Визуальные паттерны осознания себя.

Как уже описано во введении, скорость, с которой мозг человека может обрабатывать картинки, значительно выше, чем то, что мы способны воспринимать на сознательном уровне. На основе клинического опыта и других наблюдений можно прийти к выводу, что в этом потоке образов есть также образы, которые относятся к самому человеку. Здесь будут и ментальные «моментальные снимки», и более обобщенные визуальные Я-конструкции. Эти последние ментальные создания определяют наиболее постоянную Я-концепцию - это та часть, которая отвечает за отношения и «бытие». Осознание себя - это смысловая конструкция, которая позволяет вам узнать, что вы есть. Вот почему когда мы говорим об «образах себя», мы представляем себе обобщенную визуализацию.

Многие психологи предполагают, что «образ себя» - это абстракция, которая не соотносится ни с одной определенной визуальной конструкцией. И сравнительно немного социальных ученых принимают концепцию образа себя буквально, то есть как визуальный образ.

Образ себя в этом буквальном смысле применяется в так называемой «технике взмаха» (Бэндлер, 1985; Андреас, Фолкнер и МакДональд, 1994; МакДональд, 1997). Эта техника также иллюстрирует несомненное влияние, которое может оказывать на человека позитивный образ себя, особенно когда он напрямую связан с проблемным поведением (Деркс и Холландер, 1996а).

Сложность полного осознания спонтанных образов себя является препятствием и для экспериментаторов, и для терапевтов. Ученые сомневаются: существуют ли подобные образы на самом деле? Терапевту или наставнику приходится принимать этот факт на веру. Чтобы работать с образами на практике, терапевт должен верить, что подобные визуальные конструкции создают все люди. Это убеждение также поможет терапевту оставаться открытым любым вариантам, которые может продемонстрировать клиент.

Терапевты, которые сомневаются в существовании образов себя, не смогут помочь находящемуся в сомнении клиенту преодолеть свои первоначальные барьеры. Однако научный исследователь сталкивается (должен столкнуться) с дилеммой: создал ли он эти образы своим внушением или просто сделал видимым то, что уже существовало ранее? По моему мнению, эта сложная ситуация присуща исследованию бессознательного познания в целом.

Охота за образами себя.

Визуальная активность человека получает дополнительный импульс, когда мы спрашиваем: «Можете ли вы видеть образ себя?». Эта фраза заставит многих людей начать фанатичный поиск. К сожалению, вопрос подобного рода может запустить поиск столь масштабный, что из всех образов, которые будут в итоге получены, будет невозможно выделить образ себя. Если вы как терапевт знаете, что именно вы ищете, то можете начать задавать направляющие вопросы, которые будет поддерживать язык тела. А потому прежде чем начинать с клиентом поиск образа себя, стоит задать себе вопрос: что конкретно вы ищете?

В рамках техник Социальной панорамы мы редко интересуемся содержанием образов себя. Нас больше интересуют их сенсорные характеристики (субмодальности), в частности, их местоположение. Другими словами, мы обнаруживаем образ себя, когда точно знаем, где именно человек его видит, каков он по размеру и на каком уровне находятся его глаза, в каком направлении он смотрит и, по возможности, насколько он темный или яркий. Иногда нам также нужно знать, несет ли он позитивное или негативное значение.

Когда я пытаюсь обнаружить образ себя какого-то человека, я всегда предполагаю следующее:

1. Образ себя показывает человеку, кто он такой, а также какую социальную роль он играет. Эти образы обеспечивают постоянный поток подсознательной информации о социальной позиции человека. (Метафора: образ себя - это социальный компас, который указывает на «социальный север»). Вопрос, который задается для того, чтобы найти образ себя: «Какой образ показывает, кто вы есть, и какова ваша роль или ваша позиция? Где вы видите этот образ? Какого он размера?»

2. Образы себя начинают играть роль в тех контекстах, в которых знание о вашей позиции или роли является важным. Это верно как для реальных, так и для воображаемых взаимодействий. Метафорический вопрос для исследования образа себя: «Есть ли картинка, которая показывает, какую роль вы играете в этой пьесе?» Буквальный вопрос: « Можете ли вы видеть, кто вы в этой ситуации и с этими людьми?»

3. В любой конкретный момент всегда имеется «ведущий» образ себя, который определяет осознание себя и социальную роль, которую нужно играть. Вопрос: «Кем ты выбираешь быть?»

4. Образ себя может отсутствовать, когда вы думаете, что вы одни, «погрузились в себя» или медитируете. Он может отсутствовать и в ходе взаимодействий, когда вы «полностью открыты», «полностью спонтанны» или в аналогичных состояниях. Если все сигналы, как вербальные, так и невербальные, указывают на отсутствие образа себя, это может оказаться очень ценной информацией. Обычно часть клиента всегда подвергает его внутренний образ цензуре потому, что он является эмоционально негативным и его нужно подавить. Логично предположить, что образ себя будет также отсутствовать у людей с очень ограниченными социальными навыками или очень слабым эго.

5. Образы себя являются подсознательными до тех пор, пока вы о них не вспомните. Вопрос, который заставляет человека осознать подсознательный образ себя: «Притворитесь, что вы можете видеть образ себя. Где бы вы его видели, если бы могли видеть? Какой бы он имел размер?»

6. Терапевту имеет смысл вести себя так, как будто возможен только один образ себя, также осознавая, что множество нестабильных вспышек самосознания могут, при удачном стечении обстоятельств, медленно превратиться в одну четкую визуализацию. По мере того, как углубляется транс, качество картинки обычно улучшается. Внушение: «Расслабьтесь, подождите и посмотрите, появится ли образ себя. Где вы его видите?»

7. Образы себя находятся в пространстве перед вами и связаны с кинестетическим «я». Вопрос: «представьте, что из вашего ощущения себя исходит соединительная линия. Она соединяется с вашим образом себя? На каком расстоянии он находится?» (помогите ответить на этот вопрос жестами в пространстве перед клиентом).

8. Интенсивность и размер кинестетического «я» увеличивается по мере того, как образ себя приближается, становится больше, выше, светлее или располагается ближе к центру.

9. Помимо местоположения в пространстве спереди возможны и другие варианты. Подобные образы зачастую могут быть слуховыми - внутренние голоса. Множественные образы себя указывают либо на множественное восприятие себя, множественные личности (Ван дер Харт, 1991) или на одновременное осознание нескольких социальных контекстов.

10. Образ себя, который находится не «спереди в центре», указывает на убеждение «Я не должен помещать себя в центр» или «я не должен находиться в центре внимания».

Вопрос: «Почему вы не может видеть себя в центре?». Этот вопрос должен выявить ограничивающие убеждения (Холландер, Деркс и Мейджер, 1990).

Наши рекомендации