Система работы школьной библиотеки
Система работы школьной библиотеки
Логунова Е.Ф., старший методист Регионального центра развития образования
Тезисы доклада
Миссия современной школьной библиотеки
· Создание единой информационной образовательной среды
Направления деятельности школьной библиотеки:
· стать центром внедрения новых технологий;
· стать ресурсной базой инноваций;
· проводить работу по развитию информационной культуры;
· изменение статуса школьной библиотеки;
Критерии деятельности школьной библиотеки
1. Высокое качество результатов обучения и воспитания:
1.1. Участие ШБ в подготовке к ЕГЭ:
- наличие в фонде дисковых тренажеров по ЕГЭ;
- возможность пробного тестирования по различным предметам ЕГЭ on-line в Интернете;
1.2. Участие ШБ в подготовке к олимпиадам и конкурсам:
- информирование о проводимых конкурсах;
- предоставление информации участникам конкурсов, олимпиад;
- подборка материала по информационным запросам;
1.3. Участие ШБ в подготовке рефератов:
- подборка материала по информационным запросам;
- предоставление информации по информационным запросам;
2. Эффективное использование современных образовательных технологий, в т. ч. информационно-коммуникационных:
2.1. Оснащенность школы и ШБ компьютерами:
- техническая оснащенность ШБ, создание условий для работы читателей
- многоотраслевой фонд на различных носителях;
- организация занятий по информационной культуре и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ;
- освоение новых видов библиотечно-информационных услуг и т. д.
2.2. Участие ШБ в работе школьного научного общества:
- размещение информации о победителях конкурсов на сайте школы;
- предоставление информации для подготовки исследовательской работы;
2.3. Обобщение передового опыта (через участие в семинарах, конференциях, чтение лекций на курсах, выступления на заседаниях РМО школьных библиотекарей)
2.4. Издание печатной продукции (публикации в газете «Библиотека в школе», журнале «Школьная библиотека», в СМИ района/города/области)
2.5. Участие в фестивалях, конкурсах и смотрах (региональные, федеральные, международные)
Система в работе библиотеки
· Создание условий работы библиотеки
· Технология работы библиотеки
· Технология библиотечного обслуживания
· Работа с кадрами
Технология работы библиотеки
· Планирование работы библиотеки
· Формирование фондов
· Организация и хранение фонда
Планирование работы библиотеки на основе анализа :
· перспективный план работы библиотеки;
· годовой план работы библиотеки;
· ежемесячный план работы библиотеки;
· текущий план работы библиотеки.
Планирование работы ШБ
Перспективный план (план развития):
· составляется на 2-3 года;
· содержит не более 3-4 направлений работы;
· обсуждается на педагогическом совете ОУ;
· утверждается директором ОУ.
Перспективный план (план развития) содержит, как правило, пять граф:
· № по порядку;
· направления деятельности и конкретные мероприятия;
· ответственный за направления, соисполнители;
· срок реализации, год;
· ожидаемый результат.
Требования к годовому плану:
· наличие в библиотеке годового плана работы (за три учебных года):
· утверждение его директором школы;
· указание функций, задач, направлений работы;
· соответствие плана работы ШБ учебно-воспитательному плану школы;
· распределение работы по направлениям;
· распределение содержания работы с указанием: названия (темы), срока (даты), ответственного;
· учет литературных, памятных и знаменательных дат, традиционных праздников
Структура годового плана:
1.Анализ работы за прошедший учебный год: отмечается выполнение задач, которые ставились в прошедшем году, краткая справка о библиотеке, анализ работы с выходом на контрольные показатели: обеспеченность, посещаемость, читаемость, обращаемость.
2. Основные задачи библиотеки
3. Основные функции библиотеки
4. Общие сведения о библиотеке
5. Работа с библиотечным фондом
6. Работа по пропаганде ББЗ. Справочно-библиографическая работа
7. Информационная работа
8. Работа с читателями
9. Повышение квалификации
10. Взаимодействие с библиотеками региона и другими организациями.
Виды годового плана:
· текстовой (включает следующие графы: № п/п, направления работы, формы работы, дата проведения, ответственный);
· сетевой ( миллиметровый лист делится на 10 вертикальных граф, первая графа – направления работы, остальные графы – девять месяцев; все мероприятия равномерно расписываем по графам-месяцам).
Примерная схема плана работы с учебным фондом:
· Составление заказа на учебники;
· Прием и техническая обработка поступивших учебников;
· Оформление отчетных документов
· Прием и выдача учебников
· Информирование о новых поступлениях
· Периодическое списание
· Изучение и анализ использования учебного фонда
· Работа с каталогами и тематическими планами издательств
· Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы
· Расстановка новых изданий в фонде
· Проведение рейдов по проверке состояния учебников
· Оформление накладных на учебную литературу и их своевременная сдача в бухгалтерию
Формирование фондов ШБ
· пополнение фондов (комплектование и доукомплектование);
· очистка фондов от устаревшей и ветхой литературы;
· организация фонда (приема, учета, технической обработки документов);
· управление фондом (регулирование объема и структуры фондов в соответствии с миссией библиотеки и конкретными задачами, стоящими перед ней);
· хранение фондов.
Принципы комплектования, то есть наиболее общие требования к отбору документов в фонд библиотеки
· Профилирование и координирование;
· Систематичность и плановость;
· Научная обоснованность выбора.
Источники комплектования
· Интернет
· Интернет- магазины
· Получение нужных изданий посредством электронной доставки из научных и публичных библиотек
· Издательства и издающие организации
· Книготорговые универсальные и специализированные фирмы
· Постоянные книжные ярмарки
· Книжные магазины
Учет библиотечного фонда
· различают два вида учета: суммарный и индивидуальный;
· суммарный учет- это учет библиотечного фонда группами по сопроводительному документу; формой суммарного учета является «Книга суммарного учета»;
· индивидуальный учет – это учет каждого конкретного экземпляра; формами индивидуального учета являются: книжная (инвентарные книги), карточная
Проверка фонда
· контрольная функция учета фонда реализуется через проверку, которая проводится:
· при смене материально ответственного лица;
· при выявлении фактов хищения, злоупотребления и порчи документов;
· в случае стихийного бедствия;
· при реорганизации и ликвидации библиотеки.
Работа с кадрами библиотеки
· Самообразование
· Участие в методических объединениях
· Повышение квалификации через курсы, семинары, стажировки
· Портфолио библиотекаря
Автор Марина Бушина |
Система работы школьной библиотеки
Логунова Е.Ф., старший методист Регионального центра развития образования
Тезисы доклада