Путь и путевое хозяйство. - 2016. - № 7. - С. 2-7.
Многофункциональная новинка
Мотовоз или, в просторечии, дрезина — первый помощник путейцев в деле текущего содержания железнодорожного полотна. Надо ли завезти материалы на перегон, забрать замененный рельс, доставить бригаду к месту работы и т.д. — везде выручает мотовоз. На ежевечерних планерках в дистанции пути обязательно обсуждается работа мотовозов на следующий день. Куда послать дрезину в первую очередь? Каждый мастер и бригадир спешат сделать заявку на предоставление мотовоза именно ему. «Рабочая лошадка» нужна везде. Как и вся путевая техника, мотовозы прошли значительную эволюцию в своем развитии от маломощной АГМу до мощного МПТ. Однако возросшие потребности структурных подразделений ОАО «РЖД», занимающихся строительством, техническим обслуживанием и ремонтом пути, а также других объектов инфраструктуры, диктуют новые современные требования к самоходному специальному подвижному составу:
улучшение всех основных технических характеристик (производительность, скорость, мощность), а также повышение комфорта, простоты управления, безопасности и эргономики;
минимизация эксплуатационных затрат через снижение стоимости жизненного цикла машины;
внедрение инновационных технологий в области эксплуатации и ремонта специального подвижного состава;
повышение надежности и коэффициента эксплуатационной готовности;
сокращение негативного воздействия на окружающую среду, снижение вредных выбросов; реализация государственной программы импортозамещения; применение модульных рабочих органов на специальном подвижном составе. Отвечая пожеланиям железнодорожников, ОАО «Тихорецкий машиностроитель-
ный завод им. В.В.Воровского» разработал грузовой мотовоз МПТГ-2 многофункционального назначения. Это первая в Российской Федерации путевая машина с асинхронными тяговыми двигателями и асинхронной генераторной установкой. Изначально, при проектировании мотовоза закладывался принцип модульности машины. Ставилась задача оснастить базовый мотовоз МПТГ-2 широким набором сменных модулей, позволяющих использовать разнообразные рабочие органы в зависимости от конкретных задач, стоящих перед эксплуатирующей организацией.
Мотовоз МПТГ-2 предназначен для следующих операций:
погрузки, выгрузки и перевозки грузов на собственной платформе;
перевозки длинномерных грузов, в том числе и рельсов, длиной 25м, на собственной и прицепной платформах;
доставки рабочих бригад к месту работы;
использования в качестве головной машины в составе комплекса для текущего содержания и капитального ремонта пути;
маневровых работ на станционных путях;
сварочных работ в полевых условиях;
питания потребителей электроэнергией (380/220 В, 50 Гц);
питания потребителей сжатым воздухом (8 атм).
Мотовоз МПТГ-2 представляет собой четырехосную подвижную единицу с конструкционной скоростью 120 км/ч. Мощная силовая установка машины (дизельный двигатель ЯМЗ 8502 мощностью 400 кВт) совместно с асинхронным тяговым генератором ГТА-350-98 позволяет развивать не только большую скорость, но и увеличенную тягу, что положительно сказывается на динамических характеристиках машины, допускает увеличенную прицепную нагрузку. Прицепная нагрузка 300 тс при скорости до 60 км/ч и 45 тс при скорости до 120 км/ч — показатели, не имеющие аналогов среди путевых машин.
Применение нового отечественного электромеханического привода позволяет мотовозу до 20 % снизить удельный расход топлива при работе дизеля в экономичном режиме, так как исключена кинематическая связь двигателя с ведущими колесами. (При заданной мощности дизеля момент и частота вращения коленчатого вала за счет использования асинхронного генератора реализованы в режиме максимальной топливной эффективности безотносительно к текущему значению скорости движения мотовоза);
на 10 % (по самым скромным подсчетам) снизить эксплуатационные затраты в связи с уменьшением использования масел и технических жидкостей, снижением их объемов утилизации;
получить большую надежность и долговечность электрических машин в сравнении с традиционными гидромеханическими и гидростатическими передачами;
обеспечить широкий диапазон бесступенчатого регулирования скорости движения;
повысить ресурс дизельного двигателя благодаря отсутствию жесткой связи с ходовой частью;
увеличить КПД системы на 15 % за счет использования в приводах мотора-генератора и тягового двигателя векторной системы управления, работающей в широком диапазоне изменения моментов и частот вращения;
получить отличную управляемость — использование асинхронных двигателей и эффективных IGBT-силовых преобразователей, микропроцессорных контроллеров и векторной системы управления обеспечивает качественную работу тягового оборудования с высокими динамическими характеристиками, позволяет выдать максимальное значение свободной мощности на тягу;
снизить уровень вредных выбросов дизеля за счет работы в ограниченном частотном диапазоне с минимальным расходом топлива.
Рама мотовоза имеет новую конструкцию, которая позволяет перенос всех систем, обеспечивающих работу машины (двигатель, генератор, топливные и гидравлический баки, компрессор и т.д.), под настил платформы и свободное размещение их в подрамном пространстве.
Рама состоит из правого и левого лонжеронов, соединенных между собой поперечными балками для крепления перечисленного оборудования, а также поперечных обвязывающих балок. По торцам рамы расположены лобовые листы, между которыми находится центральная балка ударно-тягового устройства. На одной из консолей рамы имеются опорные балки под монтаж дополнительного рабочего оборудования (краноманипуляторная установка, монтажная площадка и т.п.). Между лобовым листом и торцами лонжеронов находятся ниши балок выносных опор. Лонжероны представляют собой сварную конструкцию, состоящую из вертикальных листов, имеющих в средней части большую высоту и меньшую на периферии, в зоне размещения тележек. В средней части лонжероны имеют отверстия для обеспечения доступа к расположенным в подрамном пространстве систем и оборудования.
В ходовой части применена двухосная тележка проекта 202.30.00.000, установленная на всех электропоездах, курсирующих по сети железных дорог России. Годами отработанная конструкция тележки говорит о ее надежности, а также отсутствии в будущем проблем, связанных с обслуживанием, ремонтом и запасными частями.
На новом мотовозе МПТГ-2 большое внимание уделено кабине, которая разработана не только с учетом эргономики управления и безопасности, но и комфортных условий для машиниста и рабочих бригад. Основу кабины составляет несущий силовой каркас трубчато-сварной конструкции. Наружная геометрия претерпела изменения в связи с применением современных технологий производства кабин, а также конструктивных решений, позволяющих реализовать дизайн в новом эстетическом ключе. Кабина оборудована вентиляцией, системами отопления и охлаждения. Кондиционер компактен и расположен на крыше. Его система воздушных каналов позволяет в зависимости от времени года работать только в режиме рециркуляции или охлаждения. Отопление кабины машиниста обеспечивает подводящее отопительное устройство системы «жидкость—воздух» и электрокалорифер. Температура воздуха в кабине при работе в режиме отопления и режиме кондиционирования регулируется автоматически. С помощью современных шумоизоляционных материалов и пакетного остекления удалось снизить и общий уровень шума.
На пульте управления размещены системы контроля, управления и диагностики мотовоза. Кроме того, кабина оборудована радиостанцией, а также системами обеспечения безопасности движения, пожаротушения подрамного моторно-силового блока, автоматического учета расхода топлива.
Для простого машиниста работа на мотовозе МПТГ-2 означает повышение комфорта и облегчение ежедневного труда. Обслуживание машины минимально, а за остальными функциями узлов и агрегатов проследит автоматика. Картину эффективности инновационной машины дополняет наличие сразу двух крановых установок.
В настоящее время новый мотовоз МПТГ-2 уже прошел весь комплекс сертификационных испытаний и передан в опытную эксплуатацию. В общем, не приходится сомневаться, что новую машину уже ждут в структурных подразделениях Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» и промышленных предприятиях.
Данной моделью завод-изготовитель постарался удовлетворить все требования, предъявляемые инфраструктурными специалистами к машинам нового поколения, используя отечественные инновационные разработки. При этом конструкторы стремились не только замещать импортные комплектующие, технологии и методики, а переосмысливать и дополнять их, адаптируя к местным реалиям и работая тем самым над импортоопережением! Только такой подход поможет успешно решать самые сложные технические вопросы. Сегодня можно с уверенностью сказать, что будущее за многофункциональными модульными путевыми машинами — такими, как МПТГ-2! Будущее за импортоопережением!
Фендриков А.А.