эмоциями и взаимосвязи роли запахов, звуковых и зрительных сигналов с эмоциональной памятью и эмоциональными состояниями человека получены противоречивые результаты.

Экспериментальные исследования показали, что восприятие запахов у людей всегда связано с гедонической их оценкой в отличие от восприятия сигналов других модальностей.

Запахи могут непосредственно влиять на настроение: простое ощущение того или иного запаха может приводить к изменению настроения человека. При этом определенные одоранты могут оказывать специфическое воздействие на настроение, вызывая расслабление, возбуждение (в том числе и половое) или усиление чувственности.

Так, например, некоторые соединения, содержащиеся в мускатном орехе (мускат, валериана и др.), оказывают вполне специфическое воздействие, снимая стресс. Эти вещества широко используются в ароматотерапии: они снижают систолическое давление, снимают ощущения страха, подавленности, усиливают ощущения счастья, спокойствия и оказывают расслабляющее действие. В ароматотерапии известно влияние целого ряда эфирных масел на эмоциональное состояние человека (лаванда, жасмин и др.).

Кроме специфических воздействий, запахи могут оказывать неспецифическое влияние на настроение человека. Приятные запахи улучшают настроение, а неприятные могут его ухудшить. Поэтому люди активно изменяют запаховую среду, в которой они находятся: проветривают помещения, окуривают их благовониями, используют парфюмерию.

Запахи могут надолго сохраняться в эмоциональной памяти человека и активизировать эмоциональную память. Поэтому запахи часто используются как стимулы при изучении долговременной памяти человека. Запоминается взаимосвязь запаха с определенным контекстом. Запаховые стимулы обладают способностью возбуждать память и воображение, что часто сопровождается сильными эмоциями, сходными с теми, которые были испытаны в ситуации, связанной с определенным запахом.

Запахи, связанные с эмоциями, оказывают воздействие на поведение человека в зависимости от индивидуального опыта. Например, запах, присутствовавший во время решения сложной задачи, может вызвать стресс, если испытуемый встретится с ним позже. В одном из исследований испытуемым предлагали 254 запаха, связанных с пищей, домом, другими людьми и т.д. Оказалось, что предъявление запахов часто вызывало в памяти людей определенные эпизоды и образы, имеющие эмоциональную окраску. Запахи человека часто вызывали ассоциации с матерью, любимым человеком, родителями, друзьями.

Запахи обладают мощным мотивационным воздействием. Они могут оказывать сильный аттрактивный или репеллентный эффект, привлекая или отталкивая людей. У человека аттрактивность или репеллентность запаха в значительной степени определяется их гедонической оценкой. Эта проблема непосредственно связана с использованием парфюмерии, и практически ни одно из совещаний по химической коммуникации не обходится без выступления парфюмеров, так как искусственные запахи приобретают для человека вполне определенное сигнальное значение.

Запаховый опыт оказывает влияние на подсознание и поведение, сходное с тем, какое оказывают те или иные эмоции. Основываясь на идее, что приятные запахи вызывают положительную оценку других людей, было проведено исследование, в котором у мужчин выяснялось первое впечатление о женщинах. Оказалось, что надушенные женщины больше привлекали мужчин и навевали романтическое настроение, если были одеты «неформально». Надушенные обычно одетые женщины не вызывали таких оценок.

Установлено, что запах средне неприятный в большей степени усиливает агрессивность людей, чем сильно неприятный запах. В другом исследовании студентам предлагали по фотографиям дать оценку сф

Наши рекомендации