Создание условий работы библиотеки
· Организация библиотечной среды
· Оформление библиотечных зон
· Укомплектованность информационными ресурсами
· Обеспечение мебелью и оборудованием
· Организация ведения документации библиотеки
Организация библиотечной среды:
· библиографическая зона
· информационная зона
· рекреационная зона (место отдыха и межличностного общения)
· зона периодики и т.д.
· удобный режим работы библиотеки;
· организация библиотечных занятий;
· организация массовых мероприятий;
· организация кружков при библиотеке;
· организация работы в вечернее время и выходные дни и т. д.;
Оформление библиотечных зон (наглядность):
· выставки
· буклеты
· стенды
· путеводители
· памятки
· закладки
· читательские билеты
· приглашения
· и т.д.
Укомплектованность информационными ресурсами:
· книги и методические пособия
· периодические издания
· каталоги и картотеки
· аудио и видеоматериалы
· интернет и телевидение
· полнотекстовые базы данных и т.д.
Обеспечение помещением, мебелью и оборудованием:
· специально-оборудованный абонемент;
· отдельное помещение для книгохранилища;
· отдельное помещение для читального зала;
· библиотечная мебель в достаточном количестве;
· библиотечная техника в достаточном количестве;
· компьютеры и компьютерное программное обеспечение;
· доступ в Интернет;
· копировально-множительная техника и т. д.
Организация ведения документации библиотеки:
· законодательные и нормативные акты (ФЗ «Об образовании», ФЗ «О библиотечном деле»)
· подзаконные акты (ведомственные документы: приказы, положение и правила, инструкция об учете)
· локальные акты (положение и правила конкретной библиотеки, должностные обязанности, трудовой договор и т.д.)
Организационные (локальные акты) документы:
· паспорт библиотеки;
· положение о школьной библиотеке;
· правила пользования библиотекой;
· функциональные обязанности работников библиотеки;
· статистические данные работы библиотеки;
· анализ работы библиотеки;
· планы работы библиотеки;
· модель школьной библиотеки;
· режим работы;
· циклограмма работы.
Документация по основному фонду:
· книга суммарного учета;
· инвентарные книги;
· журнал с копиями накладных;
· папка актов движения фонда (списание, передача и т. д.);
· акты о проведении инвентаризации и проверок фонда;
· тетрадь учета книг, принятых взамен утерянных;
· тетрадь учета изданий, не подлежащих записи в инвентарную книгу;
· книга суммарного учета на нетрадиционные носители информации;
· дневник работы школьной библиотеки;
· журнал учета информационных запросов;
· читательские формуляры.
Документация по учебному фонду:
· книга суммарного учета;
· копии накладных на получение учебников;
· тетрадь учета брошюрного фонда;
· учетные карточки учебников;
· регистрационный журнал учетных карточек;
· папка актов движения учебного фонда (списание, передача и т. д.)
· тетрадь замены учебников;
· журнал выдачи учебников по классам;
· диагностическая карта уровня обеспеченности учебной литературой по областям знаний;
· отчет о полном количестве учебников по классам и областям знаний.
Технология работы библиотеки
· Планирование работы библиотеки
· Формирование фондов
· Организация и хранение фонда
Планирование работы библиотеки на основе анализа :
· перспективный план работы библиотеки;
· годовой план работы библиотеки;
· ежемесячный план работы библиотеки;
· текущий план работы библиотеки.
Планирование работы ШБ
Перспективный план (план развития):
· составляется на 2-3 года;
· содержит не более 3-4 направлений работы;
· обсуждается на педагогическом совете ОУ;
· утверждается директором ОУ.
Перспективный план (план развития) содержит, как правило, пять граф:
· № по порядку;
· направления деятельности и конкретные мероприятия;
· ответственный за направления, соисполнители;
· срок реализации, год;
· ожидаемый результат.
Требования к годовому плану:
· наличие в библиотеке годового плана работы (за три учебных года):
· утверждение его директором школы;
· указание функций, задач, направлений работы;
· соответствие плана работы ШБ учебно-воспитательному плану школы;
· распределение работы по направлениям;
· распределение содержания работы с указанием: названия (темы), срока (даты), ответственного;
· учет литературных, памятных и знаменательных дат, традиционных праздников
Структура годового плана:
1.Анализ работы за прошедший учебный год: отмечается выполнение задач, которые ставились в прошедшем году, краткая справка о библиотеке, анализ работы с выходом на контрольные показатели: обеспеченность, посещаемость, читаемость, обращаемость.
2. Основные задачи библиотеки
3. Основные функции библиотеки
4. Общие сведения о библиотеке
5. Работа с библиотечным фондом
6. Работа по пропаганде ББЗ. Справочно-библиографическая работа
7. Информационная работа
8. Работа с читателями
9. Повышение квалификации
10. Взаимодействие с библиотеками региона и другими организациями.
Виды годового плана:
· текстовой (включает следующие графы: № п/п, направления работы, формы работы, дата проведения, ответственный);
· сетевой ( миллиметровый лист делится на 10 вертикальных граф, первая графа – направления работы, остальные графы – девять месяцев; все мероприятия равномерно расписываем по графам-месяцам).
Примерная схема плана работы с учебным фондом:
· Составление заказа на учебники;
· Прием и техническая обработка поступивших учебников;
· Оформление отчетных документов
· Прием и выдача учебников
· Информирование о новых поступлениях
· Периодическое списание
· Изучение и анализ использования учебного фонда
· Работа с каталогами и тематическими планами издательств
· Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы
· Расстановка новых изданий в фонде
· Проведение рейдов по проверке состояния учебников
· Оформление накладных на учебную литературу и их своевременная сдача в бухгалтерию