Путь и путевое хозяйство. - 2016. - № 7. - С. 2-7.

Многофункциональная новинка

Мотовоз или, в просторечии, дрезина — первый помощник путейцев в деле текущего содержания железнодорожного полотна. Надо ли завезти мате­риалы на перегон, забрать замененный рельс, до­ставить бригаду к месту работы и т.д. — везде вы­ручает мотовоз. На ежевечерних планерках в дис­танции пути обязательно обсуждается работа мо­товозов на следующий день. Куда послать дрезину в первую очередь? Каждый мастер и бригадир спе­шат сделать заявку на предоставление мотовоза именно ему. «Рабочая лошадка» нужна везде. Как и вся путевая техника, мотовозы прошли значительную эволюцию в своем развитии от ма­ломощной АГМу до мощного МПТ. Однако воз­росшие потребности структурных подразделений ОАО «РЖД», занимающихся строительством, тех­ническим обслуживанием и ремонтом пути, а также других объектов инфраструктуры, диктуют новые современные требования к самоходному специальному подвижному составу:

улучшение всех основных технических характе­ристик (производительность, скорость, мощность), а также повышение комфорта, простоты управле­ния, безопасности и эргономики;

минимизация эксплуатационных затрат через снижение стоимости жизненного цикла машины;

внедрение инновационных технологий в обла­сти эксплуатации и ремонта специального подвиж­ного состава;

повышение надежности и коэффициента экс­плуатационной готовности;

сокращение негативного воздействия на окру­жающую среду, снижение вредных выбросов; реализация государственной программы импортозамещения; применение модульных рабочих органов на спе­циальном подвижном составе. Отвечая пожеланиям железнодорожников, ОАО «Тихорецкий машиностроитель-

ный завод им. В.В.Воровского» разработал грузовой мотовоз МПТГ-2 многофункционального назначения. Это первая в Российской Федерации путевая машина с асинхронными тяговыми двигателями и асинхрон­ной генераторной установкой. Изначально, при проектировании мотовоза за­кладывался принцип модульности машины. Ставилась задача оснастить базовый мотовоз МПТГ-2 широким набором сменных модулей, по­зволяющих использовать разнообразные рабочие органы в зависимости от конкретных задач, стоя­щих перед эксплуатирующей организацией.

Путь и путевое хозяйство. - 2016. - № 7. - С. 2-7. - student2.ru

Мотовоз МПТГ-2 предназначен для следующих операций:

погрузки, выгрузки и перевозки грузов на соб­ственной платформе;

перевозки длинномерных грузов, в том числе и рельсов, длиной 25м, на собственной и прицепной платформах;

доставки рабочих бригад к месту работы;

использования в качестве головной машины в составе комплекса для текущего содержания и ка­питального ремонта пути;

маневровых работ на станционных путях;

сварочных работ в полевых условиях;

питания потребителей электроэнергией (380/220 В, 50 Гц);

питания потребителей сжатым воздухом (8 атм).

Мотовоз МПТГ-2 представляет собой четырех­осную подвижную единицу с конструкционной скоростью 120 км/ч. Мощная силовая установка машины (дизельный двигатель ЯМЗ 8502 мощно­стью 400 кВт) совместно с асинхронным тяговым генератором ГТА-350-98 позволяет развивать не только большую скорость, но и увеличенную тягу, что положительно сказывается на динамических характеристиках машины, допускает увеличенную прицепную нагрузку. Прицепная нагрузка 300 тс при скорости до 60 км/ч и 45 тс при скорости до 120 км/ч — показатели, не имеющие аналогов среди путевых машин.

Применение нового отечественного электроме­ханического привода позволяет мотовозу до 20 % снизить удельный расход топлива при работе дизеля в экономичном режиме, так как ис­ключена кинематическая связь двигателя с веду­щими колесами. (При заданной мощности дизеля момент и частота вращения коленчатого вала за счет использования асинхронного генератора реа­лизованы в режиме максимальной топливной эф­фективности безотносительно к текущему значе­нию скорости движения мотовоза);

на 10 % (по самым скромным подсчетам) сни­зить эксплуатационные затраты в связи с уменьше­нием использования масел и технических жидкос­тей, снижением их объемов утилизации;

получить большую надежность и долговечность электрических машин в сравнении с традицион­ными гидромеханическими и гидростатическими передачами;

обеспечить широкий диапазон бесступенчатого регулирования скорости движения;

повысить ресурс дизельного двигателя благода­ря отсутствию жесткой связи с ходовой частью;

увеличить КПД системы на 15 % за счет использования в приводах мотора-генератора и тяго­вого двигателя векторной системы управления, работающей в широком диапазоне изменения момен­тов и частот вращения;

получить отличную управляемость — использо­вание асинхронных двигателей и эффективных IGBT-силовых преобразователей, микропроцессор­ных контроллеров и векторной системы управле­ния обеспечивает качественную работу тягового оборудования с высокими динамическими харак­теристиками, позволяет выдать максимальное зна­чение свободной мощности на тягу;

снизить уровень вредных выбросов дизеля за счет работы в ограниченном частотном диапазоне с минимальным расходом топлива.

Рама мотовоза имеет новую конструкцию, ко­торая позволяет перенос всех систем, обеспечи­вающих работу машины (двигатель, генератор, топливные и гидравлический баки, компрессор и т.д.), под настил платформы и свободное разме­щение их в подрамном пространстве.

Рама состоит из правого и левого лонжеро­нов, соединенных между собой поперечными балками для крепления перечисленного обору­дования, а также поперечных обвязывающих балок. По торцам рамы расположены лобовые листы, между которыми находится центральная балка ударно-тягового устройства. На одной из консолей рамы имеются опорные балки под мон­таж дополнительного рабочего оборудования (краноманипуляторная установка, монтажная пло­щадка и т.п.). Между лобовым листом и торцами лонжеронов находятся ниши балок выносных опор. Лонжероны представляют собой сварную кон­струкцию, состоящую из вертикальных листов, имеющих в средней части большую высоту и мень­шую на периферии, в зоне размещения тележек. В средней части лонжероны имеют отверстия для обеспечения доступа к расположенным в подрам­ном пространстве систем и оборудования.

В ходовой части применена двухосная тележка проекта 202.30.00.000, установленная на всех элек­тропоездах, курсирующих по сети железных дорог России. Годами отработанная конструкция тележ­ки говорит о ее надежности, а также отсутствии в будущем проблем, связанных с обслуживанием, ремонтом и запасными частями.

Путь и путевое хозяйство. - 2016. - № 7. - С. 2-7. - student2.ru

На новом мотовозе МПТГ-2 большое внима­ние уделено кабине, которая разработана не только с учетом эргономики управления и безо­пасности, но и комфортных условий для маши­ниста и рабочих бригад. Основу кабины состав­ляет несущий силовой каркас трубчато-сварной конструкции. Наружная геометрия претерпела изменения в связи с применением современных технологий производства кабин, а также конструктивных решений, позволяющих реализовать дизайн в новом эстетическом ключе. Кабина оборудована вентиляцией, системами отопления и охлаждения. Кондиционер компактен и распо­ложен на крыше. Его система воздушных кана­лов позволяет в зависимости от времени года ра­ботать только в режиме рециркуляции или ох­лаждения. Отопление кабины машиниста обе­спечивает подводящее отопительное устройство системы «жидкость—воздух» и электрокалорифер. Температура воздуха в кабине при работе в режи­ме отопления и режиме кондиционирования регу­лируется автоматически. С помощью современных шумоизоляционных материалов и пакетного осте­кления удалось снизить и общий уровень шума.

На пульте управления размещены системы кон­троля, управления и диагностики мотовоза. Кроме того, кабина оборудована радиостанцией, а также системами обеспечения безопасности движения, пожаротушения подрамного моторно-силового блока, автоматического учета расхода топлива.

Для простого машиниста работа на мотовозе МПТГ-2 означает повышение комфорта и облегче­ние ежедневного труда. Обслуживание машины минимально, а за остальными функциями узлов и агрегатов проследит автоматика. Картину эффек­тивности инновационной машины дополняет на­личие сразу двух крановых установок.

В настоящее время новый мотовоз МПТГ-2 уже прошел весь комплекс сертификационных испы­таний и передан в опытную эксплуатацию. В общем, не приходится сомневаться, что новую ма­шину уже ждут в структурных подразделениях Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» и промышленных предприятиях.

Данной моделью завод-изготовитель постарал­ся удовлетворить все требования, предъявляемые инфраструктурными специалистами к машинам нового поколения, используя отечественные ин­новационные разработки. При этом конструкторы стремились не только замещать импортные ком­плектующие, технологии и методики, а переос­мысливать и дополнять их, адаптируя к местным реалиям и работая тем самым над импортоопережением! Только такой подход поможет успешно ре­шать самые сложные технические вопросы. Сегодня можно с уверенностью сказать, что будущее за мно­гофункциональными модульными путевыми маши­нами — такими, как МПТГ-2! Будущее за импортоопережением!

 
  Путь и путевое хозяйство. - 2016. - № 7. - С. 2-7. - student2.ru

Фендриков А.А.

Наши рекомендации