Глава 1. Строительные блоки социального мира.
11. См. Баанк и Миртенс (в «Миртенс и Вон Грумбков», 1992) определение «социальный».
12. «Естественно» и «нормально» - это выражения, обозначающие бессознательные компетенции.
13. Этот параграф вдохновлен работами биолога Мидаса Деккерса (1997).
14. Практика говорить о конкретных предметах так, как будто у них есть человеческие качества, исходит из греческой риторики.
15. Многие психологи пытаются избежать «компьютерных» метафор, но я полагаю, что они очень полезны, чтобы быстро объяснить какую-то идею, а потом пользоваться ими в книге.
16. Открытие Социальной панорамы стало результатом анализа категорий в рамках модели субмодальностей Бэндлера (1985). Основной вопрос - «На какие категории поделить людей?».
17. В датском языке слова «персонифицировать» в словаре Ван Дейла нет.
18. Печально, что гипнотическая возрастная регрессия является таким же ненадежным источником информации, как и использование скрытых воспоминаний в судебном гипнозе. В противном случае мы бы имели возможность обнаружить пренатальный и постнатальный опыт и выстроить свои теории раннего развития на фактах, полученных в результате гипноза.
19. Это включено в книгу для прояснения принципа, а не в качестве серьезного совета для читателя. Однако эта история базируется на историческом факте. Любовь к компьютерам моего друга Тео затмила его социальную жизнь.
20. В мозгу имеются клетки, которые носят название «зеркальные нейроны», которые отвечают за имитацию поведения окружающих.
21. И наоборот, дети, которые страдают от синдрома Уильямса - это генетическое заболевание - очень хорошо социализируются, но очень плохо овладевают рассудочным познанием. Это, как правило, женщины.
22. Целый ряд экспертов в области педагогики убеждены в генетической (а, следовательно, неизлечимой) природе аутизма. Они так убеждены в этом, что даже когда ребенку снимается диагноз «аутизм», они склонны скорее говорить о диагностической ошибке, нежели об излечении.
Глава 2. Модель Социальной панорамы.
23. Для получения информации о недостатках этого метода см. Главу 6.
24. Здесь можно применить короткую гипнотическую индукцию или сказать: «представьте себе, что вы находитесь в своем любимом месте». Отсюда можно легко сделать шаг по направлению к исследованию Социальной панорамы: «Сядьте. Подумайте обо всех людях, которых вы знаете».
25. В рамках работ Бэндлера и Гриндера (1979) это визуально-кинестетически ассоциированный опыт.
26. Очень частая ошибка - спросить: «Куда вы поместите Джона?», что приводит клиента к мысли об «активном перемещении», а не «пассивном поиске».
27. В подобных случаях можно предположить возможность наличия и других местоположений.
28. См. «общие местоположения» в Главе 6.
29. См. «метод созвездий» в Главе 6.
30. См. Гринспен (1997) психология развития.
31. Это происходит с главным героем в мини-романе Деркса (1999) о Социальной панораме под названием «Призраки в голове» (Spoken in de kop).
32. См. «НЛП и психодиагнозы» (DSM-V) Деркс и Холландер, 1996, Глава 24.
33. Ненамеренное внушение со стороны терапевта стало причиной, по которой Гроув и Пензер (1989) разработали то, что они назвали «чистым языком».
34. Современное глубокое исследование по использованию метафор можно найти у Лоули и Томпкинса (2000) и Деркса и Холландера (1996).
35. В настоящее время большинство психологов игнорируют различия между эмоциональностью, с одной стороны, и познанием - с другой. Все чаще эмоции рассматриваются как часть интеллекта. Модель Gray-La Violette предполагает, что чем более широк диапазон эмоционального выражения человека, тем сложнее будут его когнитивные репрезентации. См. Соммерс (1982) и Фергюсон (1990) по вопросу эмоций как одного из аспектов интеллекта.
36. Простота этого предположения доказывает его правильность. Прагматизм - это философия, подкрепляющая данный вид рассуждений. Если кто-то говорит: «Не может быть, чтобы все было так просто», он говорит о реальности, а не о применимости.
37. Сам я получил образование академического исследователя и несколько лет выполнял социально-психологические исследования. Начало тестирования на реальных людях вне лаборатории всегда становилось для меня и моих коллег очень важным шагом.
Глава 3. Самосознание.
38. См. Лоули и Томпкинс (2000) о символическом моделировании.
39. Джолмстон (1979:179) цитирует Майкла Чехова (1953), который пишет: «Пока центр остается в середине груди (представьте, что на глубине нескольких дюймов), вы будете чувствовать себя собой и полностью отвечающим за свои поступки - но более энергичным и гармоничным, то есть ваше тело будет приближаться к «идеальному». Но как только вы попытаетесь передвинуть центр куда-то еще в теле или за его пределами, вы почувствуетесь, что меняется и ваша физиология, и ваше психологическое отношение - точно так же, как они меняются, когда вы входите в воображаемое тело. Вы заметите, что центр может притягивать и концентрировать все ваше бытие в одной точке, из которой исходит и сияет ваша активность».
Джолмстон советует поэкспериментировать: разместите мягкий, теплый и не слишком маленький центр в область живота - и вы сможете ощутить себя удовлетворенным, заземленным, немного тяжелым и юмористичным. Разместите крошечный твердый центр на кончике носа - и вы станете любопытным, пытливым и даже назойливым. Сместите центр в один из своих глаз - и заметите, как быстро вы стали застенчивым, хитрым и, возможно, лицемерным.
40. Это связано с так называемым «шаблоном идентичности как ресурса», разработанным Джаапом Холландером (IEP practitioner's handouts, 2004).
41. См. раздел 7.5.
Глава 4. Создание власти.
42. Тема взаимодействия групп гораздо шире, чем то, что мы рассматриваем в этой книге. Однако суть ее дается в Главе 5.
43. Послушание и внушаемость - это гипнотический феномен. Связь между подчинением, трансом и гипнозом отлично исследовал Роберт Темпл (1998) в своей книге «Открыт внушениям».
44. Аналогичный паттерн можно увидеть в отношениях с духовными авторитетами. Это станет одним из главных вопросов, рассматриваемых в Главе 7.
42. (?) О теме межгрупповых взаимодействий будет сказано далее. Суть раскрыта в Главе 5.
45. Я узнал об этом лозунге в 70-е годы от Джаапа ван дер Лаана, который был моим арендодателем в течение 15 лет, а также являлся главой анархистов города.
46. Допущение 3 ранее упоминалось в другой формулировке.
47. Под выражениями «якорь» и «якорение» имеется в виду ассоциация между каким-либо стимулом (часто прикосновение к коже, слово или жест) и внутренним ощущением. Это классическое кондиционирование - сочетание стимула и его внутреннего восприятия в течение какого-то времени. См. Бэндлер и Гриндер (1979) и Деркс и Холландер (1996).
48. Я предполагаю, что это применимо к 70% людей.