Паттерны подсознательных стереотипов.
В последние десятилетия когнитивные психологи тактично согласились в одном: наше мышление управляется классификациями и иерархиями, которыми люди пользуются для придания формы своим ментальным картам мира. Этим допущением в качестве точки отсчета пользуются и социальные когнитивные психологи, рассматривающие, каким образом люди проводят разделение на категории и присвоение рангов как себе, так и другим (Кунда, 1999) в процессе создания своей версии социальной реальности.
В Главе 4 я описал механизм, с помощью которого люди создают иерархические отношения, больших шишек и малозначимых персонажей - статус отношений в Социальной панораме. Процессы, благодаря которым происходит это разделение на категории, и будут являться главной темой этой главы. Эта тема, безусловно, важна, так как проблемы во взаимодействиях между группами являются результатом социальных карт, в которых некоторые персонификации помещены в неправильные, негативные или враждебные категории. Ключ к социальной картографии мирных отношений, по-видимому, будет крыться в ответе на вопрос: «Каким образом люди классифицируют друг друга?» (Деркс и Холландер, 1996а).
Социальные психологические исследования данного вопроса обращают внимание на индивидуальные и культурные шаблоны в рамках социальных классификаций. На какие типы делятся люди в той или иной культуре или субкультуре? Какие группы наделяются позитивными чувствами, а какие - негативными? Кто воспринимается как сильный, интеллигентный, богатый, агрессивный или подчиненный? Агостинос и Иннес (1990) обнаружили способ собирать подобную информацию в отдельные массивы данных, чтобы представить ее схематически. Их двухмерные диаграммы дают представление о «среднестатистической» карте социальной реальности населения. В подобной интегрированной модели социальной репрезентации можно увидеть, какие группы считаются позитивными, какие - негативными, а какие - самыми важными.
Когда мы переводим эти результаты исследований в трехмерное пространство Социальной панорамы, оказывается, что каждая категория имеет определенное местоположение. С помощью Техники 2 «Обнаружение своего места в человечестве» (Глава 2) мы можем увидеть, какими категориями пользуется человек и где они находятся в его Социальной панораме. Если вы спросите сотню людей «Где вы видите капитанов кораблей, бедуинов или королевскую семью?», а затем проанализируете ответы, результат и будет являться «среднестатистической трехмерной социальной реальностью».
Информация, которая приведена в данной главе, является результатом огромного количества терапевтических сессий, где предметом служили проблемные отношения между группами.
Многие идеи также были получены на основе демонстраций и упражнений на более чем 50 мастер-классах, в которых формировались группы, а затем между ними искусственно создавалась вражда с помощью соревнований или слухов. Последующее разрешение возникших негативных отношений позволило получить целый ряд полезных инсайтов, раскрывающих действие когнитивных механизмов.
Групповая персонификация
Групповая персонификация - это результат того, что люди помещают друг друга в ту или иную категорию. Подобные персонификации состоят из большого количества индивидуумов, которые функционируют как единая «человекоподобная когнитивная конструкция». Или, если говорить проще, групповые персонификации появляются на свет, когда различные люди «окрашены в один цвет» на основе одной характеристики. Такие выражения, как «социальные ученые», «немцы» или «туристы» являются индикаторами наличия подобных когнитивных конструкций. Особенно сильные групповые персонификации можно опознать по использованию единственного числа вместо множественного: «испанец», «француз», «бош», «япошка», «углекоп». Подобные групповые репрезентации так же, как и репрезентации людей, в Социальной панораме наделяются качествами, чувствами, мотивами, самосознанием, точкой зрения, духовными связями и собственным местоположением.
Когнитивные процессы, необходимые для формирования групповых персонификаций, часто называют словами «генерализация» и «стереотипы». Если групповая персонификация сопровождается формированием негативных отношений, то мы можем говорить о «дискриминации», «расизме», «предубеждении», «этноцентричности», «межгрупповой поляризации» или «мышлении «в группе/вне группы». Если значительная часть общества применяет подобные категории мышления, результатом этого может стать появление в нем неконтролируемых сил.
Для целей этой книги, думаю, будет достаточно сказать, что подобное стереотипное мышление в истории человечества не раз давало социально-когнитивное топливо для бесконечных и кровавых конфронтаций. Войны на Балканах, в Афганистане, Руанде, Северной Ирландии и Израиле доказали, что подобные процессы можно легко вызвать к жизни. Но когда они уже разгорелись, контролировать их очень трудно. Необходимость более глубокого понимания психологических механизмов, которые лежат в основе подобных конфликтов, занимала многих психологов, в числе которых - Оллпорт (1954) и Шериф и Ховланд (1961). Эти исследования стали почвой для развития крупной области социальной психологии.
Чтобы оставаться в рамках моего исследования паттернов бессознательного социального познания и их применения мы ограничимся следующими вопросами:
Что собой представляет пространственная структура социальных отношений?
Каким образом мы можем применить знание пространственной структуры для улучшения проблематичных отношений с групповыми персонификациями?